последнее изменение страницы 29.12.2023

а) Настаивание на растопленном жире

Для настаивания употребляется обыкновенно воловий жир или свиное сало, или же смесь этих веществ. Главное условие состоит в том, чтобы жир был очищен самым тщательным образом. Малейший признак прогорклости делает его совершенно негодным для этой цели, так как употребление помады, приготовленной на таком прогоркшем сале, испортило бы всякое косметическое изделие, в состав которого она входила бы. В виду этого, подготовка жира заслуживает особенного внимания.

Прежде всего необходимо, чтобы жир был, свежий, от недавно убитого животного. Такой жир очищается от всех мясистых частей, тщательно обмывается холодной водой, и затем как можно более размельчается. В крупном производстве это делается на специальных машинах, но при работе в малых размерах можно воспользоваться для этого теми приборами для измельчения мяса (котлетными машинками), какие употребляются в домашнем хозяйстве. Можно даже ограничиться простым ножом, но при этом лучше после разрезания растереть кусочки жира в ступке. Bo всяком случае, чем мельче будут частицы жира, тем лучше.

Измельченный жир подвергается затем вытапливанию. Это можно производить в луженой медной посуде, в фарфоровой, фаянсовой и т. д., лишь бы посуда была совершенно чиста. Необходимо наблюдать, чтобы температура поднималась не выше того, сколько нужно для полного расплавления жира. Иначе жир может пригореть, или по крайней мере получить неприятный запах и желтоватый цвет. Поэтому лучше всего производить нагревание не на голом огне, а посредством пара, или же на водяной бане, т. е. вставив сосуд с жиром в котел с водой. Растопленный жир сливается с осадка, который при этом обыкновенно выделяется, и пропускается через мелкое сито для отделения всех твердых примесей. Само собою разумеется, что сосуд, куда процеживается растопленный жир, должен быть также совершенно чистым. Для получения вполне однородной массы, жир постоянно перемешивается до тех пор, пока он не начнет застывать.

Другой способ подготовки жира состоит в следующем.

К растопленному жиру прибавляется, на 1 пуд его, 16 золотн. поваренной соли и 8 зол. квасцов. Образующаяся пена снимается. Когда жир вполне осветлится, нагревание прекращается. Застывший жир промывается в струе воды небольшими порциями, не более 1 фунта зараз, на гладком камне, причем его постоянно растирают другим камнем подобно тому, как производится растирание красок. Промывание можно прекратить, когда вода стекает чистою и безвкусною, что служит признаком полного удаления соли и квасцов. После того жир вновь растапливается, и затем сливается с выделившейся воды.

Жир, обработанный тем или другим способом, должен быть белого цвета, без запаха, плавиться при 40-45°, и при плавлении не выделять ни воды, ни твердого осадка.

Чем безводнее жир, тем он лучше сохраняется. Для удаления последних остатков влаги, советуют вновь растопить жир с прибавкою 5% безводной глауберовой соли, после чего опять процедить его. Глауберова соль отнимет всю воду, которая в нем заключалась.

Если приходится делать запасы жира надолго, то для увеличения прочности его прибавляют к нему иногда бензойной смолы. Для этого растапливают от 25 до 50 частей жира с 1-й частью смолы и нагревают часа 2-3 при постоянном помешивании, после чего жир опять, как обыкновенно, отцеживается и перемешивается до застывания. Так как бензойная смола придает жиру желтоватую окраску и кроме того сообщает ему свой запах, что не всегда удобно, то советуют вместо этой смолы употреблять такое же количество борной кислоты, которая также хорошо предохраняет жир от разложения. Ho, с другой стороны, нелетучесть борной кислоты может иногда представлять неудобства, напр., при выделке духов, которые должны испаряться без остатка.

Впрочем, при обыкновенных условиях, когда употребляется свежеприготовленный жир, нет необходимости обрабатывать его ни глауберовою солью, ни бензойной смолой, ни борной кислотой.

Заметим мимоходом, что неоднократно пробовали заменить жир парафином, вазелином и другими подобными веществами, но эти попытки не дали практических результатов, так как оказалось, что все эти вещества, хотя и насыщаются эфирным маслом, но не удерживают его, вследствие чего запах скоро выдыхается.

Настаивание производится таким образом, что цветы (или другие части растения) помещаются в сосуд с расплавленным жиром и нагреваются с ним до тех пор, пока жир не извлечет из них все эфирное масло. Здесь также тщательно нужно избегать перегревания, а потому сосуд, в котором происходит настаивание, нагревается на водяной бане, причем наблюдают, чтобы температура держалась около 50° и отнюдь не поднимаясь выше 65°. Рисунок 43 представляет разрез прибора, употребляемого для настаивания. Базаров А. И. сайт real-aroma.ru

Цветы и растопленный жир помещаются во внутреннем сосуде, который вставлен в водяную баню, нагреваемую на огне до желаемой температуры. Содержимое сосуда перемешивается деревянной лопатой.

Время нагревания зависит от свойств душистого материала. Иногда достаточно 1/4 часа, чтобы извлечь все эфирное масло, но большей частью настаивание продолжается от 12 до 48 часов. По истечении необходимого срока, цветы вынимаются или отцеживаются от жира, и сейчас же выжимаются, чтобы собрать и ту часть жира, которым они пропитались. Выжимание производится между нагретыми металлическими досками, чтобы жир не застыл.

После первого настаивания жир еще далеко не вполне насыщен эфирным маслом, которого он может растворить гораздо большее количество. Поэтому, вынув цветы из сосуда с помощью оловянного ситовидного черпака, сейчас же заменяют их новой порцией, которая настаивается на том же жире такой же срок, как и первая. Это повторяется от 10 до 15 раз, пока не получится помада желаемой крепости. Bo Франции приготовляются помады различной крепости, которые принято в торговле означать следующими номерами: № 6, № 12, № 18, № 24 и № 36.

Ha рис. 44-м представлен общий вид французского завода для обработки цветов способом настаивания.

Ha Лейпцигской фабрике Пиммеля и K0, заведены более усовершенствованные приборы. Bo время настаивания цветы перемешиваются с жиром особыми мешалками, затем содержимое сосуда спускается в центрифугу (быстро вращающийся сосуд с мелкими отверстиями в стенках), где цветы отделяются от жира в несколько минут. Жир сейчас же перекачивается обратно в сосуд для настаивания, который между тем был наполнен свежими цветами. Настаивание повторяется несколько раз, до получения помады желаемой крепости.

Базаров А. И. сайт real-aroma.ru Как бы ни производилось настаивание, в растопленный жир должны неизбежно попасть твердые частицы, кусочки от цветов и т. под., кроме того также водянистый сок из них. Для очищения от этих примесей, готовая помада, еще в расплавленном состоянии, должна быть осторожно слита с водянистого слоя и отцежена от осадка.

(Базаров А. И., Монтеверде Н. А. Душистые растения и эфирные масла.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В раздел Базаров А. И.

 

На главную 

 

Перейти к продукции  

 

К общему алфавитному указателю статей


 

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru  

© ООО Реал, 2002-2024