последнее изменение страницы 28.11.2016

Ладанник (Цистус, Лабданум, Европейская каменная роза)

Семейство ладанниковые (Cistaceae Lindl.) объединяет 8 родов, включающих более 200 видов, распространенных в Средней Европе, Средиземноморье, восточной Азии и южной части Северной Америки. На территории России и бывших стран СНГ произрастают представители трех родов: Ладанник (Cistus L.), Солнцецвет (Helianthemum Adans.), Фумана(Fumana Spach.) из которых представлено всего около 20 видов. Ладанниковые - листопадные, полувечнозеленые или вечнозеленые, распростерто-приподнимающиеся, реже прямостоячие кустарники, кустарнички и полукустарнички, многолетние или, реже, однолетние травы. Многие виды этого семейства введены в культуру в Европе лишь с начала XIX века в качестве садовых культур, для озеленения каменистых горок и скал, при создании альпинариев. Легкая межвидовая гибридизация растений семейства ладанниковых позволила получить большое количество новых садовых и культурных форм. Однако повышенная требовательность к теплу и солнечному свету наложила на это семейство ограничение по ареалу своего распространения. Многие виды эндемичны, в силу своего ограниченного ареала произрастания относятся к редким, внесены в Красные книги и охраняются государствами, на территории которых произрастают. Некоторые виды имеют лекарственное значение как тонизирующие средства, некоторые являются источниками ароматной смолы, являющейся сырьем для получения резиноида, эфирного масла и масла абсолю. Производные смолы находят применение в парфюмерной, косметической, ликеро-водочной и пищевой промышленности, используются в ароматерапии. В качестве растительного сырья для извлечения ароматной смолы выступают различные виды рода ладанник (Cistus L.). К сожалению, из-за климатических условий, на территории России данный род имеет ограниченное распространение и видовое разнообразие. Поэтому несмотря на свою давнюю историю использования в качестве лекарственного растения в других странах, например, Греции, Испании, Франции, представителей этого рода не найти в отечественных травниках и пособиях по фитотерапии. Хотя в руководствах по ароматерапии, как переводных, так и крымских авторов, ароматные вещества извлеченные из различных видов ладанника и под различными именами встречаются часто.

В ароматерапии может использоваться, как извлекаемый из облиственных веток различных видов ладанника ароматный резиноид, так и получаемые из него паровой перегонкой эфирное масло или экстрагируемое спиртом масло абсолю. Преимуществом резиноида являются его более низкая стоимость, недостатком – густая консистенция и темный цвет. К сожалению, на текущий момент, все эти продукты на отечественном рынке средств для ароматерапии встречаются редко.

Часть1

Род ладанник (Cistus) относится к семейству ладанниковых (Cistaceae) и объединяет около 20 видов. На территории России зафиксировано всего два дикорастущих вида - ладанник крымский Cistus tauriens Presl. и ладанник шалфеелистный Cistus salvifolius L.; кроме того, были произведены более или менее успешные попытки интродукции еще 10. Большинство интродуцированных видов и выведенных их скрещиванием гибридов представлены в оранжереях различных ботанических садов нашей страны. К сожалению, далеко не во всех ботанических садах растения этого рода могут расти в открытом грунте. К примеру, в 1908 г. в парке Ботанического сада в Санкт-Петербурге были высажены 14 видов ладанника, которые обычно содержали в оранжереях, все растения погибли в первую же зиму.

Основной ареал распространения представителей рода ладанник охватывает территории от Канарских островов через все Средиземноморье до Южного Крыма, Западного Закавказья и Ирана. При этом наибольшее видовое разнообразие наблюдается на юге Пиренейского полуострова и Марокко.

Большинство видов ладанника это невысокие, вечнозеленые, обильно опушенные кустарники, реже – полукустарники. Опушение представляет собой совокупность чередующихся простых или одноклеточных и звездчатых, щитковидных или железистых волосков, выделяющих ароматную смолу. Смола выделяется через оболочку головки железистого волоска, растекается по поверхности и сообщает ей липкость. Некоторые ладанники имеют ароматные, липкие от выделяемой смолы, цельные листья и крупные одиночные цветки. Засухоустойчивы, но очень чувствительны к низким температурам. Многие виды используются в качестве декоративных культур. Из-за любви к солнцу, сухой каменистой почве, на которой в горной местности произрастает ладанник, и внешнего сходства его цветков с цветками шиповника это растение иногда называют «скальной» или «каменной розой».

Растения рода ладанник издревле служили поставщиком ароматной смолы, продаваемой под различными названиями: кистус (цистус), средиземноморский ладан, испанская манна, лазан, лабан, лабданум.

Ньюберри (1929) высказывал небезосновательное мнение, что средиземноморский ладан был известен древним египтянам еще в эпоху I династии (около 3000 лет до н.э.). Старейшим и известнейшим литературным источником, ссылающимся на ароматную смолу ладанника, можно считать Библию. В ней упоминается, что Иаков посылал ладан в Египет в подарок своему сыну Иосифу (книга «Бытия», XLIII:11). Ориентировочно, упоминаемое событие относят к временному периоду не ранее X-VII в. до н.э. О том, что в данном случае речь идет именно о смоле, находимой «на листьях растения Cistus creticus», указывают, например, такие признанные толкователи Библии, как Архимандрит Никифор (1891) и Лопухин А.П. (1904). О ладаннике в своих трудах упоминают Геродот (484-425 гг. до н. э.), Феофраст (372-288 гг. до н. э.), Плиний Старший (23-79 гг.), Гален (129/131-210/217 гг.) и др. Об использовании в медицинских целях и в культовых курениях смолы ладанника писали Диоскорид (ок. 40 г.- ок. 90 г.), Авиценна (980-1037 гг.), Беруни (973-1048 гг.), Амасиаци (1420[30]-1496) и др.

В какой-то момент название «ладан» стало собирательным и употреблялось в отношении ароматной смолы относящихся к различным видам древесных растений двух разных семейств: ладанниковые (Cistaceae) и бурзеровые (Burseraceae Benth. et Hook. f.). Именно к семейству бурзеровых относятся виды босвеллии подсочкой которых с древних времен добывают три основных сорта настоящего ладана: босвеллия священная Boswellia sacra Flueck. (B. karteri Birdw.) - поставщик «аравийского» ладана; босвеллия бумажная Boswellia papyrifera (Caill. ex Del.) Hochst. - поставщик сомалийского («абиссийского» или «африканского») ладана; босвеллия пильчатая Boswellia serrata Roxb. ex Colebr. - поставщик «индийского» ладана. Наиболее ценным всегда считался аравийский ладан, а наименее дорогим – индийский ладан. Цену и сортность ладана определяет аромат и внешний вид смолы. Высшие сорта ладана представляют собой естественные натеки затвердевшей ароматной смолы в виде полупрозрачных светло-желтых капель. Низшие сорта имеют вид сплошной слипшейся массы темного цвета либо массы с отдельными вкраплениями застывших капель. Как можно заметить, уже по названию ладана можно было определить место его происхождения и получить предварительное представление о его качестве и цене.

Название «росный ладан» ранее относимое к дорогой и высококачественной смоле деревьев семейства бурзеровых, позднее стали применять к смоле тропических деревьев семейства стираксовых (Styracaceae). Сейчас название «росный ладан» употребляется, прежде всего, по отношению к дорогой ароматной смоле стиракса тонкинского Styrax tonkinensis Craib. ex Hartwich. (источник «сиамского росного ладана» или «бензойной смолы») и немного более дешевой смоле стиракса бензойного Styrax benzoin Dryand. (поставщик «малезийского росного ладана»).

Кроме того, ладаном иногда ошибочно, а иногда с целью умышленной фальсификации называли смолу некоторых видов можжевельников и кедра.

Смола ладанника называемая также лабданумом или кистусом всегда относилась к одному из наиболее дешевых видов смол и использовалась в качестве замены более дорогих ароматных сортов ладана. Она включалась в составы благовонных курений, использовалась при бальзамировании.

Существенная разница в стоимости смолы ладана и лабданума была обусловлена несколькими факторами:

различием их ароматов при использовании для благовонных курений (ладан давал более благородный аромат);

различием физических характеристик смол, их консистенцией (застывшие кусочки ладана более удобны в хранении, транспортировке и использовании, в отличие от смолы лабданума, слипающейся в единую бесформенную массу);

чистотой смолы от посторонних примесей (специфика сбора не позволяла получить смолу ладанника качеством подобным ладану).

В отличие от смолы ладана, издревле извлекаемой методом подсочки, когда на коре дерева делаются небольшие надрезы, из которых проступают, застывающие на воздухе, капельки смолы, смола ладанника в прежние времена собиралась иными способами, но все они давали продукт изначально более низкого качества.

Так как очень долгое время источник ароматной смолы ладанника держался в секрете, то продавцы создавали мифы и распускали самые экзотичные слухи о ее происхождении. Наиболее устоявшийся миф о происхождении лабданума, из самых ранних дошедших до нас, можно найти у Геродота (История, III:112): «Это вещество самое благовонное, хотя и происходит из самого зловонного места. Оно находится на бородах козлов и зарождается там, как смола на деревьях. Его применяют для многих благовонных мазей, и арабы употребляют его главным образом для курений».

Однако, шила в мешке не утаишь и несколько столетий спустя Плиний в труде «Естественная история» (кн. XII:37) и Диоскорид в работе «Растения и лекарственные средства» (кн. I:97) развеяли это ложное мнение приведя более точную информацию. Они указывали на существование особого вида ароматного ладанника, или каменной розы, имеющего удлиненные, плотные листья, выделяющие весной особый ликероподобный сок. Этот ароматный кустарник привлекает коз, с удовольствием поедающих его молодую зелень. В процессе кормления, животные трутся о листья растения, липкий сок с них остается на длинной шерсти бороды козлов и боках коз. В течение дня сок смешивается с дорожной пылью, а солнце подсушивает его, делая вязким. Это загустевшее ароматное вещество вычесывают - «поэтому в ладане козий волос», отмечает Плиний. Вероятно, упоминаемый способ добычи ароматной смолы ладанника является одним из старейших. А то, что этот метод сбора лабданума практически не изменился за тысячу лет, можно увидеть из фундаментального труда Беруни - «Сайдана» (Фармакогнозия), в нем он цитирует различных авторов описывающих этот же необычный способ сбора смолы (лазан) – с использованием козлов. За прошедшие столетия со времен Плиния и Диоскорида метод не претерпел изменений, разве что теперь в рощи, где росли кусты ладанника, козлов выгоняли специально. А за добываемой таким способом смолой, содержащей большое количество козлиной шерсти закрепилось название – лабдан или лабданум (Ladanum e barba).

Авиценна, современник Беруни, уточнял, что самый «чистый ладан – тот, который пристает к бороде [козлов] и [цепляется за шерсть], находящуюся высоко над землей, а плохой – тот, что пристает к копытам и втаптывается в песок и землю» (Кн. II:380).

Упоминание другого, «более благородного», по процедуре метода сбора смолы ладанника встречается в 26 книге «Естественной истории» Плиния. Он указывал, что в Аравии, Сирии и Африке используют для сбора смолы инструмент – в виде арки или лука с веревкой покрытой шерстью. Отделяемая от шерсти прилипшая смола называлась лабданум toxicum (от гр. toxon – арка или лук).

Этот способ, несколько усовершенствованный, применялся для добычи смолы еще в середине XIX в. Он практиковался специальными людьми называвшимися «лабданистами». Сбор смолы производился со второй половины мая и да начала июля. Для сбора смолы использовались специальные деревянные приспособления в виде грабель с большим количеством тонких ремешков вместо зубцов. Этими ремешками счищали смолистые выделения растения с листьев и верхушек ветвей кустарников, затем смола соскабливалась с ремешков ножом, месилась в массу с прибавлением песка, скатывалась в продолговатые, спирально свернутые комки и высушивалась (Landerer).

Трапп (1869) различал три сорта лабдана, имевшегося в его время на рынке:

1. Кипрский лабдан в массах – представляет собой вязкую, липкую массу, темно-бурого или черного цвета, весьма приятного, бальзамического запаха и горьковато-раздражающего вкуса. На воздухе масса медленно затвердевает, становится рыхлой и хрупкой. В воде не растворяется, в спирте почти не растворяется, при сжигании сгорает ярким пламенем. Состоит из смолы и эфирного масла (86%), воска (7%), водного экстракта (1%), посторонних включений (земля, волосы) (6%).

2. Витой лабдан в палочках – имеет вид тяжеловесных, хрупких, цилиндрического вида палочек, черного цвета и менее приятного аромата. Содержит большое количество песку, некоторые разновидности этого типа лабдана могли включать и другие посторонние компоненты (воск, сажу, графит и др.), в том числе ароматические смолы (ладана, бензоина, канифоли), эфирные масла. По своей сути витой лабдан представлял собой ароматическую композицию изготовляемую, как правило, продавцом по своему рецепту и мог вообще не содержать смолы ладанника. Нечто подобное можно встретить в продаже и сегодня, когда под названием «монастырский ладан» продают ароматную смесь, составленную из различных ингредиентов, состав смеси продавцами держится в секрете, но если она и содержит смолы ладана или лабданума, то неизвестно какого качества и в каком количестве.

3. Лабдан в палочках – имеет вид палочек со слабым ароматом, напоминающим кипрский лабдан. Содержит большое количество посторонних веществ, в том числе землю, волосы и др. Получают путем вываривания в воде листьев и ветвей ладанника благородного ( Cistus ladaniferus L.). При вываривании всплывающая на поверхность черная масса собирается, скатывается в палочки с добавлением песка и высушивается.

Трапп констатировал, что у нас в России лабдан в медицине в качестве лечебного средства не нашел применения, но активно в этом качестве и для курения используется на востоке. Для медицинских целей подходят смолы только высшего сорта. Беруни приводит цитату из работы Орибазия, в которой говорится, что наилучшим является кипрский ладан (лабдан) обладающий душистым запахом, зеленоватой окраской, легко растворим, прилипает к рукам, свободный от песка. Такого же мнения придерживался и Авиценна «Лучший ладан – жирный, тяжелый, кипрский, который хорошо пахнет. Он желтоватый, без примеси песка и полностью растворим в масле, не оставляя осадка». Амасиаци указывал, что «Лучшим видом является маслянистый, в котором нет примеси земли». По словам Плиния настоящий лабданум, с виду сухой и твердый, должен размягчаться при прикосновении и нагреве, а при поджигании гореть ровным пламенем с интенсивным приятным ароматом. Плиний указывал на распространенные в его время способы фальсификации смолы ладанника – ягодами мирта, их можно узнать по характерному аромату и искрении смолы при горении, грязью различных животных, кроме того, смола не должна содержать осколков скальных пород «больше, чем пыль». О возможности применения в качестве наружного средства именно кипрского лабдана писал еще Диоскорид. Сходство в рекомендациях к применению смолы ладанника в лечебных целях можно найти в трудах разных авторов разделенных многими веками.

Так как большинство современных пособий по ароматерапии ссылаются на применение ароматных продуктов в целях идентичных описанным еще две тысячи лет назад, то приведем выдержки из трудов классиков медицины (Диоскорид «Растения и лекарственные средства», Авиценна «Канон врачебной науки», Амасиаци «Ненужное для неучей»), касающихся показаний к применению смолы лабданума (в цитатах «ладан», но имеется ввиду смола цистуса).

 

О стимулирующем рост волос действии:

Диоскорид (I:97): «Смешанный с вином, миррой и миртовым маслом останавливает выпадение волос».

Авиценна (II:380): «Ладан способствует ращению волос, делает их густыми и обильными и сохраняет их, особенно с миртовым маслом или вином».

Авиценна (II:631): «…Если смешать с вином, миррой и миртовым маслом, то такой [состав] препятствует выпадению волос».

Амасиаци (717): «Он укрепляет волосы и препятствует их выпадению. Помогает при плешивости и способствует росту бровей».

 

О ранозаживляющем действии:

Диоскорид (I:97): «Смазывания с вином улучшает внешний вид шрамов».

Авиценна (II:380): «Ладан заживляет трудно заживающие [раны]»; (II:631): «Если смешать ладан с медовой водой и смазать следы от язв, это делает их благообразнее».

Амасиаци (717): «Он способствует росту мяса [в ране] и вылечивает злокачественные язвы».

 

Об обезболивающем и рассасывающем действии:

Диоскорид (I:97): «Закапывание с медом или розовым маслом вылечит боли в ухе».

Авиценна (II:380): «Ладан вводится в [лекарства] для успокоения боли… Ладан с розовым маслом пускают в болящее ухо; он применяется при головной боли, а также пульсирующей боли».

Амасиаци (717): «А если сделать припарку, то рассосет скрофулы, а также успокоит ушную боль».

 

О противопростудном и облегчающем кашель действии:

Диоскорид (I:97): «Смесь [ладан с вином] полезна как средство обезболивающее, противокашлевое, смягчающее».

Авиценна (II:380): «[Ладан] помогает от кашля».

Амасиаци (717): «Помогает при простуде… Он полезен и при старом кашле».

 

О противоопухолевом, закрепляющем, мочегонном, стимулирующем действии:

Диоскорид (I:97): «Выпитый со старым вином останавливает живот; это также мочегонное средство».

Авиценна (II:380): «Ладан, вводимый в свечках, рассасывает маточные опухоли, а при окуривании через воронку изгоняет мертвый плод и послед. Если же выпить в старом вине, он запирает желудок и гонит мочу».

Амасиаци (717): «Если [в смеси] с вином приложить к опухоли молочной железы, то рассосет ее.

А если выпить, то закрепит естество, сделает обильной мочу, рассосет плотную [опухоль] желудка и печени, согреет и укрепит [их] и поможет при истечении мочи по каплям. Если сделать окуривание, то изгонит мертвый плод и послед из утробы и успокоит боли».

Кроме того, Амасиаци указывает на возможность использования смолы лабданума при остеосклерозе:

«Он сваривает густые влаги и помогает при уплотнении костей».

Указывает разовую дозу для внутреннего применения – 1 драм(2,942 г): «Доза его на прием – 1 драм».

И делает интересные уточнения: «Его вредное действие устраняют сандал и розовая вода. А заменителем является стиракс».

В лечебных целях использовалась не только смола ладанника, но и другие части растения.

Диоскорид указывал на кровоостанавливающее, вяжущее действие листьев. Авиценна уточнял, что если смоле присуща способность связывать, то свойство его листьев и цветов – закреплять.

Целебными свойствами обладают и цветки ладанника. Диоскорид писал, что употребление два раза в день настоя цветков в сухом вине оказывает закрепляющее действие и рекомендовал его при дизентерии. Авиценна конкретизировал: «Если дать выпить белых цветков [кистуса] в белом вине, это помогает при дизентерии, [причем] им следует поить два раза в день» (II: 631). Диоскорид указывал, что компрессы с цветками способствуют заживлению язв, старых ран и ожогов. Авиценна об этом писал так: «Отвар очень полезен от язв. Из него делают повязки, и это препятствует распространению злокачественных язв; также изготавливают мазь от ожогов огнем» (II: 631). Также Авиценна считал, что цветки ладанника «закрепляют естество».

Авиценна о лечебном действии корней ладанника: «Если дать выпить корней с уксусом и вином, это помогает от укуса каракурта» (II: 631).

Из избирательно приведенных цитат можно заметить, что каждый последующий автор дополнял и уточнял рекомендации предыдущего, то есть они сохраняли свою актуальность в течение многих веков, ведь Диоскорида и Амасиаци разделяет почти 1,5 тысячи лет. Перечисленные Диоскоридом, Авиценной и Амасиаци лечебные свойства смолы ладанника и по текущий момент приводятся в рекомендациях к применению резиноида, эфирного масла и масла абсолю ладанника.

Заканчивая историческую часть нашего обзора, посвященную сейчас уже экзотическим методам сбора лабданума и способам его применения в прежние века, перед тем как перейти к следующей части, хотим обратить внимание на один интересный момент, распространено мнение, что метод дистилляции эфирных масел открыл Авиценна, что до него ароматные масла изготовлялись преимущественно настаиванием. Не углубляясь в эту тему, отметим, что только в приведенных цитатах и Диоскорида, и Авиценны использовались сходные словосочетания «розовое масло» и «миртовое масло». Возможно ли, что бы Диоскорид был знаком с ароматными эссенциями? Ведь простейший способ производства скипидара из кедровой смолы или «кедрового масла» описан у Плиния: «Под горшком со смолой зажигают огонь. Пары поднимаются и оседают на шерстяной материи, покрывающей сверху горшок. По окончании операции материю, пропитавшуюся маслом, выжимают». При условии, что одни из наиболее ранних и достоверных сведений, дошедших до нашего времени, о методе дистилляции датируются веком, в котором жили и Плиний, и Диоскорид не стоит исключать вероятность, что им был знаком и иной способ получения легко летучих, эссенциальных, ароматических веществ, известных нам сейчас как эфирные масла. Быть может Авиценна в истории не первый, кто применил метод дистилляции к растительному сырью? Не мы первые задаем этот вопрос, но однозначного ответа пока на него нет. Ведь не раз бывало так, что знания утрачивались и спустя время открывались заново. Это касается и технологии дистилляции. По этой причине неизвестно ни точное время этого открытия, ни страны, в которой впервые оно было сделано.

 

Продолжение (часть 2) следует...

 

 

 © Федотов С. В. Ноябрь 2016.  e-mail: fedotov-71@mail.ru

 

На страницу автора

 

На главную 


К общему алфавитному указателю статей

 


Индекс цитирования   Rambler's Top100

© ООО Реал, 2002-2016