последнее изменение страницы 21.09.2018

Скотт Дуглас Каннингем

(27.06.1956-28.03.1993)

Каннингем, ооо РеалКто он, Скотт Каннингем - эзотерик, маг, травник, ароматерапевт, писатель, проповедник, философ? За свою короткую (умер в 36 лет), но плодотворную жизнь (написал около 50 книг как художественных, так и научно-популярных), он получил международное признание в качестве эксперта по растительной, или природной магии. В своих работах Каннингем, как писал во вступительном слове к одной из его книг Роберт Тиссеранд, «искусно совместил оккультную практику с современными достижениями ароматерапии и своим личным опытом». С самого детства Скотт интересовался растениями: деревьями и пряными травами, а в 15-летнем возрасте, после прочтения книги «Сверхъестественное» (авторы Дуглас Хилл и Пэт Уильямс) его интерес сместился в область их магических свойств. Каннингем стал всемирно известным специалистом в области магического травоведения и колдовских ритуалов. Уже прошло четверть века после его смерти, но в интернете и сейчас существует множество сайтов, страницы которых посвящены этой интересной личности, а в YouTube можно посмотреть видеофильмы его семинаров. Эзотерические книги Каннингема переиздаются в различных странах (переведены на 11 языков), большая часть их уже опубликована и на русском языке. В России прослеживается не снижающийся рост интереса к личности Скотта Каннингема и его книгам, многие из которых были уже неоднократно переизданы.

 

Скотт Каннингем родился 27 июня 1956 г. в Ройал-Оук, штат Мичиган, США, и с 1959 г. до своей смерти 1993 г. проживал в Сан-Диего, штат Калифорния. Скотт второй ребенок в семье, у него был старший брат Грег и младшая сестра Кристина. Его отец, Честер Грант Каннингем, был писателем, автором более 170 книг, как художественного, так и научно-популярного жанра. Поэтому не удивительно, что Скотт пошел по стопам отца, поступив в 1974 г. в Государственный университет Сан-Диего для изучения писательского мастерства. Проучившись два года и посчитав, что учеба ему уже ничего нового не дает (к тому времени публикаций в его активе накопилось больше, чем у ряда университетских профессоров), а скорее отнимает время, он бросает ее и решает профессионально заняться литературной деятельностью, отдав ей все свое время. Его дебютная книга – «Магия трав» (Magical Herbalism), но издана она была второй – в 1982 г. Первой опубликованной книгой стал любовный роман «Тень любви» – 1980 г. В период с 1980 по 1987 г. у Каннингема вышел 21 роман, написанный в различных жанрах, 6 книг эзотерической тематики и один буклет «Правда о колдовстве» – о народной магии, о Викке. Этот буклет в дальнейшем лег в основу книги «Викка: Руководство по самостоятельной магической практике» – 1988 г. Каннингем, ООО Реал

Откуда такой интерес к эзотерике? Для лучшего понимания его истоков нам нужно вернуться к 1971 г. В этом году Скотту исполнилось 15 лет и три последовательных события произошли с ним в ограниченный отрезок времени. Что это было – стечение обстоятельств, совпадения? А может быть, совпадения не случайны? Отправной точкой стала прочитанная книга «Сверхъестественное», купленная матерью. Книга разбудила с детства дремавший у Скотта интерес к теме магии и колдовства. Особенно поразила его описанная техника по снятию сглаза определенными движениями рук. В течение следующих двух дней произошли еще два события: он увидел по телевизору документальный фильм о ведьмах, а затем, на следующий день, у него состоялся важный разговор с одноклассницей. В ходе разговора Каннингем неосознанно использовал некоторые жесты «от сглаза», описанные в книге. Девушка узнала эти жесты и спросила:

– Ты что, колдун?

– Нет, – ответил Скотт, – но я хотел бы им стать.

По легенде именно эта девушка, Дороти Джонс, оказавшаяся молодой ведьмой, и познакомила его с переживавшей в тот период подъем популярности западной неоязыческой религией – Викка, основанной на почитании природы. Ее адепты считают, что это выжившая современная религия древнего колдовства, тайно существовавшая в течение многих веков и происходящая из дохристианского европейского язычества.

С тех пор Каннингем изучал и практиковал магию, или, как он предпочитал ее называть, – Викку. К 1981 г. он прошел все ступени посвящения и удостоился наивысшей третьей степени инициации.

Около 15 книг, написанных Каннингемом, популяризируют это направление, в них в доступной форме описываются различные индивидуальные ритуалы, созданные и опробованные им практические техники, цель которых помочь неофиту, практикующему в одиночку (солитари), во вступлении и движении по колдовскому духовному пути саморазвития и познания окружающей природы. При этом, Каннингем честно предупреждает, что он предлагает лишь «один из путей, зиждущихся на моем опыте и тех правилах, которые я наработал, занимаясь Виккой».

Большое внимание в магических обрядах Каннингем уделял пряным травам, натуральным смолам и эфирным маслам, считая, что только натуральные вещества обладают природной энергией. Соединяя природные энергии ароматов, пряностей, минералов, смол … с нашей внутренней энергией мысли можно достичь лучшего результата. Скотт является, по сути, основоположником «магической ароматерапии». Как замечает Тиссеранд, «в современной практике ароматерапии делается акцент на чувство осязания (массаж) и обоняния (запах), в то время как в магической ароматерапии – на запах и видение (визуализацию). Скотт Каннингем предлагает нам путь создания нового образа жизни – совмещением всех земных энергий, в том числе энергии аромата, и обогащения ее энергией нашей мысли». По сути, он попытался совместить новейшие знания по физиологическому и психологическому воздействию естественных ароматов с древним искусством магической парфюмерии. Привнеся метод визуализации в процесс изготовления и использования аромакомпозиций и отдельных ароматических веществ, он создал новую психотехнику, цель которой, сосредоточить все внимание на ожидаемом результате, настроиться и увидеть его и верить в положительное разрешение задачи. Считая, что настрой на желаемый итог, представление его себе (визуализация) позволяет осуществить синергизм нашей внутренней энергии с природными энергиями, заложенными в используемых натуральных веществах.

Каннингем, ООО РеалЭта идея нашла поддержку у психологов, которые считают, что положительный настрой и визуализация, целеустремленность и сосредоточенность на ожидаемом результате уже само по себе обеспечивает половину дела. Но, как говорится, дорогу осилит идущий, поэтому, используя методики и рецепты, предложенные Скоттом Каннингемом, нужно понимать, что это не панацея, это великолепная поддержка, помощь в пути, но пройти его может только тот, кто активен и движется к поставленной цели. Использование психотехнических средств - визуализации в сочетании с ароматерапией или магической ароматерапии, это первые, но очень важные шаги по пути к заветному плоду.

В 1983 г., в возрасте 27 лет, ему был поставлен диагноз лимфома. Благодаря предпринятым мерам: выполненной операции, химиотерапии, серии облучений и проводимых им ритуалов и обрядов на исцеление развитие ракового заболевания остановилось, наступил период ремиссии. Скотт получил передышку и отдавая себе отчет, что отведенное ему время может быть ограниченно, постарался использовать ее максимально эффективно. Он пишет книги, читает лекции и ведет учебные группы по всей Америке, выступает по радио, записывает видеосеминары для телевидения по темам, связанным с травоцелительством и Виккой. Как истинный последователь Викки, Каннингем верил в реинкарнацию, но считал, что не стоит придавать слишком большое значение своим прошлым воплощениям, что важно настоящее, а свое внимание нужно направлять на уроки, которые даются нам здесь и сейчас.

В 1990 г. находясь в турне по средне-западной и восточной части США, у Каннингема появились нарастающие головные боли. В Салеме, штат Массачусетс, он потерял сознание и был госпитализирован. Ему поставили диагноз криптококковый менингит, осложненный ВИЧ-инфекцией. После нескольких недель, проведенных в больнице, его перевезли в Медицинский центр университета Калифорнии Сан-Диего. Здесь он подлечился настолько, что смог продолжать писать и путешествовать, хотя здоровье его ухудшилось, а прогнозы на будущее были неутешительные. В 1992 г. он начал терять зрение и провел продолжительное время в больнице. В январе 1993 г. переехал к родителям. В феврале 1993 вновь проявилась грибковая форма спинального менингита, на этот раз осложненная инфекцией мозга. Каннингем находился в коме несколько дней и окончательно потерял зрение. В марте его перевезли домой, где он умер 28 числа.

Возможно, кто-то увидит в его болезни расплату за то, чем он занимался, а кто-то посчитает, что, Каннингем просто реализовался в этой своей жизни и перешел к следующей реинкарнации. Важно то, что он оставил после себя увлекательные книги с описанием множества доступно изложенных рецептов и техник, проверенных им на практике, которые уже помогли множеству людей в движении по пути самопознания и самореализации.

Некоторые труды Каннингема впервые увидели свет спустя годы после смерти автора. Его незаконченная автобиография была дописана его друзьями и увидела свет под названием «Шепот Луны: жизнь и творчество Скотта Каннингема» в 1997 г. Время написания одной из последних опубликованных работ датируется концом 70-х началом 80-х, но была напечатана она лишь в 2009 г.

Ряд интереснейших произведений этого мистика на русский язык пока еще не переведены.

 

Каннингем, ООО РеалИспользованная литература к этой странице:

Harrington David, Regula DeTracy // Whispers of the Moon: The Life and Work of Scott Cunningham, Philosopher-Magician, Modern-Day Pagan // St. Paul, Minnesota, USA: Llewellyn Publications, 1996. 256 p.

Rosemary Ellen Guiley // The Enciclopedia of Witches, Witchcraft and Wicca // Facts on File, 1989. 436 p. (стр. 85-86).

Pitzl-Waters Jason // Scott Cunningham, Solitaries, and Self-Initiation. The Wild Hunt – Modern pagan news and commentary. 2012. June 14.

Kraig Donald Michael // The Magical Life of Scott Cunningham. USA: Connie Hill, 2012. 52 p.

 

Отдельные автобиографические данные можно почерпнуть из работ Каннингема, поэтому приводим список его книг, изданных на русском языке. Перечислены в порядке их издания, некоторые выходили под разными названиями в разных издательствах:

Искусство прорицания. Киев: София, 1997. 144 с.

Магия в вашем доме: Домашние заговоры, обереги, заклинания любви и здоровья, очищения дома. Совместно с Харрингтоном Д. М.: АСТ Аквариум, 1997. 255 с.

Магическая сила растений: Энциклопедия магии растений. Волшебные свойства растений. Исцеление болезней. Снятие порчи и сглаза. Изгнание злых духов. М.: Аквариум, 1997. 400 с.

Колдовство на травах: Магические растения. Амулеты и талисманы. Защита от порчи и сглаза. Приворот на любовь. М.: АСТ Аквариум, 1997. 268 [3] с.

Учебник по колдовству: Системы колдовских ритуалов. Секреты колдовских обрядов. Колдовские рецепты. М.: АСТ Аквариум, 1997. 255 с.

Магические кристаллы, камни, металлы. М.: АСТ; Назрань: Аквариум, 1998. 352 с.

Магия цветов и ароматов: Защита дома и любимых. Божественные ароматы в магических и религиозных ритуалах. Магическая ароматерапия. М.: АСТ; Назрань: Аквариум, 1998. 237 с.

Полная книга фимиамов, масел и зелий. Ростов на Дону: Феникс, 1998. 352 с.

Ворожба на травах. М.: Аквариум: ООО «Фирма «Изд-во АСТ», 1999. 272 с.

Викка для начинающих: [Мистические таинства Старой Европы и «Книга теней»]. М.: Гранд Фаир-Пресс, 2003. 334, [1] с.

Викка и ее таинства: Самое популярное направление современной магии. М.: АСТ Астрель, 2004. 190 с.

Колдовство. Серия: «Вся правда о». М.: АСТ, 2004. 63 с.

Магия трав. Серия: «Вся правда о». М.: АСТ: Астрель, 2005. 31 с.

Магические ремесла. Совместно с Харрингтоном Д. М.: АСТ: Астрель, 2005. 207 с.

Гадания для начинающих. М.: Гранд Фаир-Пресс, 2005. 222 [1] с.

Кулинария для здоровья, денег и любви: [магические рецепты на каждый день: для защиты, любви, денег, секса, здоровья, духовности, исцеления, очищения, снижения веса] М.: Центрполиграф, 2008. 284, [1] с.

Викка: Руководство по самостоятельной магической практике. СПб.: Весь, 2009. 190 с.

Домашняя магия: Заклинания и ритуалы для защиты дома. Совместно с Харрингтоном Д. СПб.: Весь, 2009. 218, [1] с.

Энциклопедия магических растений. СПб.: Весь, 2010. 275, [8] с.

Магия домашнего уюта. Очищение и защита жизненного пространства. СПб.: Весь, 2012. 224 с.

Магия трав от А до Я. Полная энциклопедия волшебных растений. СПб.: Весь, 2013. 352 с.

Викканская магия. Настольная книга современной ведьмы. СПб.: Весь, 2015. 302 [2] с.

Сила земли (Электронная версия)

Магические обряды, рецепты волшебных снадобий (Электронная версия)

Некоторые из перечисленных книг были переизданы без указания, что это второе издание, отличаются они только годом издания (например, не 1997, а 1998 г или не 2009, а 2010 г)…

Оригинальные названия изданных эзотерических и научно-популярных книг Каннингема:

1982 – Magical Herbalism: The Secret Craft of the Wise (ISBN 0-87542-120-2)

1983 – Earth Power: Techniques of Natural Magic (ISBN 0-87542-121-0)

1985 – Cunningham's Encyclopedia of Magical Herbs (ISBN 0-87542-122-9)

1987 – The Magical Household: Spells and Rituals for the Home (with David Harrington) (ISBN 0-87542-124-5)

1987 – Cunningham's Encyclopedia of Crystal, Gem, and Metal Magic (ISBN 0-87542-126-1)

1988 – The Truth About Witchcraft Today (ISBN 0-87542-127-X)

1988 – Wicca: A Guide for the Solitary Practitioner (ISBN 0-87542-118-0)

1989 – The Complete Book of Incense, Oils & Brews (ISBN 0-87542-128-8)

1989 – Magical Aromatherapy: The Power of Scent (ISBN 0-87542-129-6)

1991 – Earth, Air, Fire, and Water: More Techniques of Natural Magic (ISBN 0-87542-131-8)

1991 – The Magic in Food (ISBN 0-87542-130-X)

1993 – Cunningham's Encyclopedia of Wicca in the Kitchen (ISBN 0-7387-0226-9)

1993 – Divination For Beginners (ISBN 0-7387-0384-2)

1993 – Living Wicca: A Further Guide for the Solitary Practitioner (ISBN 0-87542-184-9)

1993 – Spell Crafts: Creating Magical Objects (with David Harrington) (ISBN 0-87542-185-7)

1993 – The Truth About Herb Magic (ISBN 0-87542-132-6)

1994 – The Truth About Witchcraft (ISBN 0-87542-357-4)

1995 – Hawaiian Magic and Spirituality (ISBN 1-56718-199-6)

1997 – Pocket Guide to Fortune Telling (ISBN 0-89594-875-3)

1999 – Dreaming the Divine: Techniques for Sacred Sleep (ISBN 1-56718-192-9)

2009 – Cunningham's Book of Shadows: The Path of An American Traditionalist (ISBN 0-73871-914-5) – последняя найденная рукопись уже после смерти ее автора, время ее написания датируется концом 70-х -началом 80-х.

Немного о связи Каннингема и Кастанеды

Кастанеда, ООО Реал Помню, как в начале 90-х мы, студенты психологического факультета МГУ, зачитывались произведениями Карлоса Кастанеды и его последователей, с нетерпением ожидая новых книг от издательства «София». Казалось бы, а причем здесь Каннингем? Однако, если присмотреться, в их жизненном пути можно увидеть нечто сходное…

Судьбы обоих связаны с Калифорнией, оба переехали в этот штат будучи детьми, оба учились и прожили здесь практически всю жизнь и даже ушли из жизни – Каннингем в Сан-Диего, а Кастанеда в округе Лос-Анджелеса.

Оба начали свой путь к магии через интерес к лекарственным свойствам растений и основательно погрузились в тему уже во вполне сознательном возрасте.

Оба использовали для получения трансцендентного опыта энтеогенные растения: Каннингем для этих целей использовал различные травы и смолы, обладающие психоделическим действием, а Кастанеда, по его словам только на первом этапе, плоды мескалино-содержащего кактуса лофофоры Уильямса (Lophophora williamsii), более известного как пейотль. Однако, судя по высказываниям Карлоса в конце жизни, что пейотль оставил «рубцы на моей печени», практика внутреннего употребления психотропных растений должна была иметь достаточно продолжительное время. Кастанеда, а по его словам, дон Хуан, использовал психотропные средства (не вызывающие привыкания психоделики) для разрушения догматической уверенности в своем описании мира, расширения реальности, но они же и «сильно ослабили» его тело.

Каннингем отдавал предпочтение более безопасным методам. Вдыхание в определенной концентрации выделений некоторых сжигаемых на углях растений и смол, паров испаряемых эфирных масел издавна активно используется при проведении определенных ритуалов, медитаций или иных упражнений, связанных с погружением в себя или настройкой на что-то, способствует более быстрому и эффективному погружению в измененное состояние сознания, «сновидение». Такой способ расширения сознания или выхода за рамки обычной реальности, в большинстве случаев, при соблюдении концентраций и отсутствии определенных патологий, более безопасен, чем внутреннее употребление для этих же целей различных психоактивных растительных средств, поэтому часто используются в рамках различных духовных практик. Некоторых желаемых эффектов можно достичь, используя массажные средства с благовонными веществами, добавляя ароматические смеси в ванну, даже обрабатывая ими предметы интерьера, сообщая им «силу» (делая их предметами силы). Основные правила – используемые ароматические вещества должны быть полностью природными, ибо только натуральные вещества обладают необходимой энергетической силой, правильно подобранными и скомпонованными…

Оба занимались магической практикой, читали лекции и вели группы, не выезжая за пределы страны. И хотя нет достоверных данных о том, были ли лично знакомы эти мистики, но то, что они читали работы друг друга более чем вероятно.

Оба получили признание благодаря своим литературным эзотерическим трудам. Их книги переведены на многие языки и изданы в десятках стран огромными тиражами.

Вместе с тем, есть и отличия, стоит отметить, что Кастанеда, опубликовав 12 книг, смог заработать на своих работах и даже оставить после себя наследникам миллион долларов и долю в развитой коммерческой организации с хорошим оборотом, занимавшейся пропагандой его идей, а Каннингему не хватало денег и на лечение, ему даже пришлось незадолго до смерти распродавать свои вещи, включая библиотеку. Чем можно объяснить такую разницу? Возможно, что не последнюю роль в этом сыграл процесс мифотворчества, как личной истории своей жизни, так и всего что его окружало, которым Кастанеда занимался всю свою жизнь. Нет ни одной его биографии, которая была бы свободна от всех взаимоисключающих легенд, которые распространял о себе этот мистик, даже большинство фотографий, представленных в интернете и на сайтах, посвященных Кастанеде, не имеют отношения к нему. Он старался «стереть» личную историю, свою биографию, максимально ее «размыть», «создать туман вокруг себя» и, стоит признать, что он в этом изрядно преуспел. Кастанеда считал, что «маг» или «человек знания» не может позволить себе быть «застывшим», или «статичным», ибо это мешает саморазвитию. По этой же причине он запрещал себя фотографировать, записывать на видео или магнитофонную пленку.  Мифологизацию жизни и даже смерти гуру продолжили ученики и сотрудники основанной им издательской компании Cleargreen, озвучив легенду о том, что Кастанеда, как и его учитель, дон Хуан Матус, не умер, но «сгорел изнутри», то есть перешел в высшее энергетическое состояние. До сих пор мир спорит, а существовал ли вообще дон Хуан, не удачная ли это мистификация Кастанеды, основанная на хорошо проведенной исследовательской работе? Как бы то ни было, но произведения Кастанеды оказали значимое влияние на многих других известных творческих людей, в том числе и литературного мистико-магического направления, например, Ричарда Баха и Пауло Коэльо. В России, в начале 2000-х, особой популярностью пользовались произведения отечественных авторов, написанные в жанре магического реализма, в которых без труда можно выделить сюжетные приемы, использованные еще Карлосом, например, серия книг Владимира Мегре, о таежной кудеснице Анастасии или книги Анхеля де Куатье… Примечательно, что в информации о себе оба автора, в большей или меньшей степени, используют технику «стирания своей личной истории».

Кастанеда, ООО РеалРаботы Каннингема несут прикладной характер, легко читаемы и более понятны, они не содержат такого явного налета таинственности и нереальности, который ощущаешь, читая Кастанеду. И, если книги Кастанеды сейчас можно рекомендовать как источник информации об определенных обрядах и традициях некоторых индейских племен (впрочем, найдется много ученых, готовых оспорить их достоверность), в качестве интересного и захватывающего чтения, то работы Каннингема можно рассматривать еще и с точки зрения расширения знаний о народной медицине, о лечебных свойствах окружающего нас мира (растений и минералов). Конечно, работы ни Каннингема, ни Кастанеды нельзя назвать научными, они требуют к себе вдумчивого подхода. Но и современные последователи этих магов рекомендуют их книги в качестве хорошего дополняющего материала для знакомства с народной медициной, особенностями местных традиций и культурных обрядов, считая, что данные, ставшие классическими, произведения сыграли важную роль на определенном этапе становления магической субкультуры. Каждый из авторов предлагает свой путь духовного движения, оставляя читателю право самим сделать выбор, каким следовать, верить в то, о чем он пишет или нет.

Даже уход из жизни Каннингема и Кастанеды похожи своей трагичностью: первый умер в 1993 г от редкой формы грибкового менингита, встречающейся чаще всего у ВИЧ инфицированных, а второй умер в 1998 г (предположительно в возрасте 72 лет) от рака печени. Последние месяцы жизни Кастанеда практически не вставал с постели – ему отказывали ноги, следствие другой тяжелой и медленно убивающей болезни - сахарного диабета. После смерти он был кремирован на Спэлдингском кладбище Калвер-Сити, недалеко от Лос-Анджелеса.

Как бы то ни было, оба автора получили мировое признание, как мистики практиковавшие магию и являются яркими представителями колдовской традиции американской культуры. Их книги выгодно дополняют друг друга и стимулируют интерес к невидимой стороне этого мира, к всепроникающим энергетическим связям в нем, всего со всем.

***

При работе над этой страницей у нас возникла дискуссия, - а не понижаем ли мы уровень излагаемой информации, тем, что обращаемся к теме магии и колдовства? Мое личное мнение, что представляя такое необычное направление, как магическая ароматерапия, мы обращаем внимание читателей на ещё одну грань (а их сейчас уже можно насчитать десятки) применения ароматов с целью профилактики, лечения, духовного развития, улучшения своего комфорта и социального положения. Появление новых ответвлений в ароматерапии, говорит, на мой взгляд, о том, что она реально помогает, в ней есть нечто, что позволяет развиваться творческим людям, находить свои пути для личностного и профессионального роста. На магическую ароматерапию обратят внимание те, кому она покажется близкой по духу, другие же просто примут к сведению, что и такое направление имеет место быть…

Я думаю, что в ароматерапии очень важную роль играет субъективный фактор, который позволяет при использовании одного и того же эфирного масла получать множество как объективно объяснимых результатов, так и результатов которые кроме как эффектом плацебо или психосуггестией с научной точки зрения не объяснишь. Поэтому, предлагаю рассматривать магическую ароматерапия тем, кто отвергает магию и колдовство, с точки зрения психологии, как течение в котором большое внимание уделено психотехникам настраивающим на достижение желаемого результата. Ведь в конце концов, результативность этого метода подтверждается многочисленными отзывами, есть ещё одно хоть и косвенное, но объективное свидетельство тому - растущий интерес к этому направлению в мире и рост тиражей проданных книг Каннингема.

 

 

© Федотов С. В.,  2017

e-mail: fedotov-71@mail.ru

 


 

 

"Магические смеси" по рецептам Каннингема  

 

Обложки книг Каннингема

 

Перейти к продукции 

 

На главную 

 

К общему алфавитному указателю статей

Индекс цитирования  
Rambler's Top100
© ООО Реал, 2002-2018