последнее изменение страницы 22.02.2017

В литературе, посвященной лечению ароматами, встречаются описания различных эфирных масел и резиноидов, в отношении которых употребляется словосочетания «бальзамическое действие» и «бальзамический аромат». Вместе с тем, нигде в отечественных справочниках и энциклопедиях не дается их определения. В одном из зарубежных изданий поясняется: «бальзамическое» — оказывающее заживляющее, успокаивающее, облегчающее отход мокроты действие [1]. Однако, если исходить из этимологии слова, то данное разъяснение не отражает сути термина. Мы решили сделать попытку заполнить этот пробел — предложить свое толкование этих терминов и разбить ароматические вещества растительного происхождения, оказывающие подобное действие, на несколько групп. Для более четкого понимания сути бальзамического действия мы обращаемся к темам бальзамирования и технологиям мумификации, использовавшихся еще в Древнем Египте. Сохранившиеся до нашего времени мумии являются доказательством бальзамирующего действия ряда ароматических веществ растительного происхождения. Другими же наглядными примерами могут выступать сохранившиеся до наших дней насекомые в кусочках ископаемой смолы-янтаря; различные предметы и тела, которые время от времени находят при разработках торфяников (благодаря фенолам, выделяющимся в процессе перегнивания торфообразующих растений); мумифицированные прополисом мелкие животные, иногда встречающиеся в ульях и др.

О бальзамическом действии смол, эфирных масел и др. ароматических веществ

 

Корень слова “бальзам” (от греч. bálsamon — ароматическая смола) имеет свое толкование. Даль В. объясняет его так: “пахучая с эфирным маслом смола, добытая из некоторых деревьев; состоит из душистых, летучих масел или спиртов, мазь для натирания” [2], в первом издании БСЭ [3] отмечается, что бальзамы используются в медицине как дезинфицирующие и противогнилостные средства. Смотрим Даля, “бальзамический” — “смолистопахучий, душистый”; “бальзамировать” — “намащивать, умащивать; начинять внутренние части трупа смолами, душистыми и оберегающими от гнили снадобьями”. Возвращаемся к БСЭ: “бальзамированием трупа является пропитывание трупа антисептическими (противогнилостными) веществами, которые убивают этих (гнилостных) бактерий и, кроме того, пропитывая все ткани, приводят их в состояние, неблагоприятное для развития гнилостных процессов”. Третье издание БСЭ [4] добавляет, что в древности для бальзамирования использовались благовонные вещества и смолы, оказывающие антисептическое и консервирующее действие, препятствующие деятельности гнилостных микроорганизмов и блокирующих процессы аутолиза (самопереваривания) тканей. Наглядной иллюстрацией бальзамического действия эфирных масел, смол и др. веществ могут служить мумии.

Мумия (от араб. асфальт, смоляной вар, смола) — сохранившееся значительное время без разложения обезвоженное мертвое тело человека, птицы или животного. Естественные мумии образуются благодаря совокупности природных факторов, предотвращающих процесс гниения: сухой климат и почва (например, песок в Сахаре) или высокое содержание в ней квасцов и солей, иссушающие сквозняки и др. Искусственные мумии есть результат специально проведенной процедуры бальзамирования с целью защиты тела от естественного процесса разложения. Изготовление мумий в древние времена являлось частью религиозного культового обряда погребения, идеей которого была вера в загробную жизнь. Данный культ требовал сохранение внешней оболочки тела, как сосуда для души, в которую она могла бы периодически возвращаться. Каждая культура, а модификации этого культа существовали у разных народов и в разные времена, имела свои характерные способы мумифицирования и обряды, связанные с погребением и почитанием мумий умерших. В зависимости от состоятельности умершего или его родственников мумифицирование происходило с применением обладающих бальзамическим действием дорогих благовонных веществ или с помощью более дешевых смол и консервирующих растворов, а самые дешевые процедуры мумифицирования выполнялись при помощи вышеперечисленных природных факторов. В любом случае процесс бальзамирования заключался в удалении из организма максимального количества жидкостей с извлечением внутренних органов, разложение которых способно было нанести ущерб телу. На конечной стадии бальзамирования тело, как правило, обертывали полосками ткани, фиксирующими его в определенном положении и предохраняющими будущую мумию от неблагоприятных внешних воздействий. При этом бинты или полотно часто также пропитывались маслами и смолами, защищающими тело мумии от действия гнилостных бактерий и влаги. Наибольшую известность получили египетские мумии, благодаря сохранившемуся их большому количеству, а также множеству текстов, связанных именно с египетским культом погребения, к важнейшим из которых можно отнести «Книгу мертвых». По самым скромным оценкам за 3000 лет царствования фараонов, в Египте было изготовлено более 70 000 000 мумий, некоторые из которых находят до сих пор.

В средние века процедуру бальзамирования практически не использовали, но именно в это время развивается спрос на лечебно-магические средства, изготовленные из древних мумий. Ярославцев Б. М. [5] указывает, что с легкой руки врача Эльгошара из Александрии мумии разрушались, измельчались в порошок, который давали пить больным, им посыпали раны и язвы, использовали для лечения подагры, проказы, зубной боли и т. д. Поиск и переработка мумий в средние века приобрели широкие масштабы. Позднее, уже во время гражданской войны в Америке, производитель бумаги из Новой Англии Исаак Гарднер закупал египетские мумии по 3 цента за фунт и использовал пропитанную смолой тканевую обмотку мумий для изготовления бумаги. Благодаря смолам, содержащимся в тряпичных бинтах, бумага приобретала коричневый цвет и водоотталкивающие свойства, она использовалась для упаковки мяса (так появились первые бумажные пакеты для бакалейных товаров). По воспоминаниям очевидцев, мумии из-за их хороших горючих свойств одно время даже использовались в качестве топлива для замены угля на некоторых кораблях. Уже к середине 19 века настоящие мумии стали редкостью и дорогим товаром. Фальсификация мумий стала распространенным бизнесом (трупы преступников варили в асфальте, сушили и продавали, выдавая их за древние мумии). Вера в целительную силу мумий сохранилась до нашего времени, еще в 1926-27 г. Ярославцев наблюдал в Бухаре, как местные аптекари продавали сероватый порошок «мумия».

Столь устойчивая вера в целительную силу мумий не могла так долго сохраняться без видимых, пусть даже единичных случаев подтверждения их заживляющего действия, которому, вероятно, мумии были обязаны содержанием в них ароматических смол и бальзамов, а также темного цвета смолистой субстанции, получившей название трупного мумие (Архар-Таш). Лечебные свойства этого воскоподобного загадочного вещества, имеющего различную природу происхождения (одно из которых — выделение при мумифицировании или медленном разложении органических останков), описывали еще Аристотель, Авиценна, Беруни и многие др., в наше время получили подтверждение в ряде исследований [6, 7]. В данной статье мы не станем углубляться в описание разновидностей и химические составы мумие (Архар-Таш), а вернемся к процессу бальзамирования и рассмотрим роль смол и масел, использовавшихся в этом процессе в Древнем Египте.

Английский археолог Картер Г. [8, 9], нашедший гробницу Тутанхамона, при описании мумии фараона, замечает, что ароматическая смола находилась в пустом черепе Тутанхамона, будучи влитой туда бальзамировщиками через нос (после удаления из него мозга тем же путем), а пропитанное смолой полотно, набитое туда при бальзамировании через небольшой разрез с левой стороны тела, заполняло полость живота мумии. Кроме того, мумия при первичном ее обследовании оказалась плотно приклеенной к гробу, так как, опустив в гроб, ее обильно полили ароматическими смолами. Даже известную теперь уже на весь мир золотую маску, воспроизводящую черты царского лица «невозможно было снять с мумии, так как она также приклеилась к днищу гроба слоем смолы, сгустившимся в твердую как камень массу». Но и это еще не все, мумия как матрешка была последовательно помещена в три гроба (золотой, деревянный, каменный — наружный). Наибольшую сложность составило извлечение золотого гроба из деревянного саркофага из-за вылитых на него, по оценке Картера, не менее двух ведер благовонных веществ, представлявших собой смесь жиров и смол.

При этом в тех местах, где уровень ароматических веществ был невысок, они превратились в твердое, хрупкое, темное вещество, а в глубоких местах представляли собой «вязкую массу, при разогревании издававшую очень сильное, приятное благоухание». Так что археологам пришлось перевернуть оба гроба и буквально вытапливать из деревянного саркофага золотой, путем его осторожного нагрева парафиновыми лампами, до размягчения душистых смол. Один из многочисленных, но наиболее эффективных и дорогих способов бальзамирования, примененных в данном случае древними бальзамировщиками, заключался в извлечении внутренних органов из тела, выдерживании его определенное время в специальном обезвоживающем соляном составе и последующей обработке благовонными смолами, как изнутри (заполнение полостей тела), так и снаружи (обертывание в пропитанные смолой и маслами шелковые бинты). Таким образом, бальзамирование тела, включая внешнюю ароматическую консервацию, обеспечило сохранение тела Тутанхамона от разложения и разрушения грибками и микробами более чем на 3 000 лет.

Для бальзамирования использовались такие смолы, как стиракс, мирра, канифоль, терпентин или масло кедра и др. (всего более чем 70 веществ употреблялись египтянами для различного вида бальзамирования тел). Из эфирных масел на тот момент получали только живичный скипидар (терпентинное масло) сбором летучей фракции в процессе вываривания кедровой живицы (терпентина), возможно, еще живицы можжевельника. Существует мнение [10], что в процессе бальзамирования могло использоваться терпентинное масло можжевельника, мы же считаем это маловероятным, так как в то время в Египте активно использовалась древесина кедра ливанского, результатом чего стало практически полное уничтожение этой культуры уже к началу нашей эры. Получить кедровый терпентин в достаточном объеме для извлечения из него скипидарной фракции было значительно проще, чем живичную смолу можжевельника. Кроме того, введение живичного скипидара (терпентинного масла) в тело способно растворить не только внутренние органы, но и повредить его внешний облик, к сохранению которого египтяне относились очень ответственно, действие же живицы будет менее разрушительным. Скорее всего, внутрь тела вводилась кедровая живица (терпентин), чему есть подтверждения, полученные в ходе исследования мумии Тутанхамона. Скорее всего Геродот, описывая процедуру бальзамирования, под кедровым маслом имеет в виду именно живицу [11]. Возможно, что с целью придания большей текучести в живицу дополнительно добавлялось некоторое количество скипидарной фракции. Чистое же терпентинное масло могло использоваться в процессе наружной обработки тела, например, в косметических целях – в качестве растворителя для ликвидации следов живичной смолы.

Применение смол, бальзамов, ароматических трав, эфирных и жирных масел в процедуре бальзамирования сохранялось до середины 19 века, т. е., до того, как для консервации стали использовать мышьяк, глицерин, тимол и, конечно же, формалин(водный раствор формальдегида). На смену природным соединениям пришли более дешевые консервирующие вещества, полученные благодаря новым открытиям в химии и медицине, а также активному развитию химических технологий.

Другим продуктом, содержащим в своем составе растительные смолы, эфирные масла и воски, с экспериментально доказанным противогнилостным действием, является прополис.

Прополис (propolis – от лат. pro - спереди и греч. polis - крепость, город) — ароматное смолистое вещество сложного состава, растительного происхождения, перерабатываемое и используемое пчелами для заделки щелей, трещин, выемок в древесине, для сужения чрезмерно больших отверстий летков улья с целью поддержания в них оптимальной для жилья и расплода температуры. В улье прополис выполняет еще и антисептическую, дезинфицирующую функцию, на это указывает тот факт, что при попадании в улей небольших животных (мышей, лягушек, ящериц) их тела, обработанные пчелами прополисом и воском, мумифицируются и предохраняются от гниения, а следовательно, от потенциально опасной для пчел микрофлоры. Эксперименты, в которых обработанные прополисом кусочки мяса выдерживались при комнатной температуре различные промежутки времени, показали отсутствие в них гнилостной микрофлоры [12]. Иванов Ц. пишет: «Установлено, что прополис содержит летучие эфирные масла, обладающие антимикробными свойствами. При нагревании улья солнечными лучами эти летучие эфирные вещества испаряются и насыщают воздух в корпусе улья, действуя антисептически и дезинфицирующе» [13]. Именно с недостатком прополиса в улье связывают возникновение некоторых инфекционных заболеваний, возникающих у пчел в мае-июне.

Прополис включает в себя: растительные смолы (38-60%); бальзамы (3-30%), в составе которых дубильные вещества (0,5-36%) и эфирные масла (2-15%); воск (7,8-36%) [14]. Гафар М. и Сэкэлуш-Мындру А. приводят более детальный перечень компонентов прополиса, добавляя к вышеуказанным бальзамам, воску и растительным смолам (в состав которых входят бензойная и коричная кислоты) еще и производные флавона (хризин, галангин, кверцетин, текпинин), ароматические альдегиды (изованилин), группы кислот (чинаровая, кофейная), спирты (чинаровый спирт), сахара (мелизитоза, глюкоза, фруктоза), микроэлементы (железо, медь, магний, марганец, кобальт, натрий, калий, кальций, алюминий, кремний) [15]. Состав прополиса и его цвет может варьироваться и зависеть от растений, с которых собирается материал для его производства. К примеру, выработанный из смол хвойных пород прополис светлого цвета, а с тополей красноватого. Наиболее распространенные виды прополиса определены как березовый, тополиный, ольховый, т.к. основные вещества, входящие в состав прополиса, найдены в смолистых выделениях почек тополя, березы и ольхи. В древности растительные источники происхождения прополиса стали предметом полемики Плиния Старшего и Диоскорида. При этом Плиний считал, что прополис пчелы собирают со смолистых выделений почек ив, тополей, конского каштана и др. растений, а Диоскорид утверждал, что источником прополиса является стиракс.

Действие прополиса: антивирусное, антисептическое, бактерицидное (на грамотрицательные бактерии), бактериостатическое (на грамположительные бактерии), бальзамическое, биостимулирующее, дезодорирующее, местно анестезирующее (обезболивающее), противовоспалительное (антифлогистическое), противозудное, противотоксическое, регенерирующее, фунгицидное, фунгистатическое и др. [13, 18].

Используется в составе мазей, применяемых для лечения гнойных ран, порезов, нарывов, ожогов, экзем и некоторых других кожных заболеваний. В составе пластыря рекомендуется для удаления мозолей, бородавок. В качестве тинктур (спиртовых настоек) употребляется при понижении иммунитета, в качестве добавок в зубные пасты и средства для полоскания рта (например, для уничтожения неприятного запаха табака, лука, запаха, вызванного испорченными зубами, и т.п.). Спиртовой раствор прополиса (2-4%) используется для лечения афт (единичных воспалений слизистой оболочки рта, проявляющихся образованием маленьких пузырьков), язв и нарывов на деснах (например, при ульцерозном гингивите), грибковых заболеваниях. По сообщению китайского исследователя Фанг Чу, было обнаружено микостатическое действие прополиса в отношении 11 видов поверхностных грибков, поражающих кожу ног, являющееся, по его мнению, следствием наличия в прополисе производных флавона и коричной кислоты [16]. В некоторых странах прополис ранее использовали в смеси с другими веществами и смолами, в качестве средства для окуривания коридоров и жилых комнат [17]. Чешский врач Чижмарик Й. указывает на возросшее применение прополиса в дерматологии при лечении ряда заболеваний (при условии отсутствия у пациента индивидуальной непереносимости к прополису), среди которых: хронический ограниченный нейродермит; хронический диффузный нейродермит; острая экзема; хроническая экзема; микробная экзема; дерматомикозы (кожные грибковые заболевания). Ингаляции аэрозоля прополиса Чижмарик Й. рекомендует применять для лечения: внезапного воспаления бронхов, острого воспаления бронхов, атрофического, хронического воспаления слизистой глотки [18]. Молнар Тот М. описывает успешные результаты лечения прополисом болезни Лейнера-Муссу (себоррейной эритемы - кожная болезнь грудных детей до трехмесячного возраста), при этом период протекания болезни сократился, а сопровождающие болезнь осложнения (дистрофия, гипопротеинемия, анемия) стали менее серьезными [19].

В народной медицине разогретые прополисовые лепешки используются в качестве средства против ревматических болей в области конечностей, а также при фурункулезах — для стимуляции созревания гнойников.

В одном из грузинских народных лечебников XVIII в. рекомендуется применять прополис при кровохаркании: «Возьми прополисовые зернышки величиной с булавочную головку и в течение трех дней глотай по три штуки утром и вечером».

Подводя итог вышесказанному, бальзамическое действие должно выражаться в совокупности консервирующих свойств предохраняющих органические ткани от процессов разрушения микрофлорой и процессов аутолиза (саморазрушения): антисептическом, бактерицидном, бактериостатическом, фунгицидном, противогнилостном.

Смысл бальзамического действия эфирных масел по Гаттефоссе Р. М. (1881-1950) заключается в остановке некротических разрушений тканей, в частности за счет сильного бактерицидного действия, в том числе их фенольной составляющей [20].

Подобные свойства ароматических и других веществ были использованы в бальзамической теории Цезаря Ру.

Швейцарский ученый Ру Цезарь (Сезар) (1853-1933), разработал теорию лечения с помощью бальзамирующих запахов. Он полагал, что горный воздух, насыщенный ароматами растений, проникая через легкие, кожу, нервные окончания в организм человека, как бы бальзамирует его соединительную ткань, тем самым не допуская старения. Наглядный пример тому большое число долгожителей среди горцев. Мед, попадая в кровь, усиливал бальзамическое действие целебных растений на организм человека. Кроме того, бальзамирующие цветочные ароматы не дают развиваться болезнетворным микробам, предупреждая болезни и даже опухоли.

Изучая горцев-долгожителей, Ру предположил, что основная причина их долголетия заключена в тех условиях окружающей среды, в которой они живут – в чистом горном воздухе, насыщенном бальзамическим ароматом цветов и трав. Он выдвинул гипотезу, что летучие вещества растений, проникая через легкие и кожу в организм человека, бальзамируют его соединительную ткань и тем самым препятствуют наступлению старческих изменений в организме, выражающихся в уменьшении объема клеток, расстройстве их функций, понижении способности усваивать пищевые элементы и превращать их в мицеллы клеточной плазмы [21]. Запахи растений, по его мнению, способны даже задерживать развитие атеросклероза. Летучие ароматические вещества растений убивают или задерживают развитие болезнетворных микробов и предохраняют организм от инфекционных заболеваний. В своей клинике в Лозанне Ру успешно лечил ароматами горных растений нервные и некоторые другие заболевания. Он считал, что растения гор выделяют больше целебных веществ, чем растения равнин. Его идеи послужили отправной точкой для исследований академика Холодного Н. Г. (1882-1953), итогом которых стало выдвижение предположения о существовании атмовитаминов [22]. А теория Холодного была в свою очередь использована Токиным Б. П. (1900-1984) в разработке учения о фитонцидах – растительных выделениях, обладающих бактерицидным действием [23, 24].

Ароматические вещества растительного происхождения, обладающие бальзамическим действием, можно условно разбить на несколько групп:

1. бальзамы (перуанский, толуанский, копайский и др.), смолистые бальзамы или терпентины (бальзам канадский из Abies balsamea Mill.; бальзам орегонский из Pseudotsuga mucronata Sudw.; бальзам венецианский из Larix decidua Mill.; терпентин или живица сосновая из различных видов сосен и др.), масло-камеде-смолы (мирра, ладан и др.) полученные методом подсочки как лиственных (бензой, стиракс, элеми и др.), так и хвойных пород (сосна, пихта, псевдотсуга, ель, лиственница и др.), а также некоторых млечных растений, например, семейства зонтичных (гальбан, ассафетида и др.);

2. резиноиды (ваниль, дубовый мох и др.) и конкреты, получаемые экстракцией ряда бальзамов, смол и масло-камеде-смол, лишайников, подсушенных стручков, семян растений и ряда травянистого и цветочного сырья;

3. эфирные масла, имеющие повышенную вязкость и время испарения, обладающие фиксирующим действием, извлеченные перегонкой из древесины отдельных субтропических пород (амирис, сандал и др.);

4. деготь, полученный в результате сухой перегонки (пиролиза) различных пород древесин как лиственных (березы, осины, дуба, граба, липы и др.), так и хвойных (сосны, ели, лиственницы, можжевельника, пихты и др.);

5. эфирные масла полученные перегонкой древесины, смолы (скипидар древесный и живичный - терпентинное масло, масло ладана, масло элеми) и древесной зелени некоторых хвойных (сосна кедровая и обыкновенная, пихта бальзамическая, кедр атласский, можжевельник виргинский и др.) и тропических лиственных пород;

6. эфирные масла, обладающие высоким «фенольным коэффициентом», демонстрирующие выраженное бактерицидное действие (чайное дерево, каепут, мирт, найоли, розмарин, шалфей мускатный и др.).

Вещества, вошедшие в первые три группы, обладают выраженным бальзамическим действием, имеют за редким исключением сладковатый аромат, долго высыхают, оставляя при этом смолистый остаток, и способны очень долгое время защищать от гниения пропитанные ими ткани животного происхождения. Конкреты, получаемые при экстрагировании растительного сырья, представляют собой смесь полутвердой или твердой воскообразной консистенции душистых, дубильных, красящих, смолистых, жироподобных и воскообразных веществ. Благодаря такому составу конкреты обладают бальзамическим действием, тогда как у извлеченных из них эфирных масел это действие выражено существенно слабее или отсутствует. Резиноиды, в отличие от конкретов, имеют более жидкую консистенцию и могут использоваться, например, в ароматерапии, без последующей переработки, в их состав также входят смолистые и др. балластные вещества, не переходящие в извлекаемые из них эфирные масла.

Ароматические продукты четвертой группы по физическим свойствам приближены к веществам из первых трех групп, а по своим бактерицидным и противогнилостным свойствам иногда превосходят их. Вещества, входящие в четвертую группу, имеют специфический насыщенный, терпкий, «дегтярный» запах, темный цвет, они текучи, но могут густеть. Помимо древесины, деготь также может извлекаться из торфа, бурого и каменного углей, сланцев. Бальзамическое действие этих разновидностей дегтей будет сходным с полученным пиролизом древесины, однако, они ни в медицине, ни в косметике сейчас не используются. Химический состав дегтей варьируется в зависимости от сырья, из которого они получены. Все они содержат большое количество фенолов обладающих высокими бактерицидными, фунгицидными свойствами, и обеспечивают длительную консервацию органических веществ. В медицине находят применение древесные дегти, из них добывается медицинский креозот. Для целей ароматерапии лучшим является деготь, полученный из бересты.

Эфирные масла пятой и шестой группы летучи и могут испаряться без остатка, но при повышенной температуре, влажности, доступе кислорода и хранении на свету могут подвергаться осмолению и загущению. В этих маслах очень высокое содержание терпеновой фракции, которая с одной стороны, при наличии вышеперечисленных факторов, вызывает быстрое окисление масла, а с другой сообщает маслам выраженные антивирусные, противомикробные, фунгицидные свойства. Такие масла обладают бактерицидным действием и имеют запах, характеризуемый как «бальзамический». Вместе с тем, бальзамическое действие масел пятой и шестой группы будет ограничено временем, необходимым для их полного испарения. А вот смолистые продукты окисления подобных масел могут оказывать консервирующее действие значительно более длительное время.

Литература.

1. Sellar W. The directory of essential oils. Saffron Walden, The C.W. Daniel Company Limited, 2001

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1: А-З. М.: Прогресс, Универс, 1994.

3. Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. 4: Атоллы-барщина. М.: Советская энциклопедия, 1930.

4. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд.Т. 2: Ангола-барзас. М.: Советская энциклопедия, 1970.

5. Ярославцев Б. М. История бальзамирования трупов и творцы русской анатомической техники. Фрунзе: Аламединская тип., 1960.

6. Нуралиев Ю. Н., Денисенко П. П. Мумие и его лечебные свойства. Душанбе: Ирфон, 1976.

7. Алтымышев А.А., Корчубеков Б. К. Что мы знаем о мумие (Архар-Таш). 3-е изд. М.: Комитет космонавтики ДОСААФ СССР, 1989.

8. Картер Г., Мейс А. Тутанхамон. Гробница египетского фараона, открытая Карнарвоном и Картером. Пер. с нем. М.-Л.: Гиз, 1927.

9. Картер Г. Гробница Тутанхамона. Пер. с англ. М.: Восточная лит-ра, 1959.

10. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Пер. с англ. М.: Иностранная литература, 1958.

11. Геродот. История. М.: Издат. АСТ, 2007.

12. Кивалкина В. П. Антимикробные свойства прополиса. В сб. Пчела и здоровье человека. 2-е изд. М.: Россельхозиздат, 1966.

13. Шкендеров С., Иванов Ц. Пчелиные продукты. Пер. с болг. София: Земиздат, 1985.

14. Чудаков В.Г. Технология продуктов пчеловодства. М.: Колос, 1979.

15. Гафар М., Сэкэлуш-Мындру А. Лечение обыкновенных хронических рецидивирующих афт прополисом. С. 78-83. В сб. Продукты пчеловодства – пища, здоровье, красота. 2-е изд.Бухарест: Апимондия, 1982.

16. Фанг Чу Изучение терапевтических эффектов прополиса. С. 24-27. В сб. Прополис. 4-е изд. Бухарест: Апимондия, 1983.

17. Морс Г. Д. О прополисе. Его употребления в улье. С. 18-24. В сб. Прополис. 4-е изд. Бухарест: Апимондия, 1983.

18. Чижмарик Й. Использование прополиса в медицине. С. 27-30. В сб. Прополис. 4-е изд. Бухарест: Апимондия, 1983.

19. Молнар Тот М. Использование прополиса в лечении болезни Лейнера-Муссу. С. 168-170. В сб. Прополис. 4-е изд. Бухарест: Апимондия, 1983.

20. Gattefosse R. M. Gattefosse′s Aromatherapy. Robert B. Tisserand (Editor). Saffron Walden, The C. W. Daniel Company Limited. 1993.

21. Филиппова И. А. Фитонциды-киллеры — естественные антибиотики. СПб.: ИД Весь, 2001.

22. Холодный Н. Г. Избранные труды. В 3 т. Т. 3. Работы по микробиологии и экологии растений. Киев: АН УССР, 1957.

23. Токин Б. П. Фитонциды: Очерки об антисептиках растительного происхождения. М.: Изд-во Академии мед. наук СССР, 1948.

24. Токин Б. П. Губители микробов — фитонциды. М.: Госкультпросветиздат, 1952.

 

© Федотов С. В.,  2011

e-mail: fedotov-71@mail.ru

 

 

К общему алфавитному указателю статей

 

Активная ссылка при использовании материалов этого раздела www.real-aroma.ru

 

Индекс цитирования   Rambler's Top100
© ООО Реал, 2002-2017