последнее изменение страницы 29.12.2023

ПАРФЮМЕРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

 охватывает выработку группы парфюмерно-косметич. изделий, основное назначение которых в придании коже, волосам, одежде, белью и т. д. приятного запаха, без дезинфекционного или лечебного эффекта (см. Косметические препараты). Парфюмерные изделия поэтому представляют по своему составу смеси душистых веществ (см.), разбавленные каким-либо не имеющим собственного запаха растворителем. Помимо этого к парфюмерным изделиям относятся нек-рые специальные продукты, служащие для ароматизации воздуха в помещениях. Некоторая часть парфюмерных изделий имеет определенное гигиенич. назначение, например одеколоны при бритье. Развитие П.п. идет параллельно с развитием производства косметич. препаратов; оба производства обычно организационно объединены на одних ф-ках, с применением однородного сырья. П. п. подчиняется общему законодательству, устанавливающему контроль с целью недопущения применения ядовитых или вредно действующих веществ (например, метилового спирта).

Классификация парфюмерных изделий производится, исходя из состава и отчасти назначения. Духами называются растворы душистых веществ в спирте высокой концентрации (не ниже 90°), причем содержание душистых веществ не ниже 6—7%; гигиенич. назначения духи не имеют. По характеру запаха духи бывают с цветочными и фантастич. (не имеющими полной аналогии в природе) оттенками. Одеколон представляет собою также раствор душистых веществ в спирте, причем концентрация спирта допускается 70°, а содержание душистых веществ — 3—4%. Характерным признаком одеколонов является значительное присутствие в составе отдушки агрумовых масел (см.). Под названием тройного одеколона, представляющего основной тип этого вида изделий, понимается продукт, отдушенный исключительно агрумовыми маслами, в отличие от цветочного одеколона, который кроме того содержит другие душистые вещества и имитирует запах цветов. Русские одеколоны представляют тип, близкий к цветочным одеколонам; они бывают как цветочных, так и фантастич. запахов; отличием их является нек-рая примесь пряных запахов и большая устойчивость. Одеколоны рассматриваются как препараты, имеющие гигиенич. значение. Туалетные воды характеризуются как растворы душистых веществ в слабом спирте (50—60°), хотя некоторое время были в ходу туалетные воды с более низкой концентрацией спирта (10°). Содержание душистых веществ не превышает 3%. Безалкогольные духи представляют по б. ч. растворы душистых веществ в труднолетучем растворителе, не имеющем собственного запаха (например, бензойно-бензиловом эфире). Содержание отдушки колеблется от 20 до 40%. Твердые духи (душистые карандаши) представляют растворы душистых веществ в церезине или парафине; содержание душистых веществ около 20%. За последние годы появились карандаши из искусственных масс типа галалита. Особую форму парфюмерных изделий представляют саше, являющиеся в сущности разновидностью твердых духов. Саше имеют вид мешочков или подушек, в которых находится отдушенный порошок ирисового корневища (фиалкового корня) иногда в смеси с порошком из розовых лепестков, душистых смол и т. п. Содержание душистых веществ 5—10%. Саше кладут между теми вещами, которым желательно придать запах. Курительные свечи — смесь угля (б. ч. липового) и душистых смол, в форме палочек — предназначаются для ароматизации воздуха; при зажигании палочки медленно тлеют, и возгоняющиеся при этом душистые вещества ароматизируют воздух. Аналогичное значение и применение имеет курительная бумага, к-рая получается пропитыванием предварительно подготовленной бумаги раствором душистых смол и веществ. Применяются также душистые фитили и порошки. Курительные воды, применяющиеся также для ароматизации воздуха путем медленного испарения в специальных вазах с электрич. лампочкой, представляют растворы душистых веществ в спирте или воде. В большинстве случаев для этих изделий применяются хвойные эфирные масла, и испарение их может иметь гигиенич. значение, поскольку хвойные масла обусловливают образование озона в воздухе.

Технология. Сырье, применяемое в П. п., составляют две основные группы: растворители и душистые продукты. В качестве растворителя наибольшее значение имеет этиловый спирт, к которому предъявляются высокие требования в отношении чистоты. Преимущественно применяется тщательно ректифицированный картофельный или хлебный спирт, причем в П. п. применяется специальная денатурация эфирными маслами. Применение денатурированного обычными способами спирта запрещено, равным образом как и применение метилового спирта (метанола). Применение виноградного спирта отражается на качестве парфюмерных изделий, но в производстве одеколона он все же находит применение. Наивысшего качества парфюмерный спирт получается из риса, и по некоторым данным во Франции для высшей парфюмерии применяется именно этот сорт. Из других спиртов за последнее время начинает входить в практику изопропиловый спирт. Из растворителей для безалкогольных духов применяются бензилобензойный, этилофталевый и некоторые другие сложные эфиры, к к-рым также предъявляются требования наивысшей чистоты. Душистые продукты в П. п. применяются также наивысшего качества и чистоты, поэтому обычно сорта, предназначаемые специально для П. п., бывают дороже. Ряд высокоценных душистых продуктов получается исключительно для П.п. (например нек-рые цветочные масла). В числе душистых веществ, применяемых в парфюмерии, находятся как изолированные, так и синтетические; однако до сих пор парфюмерные изделия в значительной степени используют натуральные продукты: эфирные масла (см.), получаемые при помощи отгонки водяным паром, и цветочные масла (см.), получаемые экстракцией, анфлеражем и другими способами. Помимо перечисленных душистых продуктов в П. п. применяют душистое природное сырье в необработанном виде, настаивая им спирт перед прибавлением главной массы душистых веществ, эфирных и цветочных масел. К этой группе относится мускус натуральный (см.), амбра (см.), цибет, (см.), душистые смолы, ирисовое корневище, душистые лишайники (см. Дубовый мох) и др. Для специальных видов парфюмерных изделий в качестве сырья применяется парафин, церезин, уголь и нек-рые другие материалы. Большое внимание д. б. уделено воде, которая в большем или меньшем количестве входит в состав почти всех парфюмерных изделий; требования П.п. лучше всего удовлетворяются дистиллированной водой; жесткость воды и присутствие в ней солей железа вызывают помутнение или окраску. Применение красителей в П. п. довольно ограничено, так как парфюмерные изделия выпускаются на рынок лишь слабо подцвеченными в желтый, зеленый и в редких случаях в фиолетовый цвет; применение находят растворимые в спирте растительные и искусственные красители. Большое значение для сбыта парфюмерных изделий имеет их упаковка. Для духов обычно применяются флаконы с притертой стеклянной пробкой, причем этим флаконам стремятся придать оригинальную форму. Дешевые сорта разливаются в мелкие флаконы более простого вида. Наряду с литым стеклом применение находят также шлифованные флаконы, матированные, с рельефным рисунком и различного рода художественной отделкой. Применяемая для одеколонов посуда имеет более простой вид, и форма ее иногда приноравливается к удобству пользования, напр., плоские флаконы для дороги, для сумочек и т. п.

Технологические процессы в общем чрезвычайно просты и требуют механизации только в последних стадиях. Подготовка спирта состоит в настаивании его на душистом сырье, б. ч. на измельченном фиалковом корне (корневище ириса). Параллельно с подготовкой спирта ведется приготовление душистой смеси (отдушки), или композиции. Эта часть работ является одной из самых ответственных и в свою очередь распадается на несколько частей. Нек-рые виды душистого сырья, к-рые поступают на парфюмерную фабрику, должны быть переведены в спирторастворимую форму, т. е. из них приготовляют спиртовые вытяжки и тинктуры. Для этой цели цветочные помады (см. Анфлераж), твердые цветочные масла, мускус, цибет, растительное сырье и смолы заливают 25—100-кратным количеством спирта и оставляют в покое в течение нескольких суток. Остальные душистые продукты смешиваются с этими настойками, или тинктурами, по заранее разработанному рецепту. Хотя до сих пор общих правил составления композиций не существует, но все же основные правила требуют, чтобы запах был достаточно характерен, стоек и не изменял своего характера по мере улетучивания. В связи с этими требованиями находится подбор душистых продуктов по степени их летучести. В главнейших чертах композиция должна содержать: 1) базис (основу) — смесь или, реже, отдельное эфирное масло, обусловливающее основное впечатление от духов; для цветочных запахов состав базиса в большинстве случаев приближается к составу натурального масла, и рецептура их довольно общеизвестна; для фантастических запахов воспроизведение базиса по образцу иногда представляет большие трудности; 2) аджюван (вспомогательная часть) — смесь, придающая базису специфичный характерный оттенок или «ноту»; необходимость ее объясняется тем обстоятельством, что в смесях, составляющих базис, обычно недостает свежести или полноты оттенка; в качестве аджювана обыкновенно применяют указанные выше вытяжки из помад, цветочных масел, ванилин, гелиотропин и др.; 3) фиксатор — его назначение придать запаху стойкость, уменьшить скорость улетучивания, не допуская в то же время изменения характера запаха из-за неравномерного улетучивания отдельных частей смеси. Обычно в качестве фиксаторов применяются мускус, амбры, душистые смолы, некоторые труднолетучие эфирные масла (напр., ветиверовое) и нек-рые искусственные душистые вещества. Помимо этих основных элементов композиция должна содержать вещества, обусловливающие быстрое получение впечатления — «головку», обычно состоящую из сравнительно легко летучих душистых веществ характерного для данной композиции запаха. Большинство заводов душистых веществ и эфирных масел выпускают в продажу готовые композиции под названием искусственных цветочных масел или соответствующих духам фантастич. названий; эти композиции могут служить базисом для производства. Приготовленная смешением композиция не имеет еще полной гармонии запаха, которая достигается только после б. или м. продолжительного хранения. Этот процесс аналогичен процессу старения вина, и имеются указания, что он м. б. ускорен осторожным подогреванием. В чем заключается химический процесс выдерживания композиций — не выяснено. Иногда процесс выдерживания применяется к готовым духам. После того как спирт отфильтрован от сырья, на к-ром он настаивался, и смешан с композицией, к полученному раствору добавляют некоторое количество воды, причем появляется обычно муть от выпадения смолистых и трудно растворимых соединений. После б. или м. продолжительного стояния муть отфильтровывается, иногда при помощи окиси магния. В дальнейшем процесс производства ограничивается разливкой в флаконы и упаковкой. Производство одеколона и туалетных вод протекает совершенно аналогичным образом. Специальные виды парфюмерных изделий, как то: твердые духи, курительные свечи и др., производятся аналогично сходным с ними косметическим препаратам.

Оборудование парфюмерных фабрик состоит из основного и вспомогательного, причем к последнему относится картонажное производство, которое на крупных парфюмерных ф-ках представляет отдельный цех. Для основного цеха требуются для проведения перечисленных выше операций следующие элементы оборудования: 1) для получения настоек и тинктур — в зависимости от перерабатываемого сырья либо закрытые цилиндрич. аппараты с мешалкой (баттезы) для извлечения душистых веществ из цветочных помад либо перколяторы (см.) для извлечения из животного или растительного сырья; 2) сосуды для настаивания спирта при его подготовке и для выдерживания композиций — обыкновенно из луженой меди или же эмалированные; 3) для подготовки флаконов применяются мойные машины, устроенные таким образом, чтобы очистка флаконов производилась механическими щетками внутри и снаружи. Производительность этих машин достигает 600—1 600 флаконов в час при 1 рабочем; 4) для фильтрации готовой спиртовой парфюмерии применяются закрытые фильтры под давлением с асбестовым фильтрующим слоем, типа Зейтц (см. Фильтры); 5) для сушки флаконов применяется тип автоматических сушилок нагретым воздухом, причем производительность сушилки обычно 5 000—10 000 флаконов в рабочий день при продолжительности сушки от 10 до 12 минут; 6) для разливки в флаконы также существует ряд машин-автоматов, позволяющих наполнять от 10 до 50 флаконов в минуту при 6—16 рабочих; 7) дальнейшая упаковка — обвязка или надевание вискозных колпачков, наклеивание этикеток, укладка в коробки и все прочие операции производятся вручную с применением конвейеров. В такой механизированной форме производство парфюмерных изделий осуществлено далеко не везде; до настоящего времени существует еще много фабрик, производящих большую часть операций ручным способом.

Статистика П. п. в большинстве стран объединяется вместе с производством косметических препаратов.

 

Лит.: Mann H., Die moderne Parfümerie, 3 Aufl., Augsburg, 1924; Mann H., Die Schule d. modernen Parfümeurs, Augsburg, 1924; Winter F., Handbuch, d. gesamten Parfümerie u. Kosmetik, W., 192 7; Wagner A., Die Parfümerieindustrie, Halle a/S., 1928; Piesse S., Les odeurs des parfums et des cosmetiques, P., 1922; Cuniasse L., Memorial du parfumeur chimiste, P., 1924; Fou quet H., La technique moderne et Ies formules de Ia parfumerie, Paris, 1929; Rolet, Manueldu parfumeur, Paris, 1930; Gerhardt O., Das Komponieren in d. Parfümerie, Lpz., 1931; Bürger A., Leitfaden d. modernen Parfümerie, Lpz., 1929; Poucher W., Perfumes, Cosmetics a. Soaps, L., 1930; «Seifensiederzeitung», Augsburg; «Deutsche Parfümerie», B.; «La parfumerie moderne», Lyon; «Les parfums de France», Grasse; «American Perfumer», N. Y.; «Perfumery a. Essential Oil Record», L.; «Revue de Ia parfumerie», P.; «La parfumerie francaise», P.; «Le parfumeur frangais», P.; «Parfümerie-Ztg», W.; «The New Perfumers Journal», N. Y.; «Perfumeria moderna», Madrid; «La revue de marques»t, Paris; «Die Riechstoffindustrie», Mch.; «Aromatics», New York; «Rivista italiana delle essenze e profumi», Milano.

 

(Техническая энциклопедия. 1927-34)

 

На главную 

 

Перейти к продукции  

 

К общему алфавитному указателю статей

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru  
© ООО Реал, 2002-2024