последнее изменение страницы 22.02.2017


ГРАСС — КОЛЫБЕЛЬ ПАРФЮМЕРИИ

 

Нет, не Париж, как обычно считают за границей, является колыбелью французской парфюмерии, хотя именно в столице сосредоточены резиден­ции знаменитых фирм и находится главный мировой рынок парфюмерной продукции. «Без Грасса не существовало бы парижского парфюмерного дела», — с гордостью утверждает путеводитель по югу Франции. Знаменитые на весь мир духи, одеколоны, десятки марок туалетной воды, ароматические вещества зародились здесь, в Грассе.

Городок живописно раскинулся на солнечной стороне подножия гор. Местная летопись отмечает, что Грассу уже 700 лет — об этом свидетельствует также построенный в XII в. собор. Узкие, утопающие в зелени и цветах улочки взбегают на площади-террасы, откуда открывается панорама подступающих к самому городу цветочных плантаций и садов. Несмотря на близость Средиземного моря (оно в 20 км), в городе жарко. Днем окна толстостенных домов закрыты ставнями. Над витринами магазинов и кафе во всю ширину тротуаров натянуты цветастые тенты — все спасаются от жгучего южного солнца. Здесь минимальные осадки, редко бывает облачно, жителям почти неизвестны туманы, средняя годовая температура— около 14° С, что делает Грасс отличным климатологическим курортом. Но не это главное в жизни города. Основа занятий его населения и жителей окружающих деревень — парфюмерия.

Слава ведущих парфюмеров мира пришла к местным жителям не сразу. Когда-то их занятием была выделка кож и изготовление перчаток. Появление в Грассе первого «дома» по производству ароматических средств относится к XVI в. Вскоре Грасс становится ведущим поставщиком ароматических масел, а в 1724 г. был принят устав образовавшейся «корпорации перчаточников-парфюмеров». Однако только в начале прошлого века, когда были открыты новые способы получения ароматических экстрактов, в Грассе появилось фабричное парфюмерное производство.

— В нашем городе два десятка парфюмерных предприятий, — рассказывает Ж. Родье, местный историк и большой знаток парфюмерного дела. Если к этому прибавить горячую привязанность мсье Родье к своему городу, то, без сомнения, лучшего гида трудно себе представить.

— Двадцать парфюмерных фабрик для 20-тысячного населения Грасса, — продолжает Родье, — это совсем немало. Конечно, на них работают не все наши жители, но можно смело утверждать, что все они зависят от деятельности этих фабрик. Как развивалось парфюмерное производство? Сначала это был процесс, который называется «анфлёраж» — самый простой способ получения душистого вещества из цветов с помощью дистилляции. Этот способ действует и поныне. В конце XIX в. цветочный экстракт стали получать путем органического синтеза. Прогресс в области химии позволил поставить парфюмерное дело на промышленную основу. Каждая из наших фабрик имеет свою специализацию, свое, если хотите, лицо.

В этом, наверное, и заключается секрет успеха французской парфюмерии. Ведь каждая фирма славится чем-нибудь своим, специфическим. Одни из них, как, например, фабрики фирмы «Молинар», специализируются на приготовлении косметической парфюмерии. Другие заняты синтезированием ароматических веществ. Некоторые предприятия по давней традиции готовят ароматические специи для пищевой промышленности. Да и многое из того, что едят и пьют французы, получает свои вкусовые особенности благодаря заботам города Грасса... Десятки гектаров садов и цветочных плантаций служат сырьевой базой для производства парфюмерной продукции Грасса. А что служит сырьем для местной парфюмерной промышленности? Еще при подъезде к Грассу мы обратили внимание на растянувшиеся на многие километры плантации цветов и кустарников. Аккуратные квадраты с ярко-белым ирисом сменяли фиолетового цвета поля лаванды; огромные розарии перемежались с кустарниками мимозы.

— Мы используем для наших нужд, — объяснили нам в Грассе, — сырье четырех категорий. В первую очередь цветы. Затем растения и деревья, произрастающие во Франции и содержащие ароматические вещества, потом идут так называемые экзотические растения, импортируемые из других стран, и, наконец, фрукты. Из цветов прежде всего используются цвет апельсинового дерева, жасмин, розы, нарциссы, мимоза, гвоздика и множество других. Почти 20 тыс. крестьян — мужчин, женщин и детей — заняты в округе выращиванием и сбором цветов. О масштабах производства говорят такие цифры. Ежегодно на фабриках Грасса перерабатывается около 600 т цветов апельсинового дерева, 700 т лепестков розы, 800 т жасмина. Заметим, что для получения 1 кг чистого ароматического масла требуется переработать тонну апельсиновых цветов или 800 кг жасмина! Среди ароматических растений в производстве широко используются лаванда, миртовое дерево, дубовый и сосновый мох.

Немало ароматического сырья привозится из стран Азии, Африки, Южной и Центральной Америки. Нам показали географическую карту, на которой указаны «душистые» связи Грасса с зарубежными государствами: Японией, Си­рией, Филиппинами, Парагваем, Гвинеей, Малагасийской Республикой и некоторыми странами социализма, включая СССР. Сюда поступает мята и камфара, ваниль и корица, мускус и бальзам. А Флоренция поставляет в Грасс корневища ириса — половину того, что выращивает вся Италия. Для изготовления парфюмерных изделий в общей сложности применяется около 300 наименований различных ароматических веществ и эфирных масел.

Для разработки лучших методов выращива­ния и сбора ароматических культур в Грассе уже после второй мировой войны создан экспериментальный ботанический сад.

Ну, а какова дальнейшая судьба всех этих цветов, трав, кустарников и деревьев, собранных воедино в гигантский благоухающий букет? Направляемся туда, где все это великолепие превращается во флаконы духов, бутыли одеколона, кремы, пудру, приправу для еды.

Утопающее в цветах, как бы символизируя этим свое назначение, административное здание парфюмерной фирмы «Молинар» напоминает мавританский замок. За фасадом — несколько корпусов парфюмерной фабрики, занимающей два городских квартала. История фирмы типична для большинства местных предприятий. Основанное в 1849 г. скромное по своим масштабам дело за 100 с лишним лет превратилось в крупное парфюмерное производство, завоевавшее широкую клиентуру не только внутри страны, но и за границей. Этому в немалой степени способствовало решение разместить штаб-квартиру фирмы в Париже на одной из фешенебельных улиц — рю Руайяль. Близость к столичному «свету», связи, возможность постоянно следить за пульсом жизни парфюмерного рынка и капризами моды позволили руководителям фирмы поставить свое детище в один ряд с ведущими французскими парфюмерными «домами». «Молинар» имеет собственные отделения во всех универсальных магазинах, представлена отдельными стенда­ми в специализированных лавках, ее продукция прочно внедрилась в косметические и парикмахерские заведения.

Когда я выразил желание ознакомиться с парфюмерным производством, то в бюро фирмы ко мне, первому, как мне сказали, советскому человеку на фабрике, отнеслись очень благожелательно. На экскурсию меня повела одна из администраторов фабрики, как мне было сказано, «в знак большого уважения к Советской России». Нам постарались показать весь процесс приготовления фирменной продукции — от фабричного двора, куда поступает сырье, до упаковочного отдела. Мы осмотрели цеха, где происходит получение эфирных масел и экстрактов ароматических веществ, познакомились с производством одеколона, туалетной воды, мыла, пудры, косметических кремов и кремов для бритья. И видимо, в знак особого благорасположения нам позволили заглянуть в святая святых каждой парфюмерной фирмы, лабораторию, где в одиночку священнодействуют несколько «мэтров», творцов фирменной парфюмерной продукции.

— О, создать духи не простое дело! — восклицают наши милые гиды. — Это большое искусство! Ваши специалисты в России, где, как нам известно, развита своя парфюмерная промышленность, это хорошо знают. Ведь, несмотря на достижения в области химии и технологии получения эфирных масел и душистых экстрактов, самое главное — умение создать и составить так называемый парфюмерный аккорд. Этим умением обладают очень немногие. У нас оно принадлежит в завершающей стадии гениальности и «носу» Главного Парфюмера...

Давно известно, что французские парфюмеры — непревзойденные специалисты создания духов. Их духи не только передают запах цветов и растений, но и как бы создают их образ. Помните у Шекспира:

И только аромат цветущих роз —

Летучий пленник, запертый в стекле, —

Напоминает в стужу и мороз

О том, что было лето на земле.

— Но этого мало, — объясняют нам по ходу экскурсии. — В общем-то почти все цветы, травы и кустарники в парфюмерной продукции уже имитированы. Сделано немало, а идет постоянная работа над тем, чтобы создать запахи, которые бы не походили ни на что в природе. И это удается благодаря кропотливой работе, длящейся месяцами, а иногда и годами. Количество различных компонентов, входящих в тот или иной добытый запах, достигает нередко многих десятков, а то и доброй сотни.

Но вот запах «пойман», составлен. А как он будет вести себя дальше? Не «состарится» ли от долгого хранения, не улетучится ли от соприкосновения с одеждой и кожей, не трансформируется ли в другой? Ведь слава французских духов еще и в их стойкости. Эту славу ронять нельзя. И снова работа. Затем — очень важный процесс: точное снятие копии с созданного оригинала, где недопустима никакая промашка, иначе весь предыдущий труд пойдет насмарку. Нет, что ни говорите, а создать духи — великое искусство!

С этим никто не спорит. Это действительно искусство, требующее не только внимания, но и терпения, легких и сноровистых рук, мягкости и точности движений. И не потому ли в парфюмерном производстве Грасса используется преимущественно женский труд. Для многих — это работа уже нескольких поколений, передающаяся от матерей к дочерям.

Но не только в этом дело. Женские рабочие руки во Франции ценятся дешевле. Парфюмерное производство связано с сезонным поступлением сырья, что ведет к частичному простою предприятия, сокращению производства и рабочей силы, произвольному изменению количества рабочих часов и зарплаты. А с женщинами-работницами все эти вопросы для администрации решать легче...

То же самое с производителями и поставщиками сырья — крестьянами окрестных департаментов Вар, Нижние и Верхние Альпы, Воклюз, Дром. В одном из рекламных изданий мы прочитали, что от выращивания цветов для парфюмерных предприятий эти крестьяне получают будто бы сказочные прибыли. Сразу заметим, что сами крестьяне отношений с парфюмерными фирмами практически не имеют. Вот кто действительно наживается на их труде, так это перекупщики-оптовики, скупающие в крестьянских хозяйствах цветы по максимально низкой цене и сдающие их на фирмы по цене, значительно превосходящей начальную.

Но крестьяне зависят не только от перекупщиков. Что делать, если на цветы нападет болезнь, если их прихватит морозом или они просто будут не нужны в связи с переходом фабрики на производство новой продукции? Крестьяне, с которыми нам довелось разговаривать, никак не могут похвастать большим достатком... И чтобы подработать, продают букетики цветов, мешочки с сушеной лавандой, пучки ароматических трав или баночки с медом прямо у обочины дороги, протягивая руки со своим нехитрым товаром навстречу мчащимся автомобилям с туристами.

Но не думайте, что все это как-то отражается на цене «летучего пленника, запертого в стекле». Парфюмерия во Франции очень дорога, и далеко не каждая француженка может себе позволить купить духи высшего качества...

В конце осмотра нас привели в музей фирмы «Молинар» — роскошно обставленные залы, где наряду с коллекцией стильной мебели XVI—XVIII вв. собраны образцы выпускаемой фирмой продукции: тюбики и баночки с кремом, коробки с пудрой, разнообразной формы и цвета бутыли с одеколоном, флаконы духов, изготовленные известным художником-стеклодувом Лаликом.

Мы увезли из Грасса добрые воспоминания о тех людях, чьи имена не значатся на красочных этикетках и в фирменных проспектах, — крестьянах, выращивающих цветы, рабочих, стоящих у дистиллировочных аппаратов, лаборантах, добывающих новые запахи, скромных труженицах парфюмерных цехов, всех тех, кто своим трудом создает знаменитую продукцию — славу Франции.

 

(Ю. Поляков. Земля и люди, 1972)


 

К общему алфавитному указателю статей

Индекс цитирования   Rambler's Top100
© ООО Реал, 2002-2017