последнее изменение страницы 14.08.2023

Фридман Рудольф Аркадьевич (1894-1984)

Фридман Рудольф Аркадьевич – одна из наиболее известных персоналий среди отечественных почитателей искусства создания новых ароматов. Его перу принадлежат работы, которые до сих пор используются любителями изготовления домашней парфюмерии. Он один из известнейших популяризаторов этой области легкой промышленности. Удивительный факт – при том количестве изданных Рудольфом Аркадьевичем книг, о нем самом мало что известно. На момент начала наших поисков в интернете отсутствовали достоверные сведения как о его месте и времени рождения, так и смерти. В специальной литературе он упоминается как автор некоторых душистых композиций и кремов для ухода за кожей. Наиболее часто цитируемые работы автора – это «Парфюмерия» и «Технология косметики».

Поиск информации по печатным трудам, изданным ВНИИСНДВ (Всесоюзным НИИ Синтетических и Натуральных Душистых Веществ), не принес результатов. По данным телефонного справочника «кто есть кто в парфюмерной промышленности» (для служебного использования) в середине 70-х он не значился ни в одной заметной должности. Место заведующего лабораторией в «Институте красоты» на Калининском просп. (Новом Арбате), которое Рудольф Аркадьевич занимал в конце 60-х, стало последним в его трудовой деятельности вплоть до окончательного выхода на пенсию.

Его фамилия также отсутствует и в списках людей, проходивших специализированное обучение в ВНИИСНДВ по курсу Парфюмерия, которым было присвоено звание «Парфюмер».

Очевидно, что на момент организации курсов данный статус его уже не интересовал, так как фактически коллеги уже считали Фридмана состоявшимся парфюмером. Например, соавтор по некоторым изобретениям Макаров-Землянский А.Н. в своей книге (1964) выражает благодарность «парфюмеру Р.А. Фридману». Более того, он потенциально мог бы выступать на курсах в качестве одного из лекторов, так как к этому времени уже были изданы «Основы мыловарения», «Высшая косметика» и «Технология парфюмерии».

Известно, что сам Рудольф Аркадьевич очень уважительно относился к работе ВНИИСНДВ и его сотрудникам, тогда как со стороны «душистой науки» он встречал «прохладное» отношение к своим опубликованным трудам. Во всяком случае, его работы крайне редко цитировались, несмотря на явный дефицит в то время специальной литературы по теме «парфюмерия». Возможно, что причиной тому был специфический «идеалистический» подход к парфюмерии со стороны Фридмана, мы бы назвали его «интуитивным». Рудольф Аркадьевич склонялся к тому, что парфюмерия – это своеобразная разновидность искусства, что не могло не вызвать протест со стороны людей, занимавшихся научным исследованием и разработкой новых душистых веществ. На самом деле, автор пытался создать базу для теории парфюмерии, опираясь на аналогии с другими областями человеческих знаний, которые связаны с психофизиологией, но весьма сложными для формального описания, в отличие от химии и технологии душистых веществ. Речь здесь идет о поиске связи влияния на человека запахов по аналогии с влиянием музыки, цвета, и цветомузыки по Скрябину.

Критическое, но и весьма обстоятельное описание предложенного подхода дает первая часть рецензии на книгу «Парфюмерия», написанная С.А. Войткевичем.

Более благожелательно настроенный академик И.Л. Кнуньянц в рецензии на рукопись указывает, что «...автор стремился и стремится заполнить существующий пробел путем анализа, а затем синтеза, привести к истокам понимания построения композиций. Эта часть им выполнена путем формулирования отдельных закономерностей, которые ранее до него не были замечены или сформулированы. К ним относятся, например, повторение элементов и групп элементов запахов в природе; функциональные взаимосвязи отдельных душистых веществ в естественных (эфирных маслах) и искусственных сочетаниях (парфюмерных композициях); общность последних; местоположение душистых веществ в композициях и их гармонические функции; общность в психофизиологическом воздействии запахов, цветов и звуков и т.д. В результате автор делает попытку анатомировать сложные гармонические сочетания душистых веществ и путем анализа и синтеза создать картину их взаимосвязи, исходя из законов химии, физики, психофизиологии и связать эти области»(цитата по предисловию к книге «Парфюмерия», М., 1956, с. 4).

Рудольф Аркадьевич, безусловно, был неординарной, разносторонней личностью, опередившей время, которую сейчас называли бы Человек Возрождения (Renaissance Man). Отсюда его достоинства, ну, и то, что коллегами воспринималось, как недостатки.

Да и в целом, Рудольф Аркадьевич, на наш взгляд, был скорее удачливым творцом с предпринимательской жилкой, не свободным от идей, не лежащих полностью в плоскости общепринятых понятий. Он не был «старшим научным сотрудником-химиком» в традиционном смысле этого слова, как не был в классическом понимании инженером, например, Леонардо да Винчи. Думаем, что именно это вызывало раздражение у тех людей науки, кто сталкивался с ним лично, видел, но не одобрял его, а также используемые им формы достижения «успешности».

Показательным является отзыв, сделанный Рудольфом Аркадьевичем на книгу своего коллеги. Он оставляет неоднозначное впечатление. Это скорее похоже на отписку, а не на серьезный анализ. Сравните, например, обстоятельную рецензию Войткевича на второе издание "Парфюмерии" самого Фридмана с отзывом Фридмана на книгу Макарова-Землянского, с которым Рудольф Аркадьевич много и плодотворно сотрудничал и до и после рецензии, имя которого он часто поминал в разговоре с внуком Александром. Похоже, что отзыв писался в спешке.

Как бы то ни было, но у людей, далеких от «душистой» науки, книги Рудольфа Аркадьевича были и остаются востребованными. Они написаны легко читаемым языком, образны и интересны, конечно, автор не упускает возможности подчеркнуть свои достижения и заслуги перед отечественной парфюмерией, но делает это ненавязчиво. Совокупный тираж его популярных книг более 700 000 экземпляров. Немногие нынешние авторы тематических книг могут похвастаться даже приближением к этой цифре.

Так что для увлекающихся ароматными композициями Фридман Р. А. – прежде всего один из авторитетнейших отечественных экспертов по косметике и парфюмерии, автор некогда популярных рецептур ряда кремов и духов.

Собственно в этом нет ничего странного, уже в изданиях начала 60-х его представляли как старейшего парфюмера страны.

Выражаем огромную благодарность за помощь в реконструкции биографии Рудольфа Аркадьевича, ценным корректировкам и дополнениям его внукам: Александру Евгеньевичу Фридману, Татьяне Юрьевне Могильной и ее мужу Александру Григорьевичу, а также Валерию Петровичу Фридману, щедро поделившимися своими воспоминаниями и фотографиями из семейного архива.

Вместе с тем, пока данную работу мы не можем считать завершенной, еще остаются вопросы, на которые пока отсутствуют ответы.

Если Вы можете помочь в сборе информации об этом человеке – пишите нам на почту: fedotov-71@mail.ru

 

 © Федотов С. В. Февраль 2021-сентябрь 2022.

 

Биография Фридмана Р. А.

 

Библиография работ Фридмана Р. А.

 

Творческие удачи (парфюмерно-косметические средства) Р.А. Фридмана

 

Патенты Р. А. Фридмана

 

Известные однофамильцы Р. А. Фридмана

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2023