последнее изменение страницы 29.12.2023

Г. САМОЙЛОВ. СЛЕДЫ ЗАПАХА

В больнице произошла большая неприятность: из сумочки врача С., лежавшей на ее столе, пропала крупная сумма денег. Это была здесь не первая кража, и каждый раз преступник брал только деньги. Действовал он очень осторожно, и обнаружить его не удавалось. Ясно было одно; он — не посторонний человек.

На этот раз работники милиции с согласия персонала больницы решили прибегнуть к помощи служебно-розыскной собаки. Обнюхав сумочку, ищейка пошла вдоль нестройного ряда белых халатов. Сначала ее внимание привлекла сама владелица сумочки. А потом она уверенно остановилась возле гражданки В. и залаяла... Как выяснилось в ходе расследования, именно В. и совершила все кражи.

Еще один случай, посложнее. Во время обеденного перерыва из сельского магазина был похищен небольшой переносный сейф, куда заведующая, уходя, положила всю выручку. Прибывшие сотрудники уголовного розыска установили, что преступник вынес сейф через подсобное помещение — там были взломаны замки входных дверей. Но куда он направился дальше? Служебно-розыскная собака Пьекс взяла след запаха в том месте, где преступник бросил ломик, привела к складу лесоматериалов, находившемуся более чем в километре от магазина, и остановилась у большой кучи опилок. В ней и был найден сейф. А немного позже с помощью того же Пьекса на складе задержали и самого преступника...

Эти примеры вновь и вновь убеждают нас в том, что запах каждого человека строго индивидуален. Именно благодаря этому и можно с помощью собак-ищеек по следам запаха находить и задерживать преступников, выделять их среди окружающих, обнаруживать предметы, к которым они прикасались.

Но и специально обученные собаки иногда не могут помочь следователю. Они, например, отказываются брать след в сильный мороз (ниже минус 23—25 °С), сразу после дождя или когда они сильно возбуждены Чтобы в меньшей степени зависеть от возможностей и особенностей поведения наших четвероногих друзей, чтобы полностью использовать информацию, содержащуюся в следах запаха (эту информацию называют одорологической), криминалисты вместе с физиками и химиками сейчас усиленно изучают, как образуются эти следы, исследуют их информационную природу. И создают специальные приборы для определения их химического состава.

ЗАПАХ — ЯВЛЕНИЕ СЛОЖНОЕ

С одной стороны, это мельчайшие частицы газообразных веществ, которые вызывают ощущение запаха. С другой стороны, это реакции на такие вещества обонятельных рецепторов и соответствующих центров мозга — эти реакции и порождают обонятельные ощущения. Мы будем здесь говорить только о первой половине проблемы — о составе веществ, образующих запах человека, о механизме образования следов запаха и о той информации, которую криминалисты могут извлечь из этих следов при расследовании преступлений.

Своеобразие запаха человека зависит, главным образом, от состава ароматических выделений потовых и сальных желез, находящихся в толще кожи. Особенно много потовых желез на ладонях рук и подошвах ступней. Поэтому следы запаха чаще всего и остаются именно там, где ступала нога человека (молекулы пахучих веществ легко проходят сквозь материал и швы обуви), или на тех предметах, к которым человек прикасался руками. Источниками одорологической информации могут быть и вещи, принадлежащие преступнику: они тоже сохраняют на себе потожировые выделения.

Среди пахучих веществ, выделяемых потовыми железами, главную роль в образовании следов запаха играют, как можно предположить, жирные кислоты (в основном масляная) они формируют наиболее сильную и стойкую ароматическую основу запаха. Если на долю кислот вообще приходится около 0,15% выделений потовых желез, то жирные кислоты составляют почти четверть этого количества.  И пусть сквозь обувь проникнет хотя бы тысячная их доля, — все равно на поверхности каждого следа останется по крайней мере 250 миллиардов молекул жирных кислот! А специально натренированная собака способна ощутить присутствие в миллион раз меньшего количества пахучих веществ в нескольких десятках кубометров воздуха — и не только ощутить, но — в благоприятных условиях— целые сутки идти по таким следам и найти оставившего их человека или вещь, к которой он прикасался.

Кроме жирных кислот, в формировании следов запаха человеческого тела принимают участие также входящие в состав потожировых выделений сульфо- и окси­кислоты. Различные сочетания тех и других и образуют основную часть запаха человека — индивидуальную и, как правило, относительно постоянную на протяжении всей его жизни. В образовании запаха тела участвуют и дополнительные компоненты: например, запах помещения, в котором человек работает или живет, запах предметов, с которыми он часто соприкасается, а также запахи парфюмерии, табака, пищи. Но такие запахи — сопутствующие и побочные — могут принадлежать не одному человеку, а многим.

АРОМАТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ОБРАЗУЮЩИЕ ЗАПАХ,

постоянно отделяются от своего носителя — тела человека При совершении преступления в окружающем воздухе, на вещах, в почве и т. д. неизбежно остаются скопления этих веществ — следы запаха.

Если такие скопления образуются при отделении молекул ароматических веществ непосредственно от тела человека, то возникают следы запаха, которые мы условно назовем нефиксированными. В закрытом помещении они входят в общий состав находящегося в нем воздуха, а на открытом пространстве сравнительно быстро рассеиваются и исчезают. Типичным примером этого может служить хорошо известный каждому «шлейф» запаха духов, бензина или табака, оставляемый идущим человеком.

Значительно сложнее образуются следы запаха тела человека из ароматических веществ, уже перенесенных с поверхности тела на подложку — например, какой-нибудь предмет, до которого дотрагивался преступник. Теперь источником запаха становится сама подложка: отделившиеся от нее молекулы ароматических веществ образуют микрооблако, которое в результате диффузии также постепенно рассеивается в воздухе. Такие фиксированные следы запаха сохраняются до тех пор, пока концентрация ароматических веществ в микрооблаке не упадет ниже порога чувствительности обоняния специально натренированной собаки или прибора. Время их существования зависит, прежде всего, от интенсивности испарения и сублимации веществ, а также от скорости диффузии их молекул. Важную роль играют и физические свойства подложки. Например, чем плотнее материал, на котором преступник оставил следы рук или ног, и чем темнее его окраска, тем сильнее он прогревается солнцем и тем быстрее улетучиваются ароматические вещества. Влияют на продолжительность существования следов запаха и атмосферные условия: при высокой температуре воздуха, небольшой влажности и при ветре они исчезают гораздо быстрее.

Изучая закономерности диффузии молекул пахучих веществ, криминалисты вместе с физиками пытаются с математической точностью определить, сколько времени могут существовать следы запаха человеческого тела в закрытом помещении или на открытой местности. Это позволит не только наиболее успешно применять служебно-розыскных собак или приборы-анализаторы, но и устанавливать очень важное обстоятельство расследуемого преступления — его начальный момент. Это важно знать, во-первых, потому, что закон вообще требует от следователя выяснить все обстоятельства преступления, в том числе и то, когда оно совершено, а во-вторых, потому, что так можно получить своеобразный эталон для проверки правильности показаний свидетелей, потерпевших и подозреваемого. Например, такой эталон поможет опровергнуть ложное алиби преступника, доказывающего, будто в момент совершения преступления он находился в другом месте.

Сейчас разработаны способы консервации и хранения следов запахов, изымаемых с места преступления, это позволяет в дальнейшем использовать их для выявления скрывающегося преступника. Эксперименты показали, что взятые в специальные контейнеры пробы воздуха, содержащие запах тела человека, на протяжении двух лет полностью сохраняют свои информационные свойства — служебно­розыскная собака может по ним обнаруживать того человека, запах тела которого был «законсервирован».

ПОЖАЛУЙ, НЕ БУДЕТ БОЛЬШИМ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕМ

сказать, что заветная мечта криминалистов — создание «искусственного носа», специального прибора, который помог бы находить преступника по запаху его тела. Что это — только мечта или уже реальность? Сейчас предложено немало конструкций таких аппаратов, хотя окончательно проблема еще не решена. Один из подобных приборов — сконструированный в США электронный анализатор запахов, или, как его часто называют, «электронный нос». Он гораздо совершеннее человеческого носа и в тысячу раз чувствительнее обоняния натренированной собаки (а ведь она может различать до полумиллиона тончайших оттенков запаха!). Подробного описания устройства «электронного носа» еще нет, но из того, что о нем уже известно, можно сделать вывод, что этот прибор копирует функции обонятельных клеток слизистой оболочки носа животных. Он работает на полупроводниках, которые в разной степени изменяют электропроводность в зависимости от строения молекул попадающих в аппарат газообразных веществ. Эти изменения фиксируются и позволяют различать запахи.

В других моделях «искусственного носа» в качестве чувствительных элементов, реагирующих на химический состав запаха, используется сочетание полупроводников с адсорбентами. При поступлении в аппарат пахучих веществ адсорбенты, поглощая их, в зависимости от их химического состава выделяют различное количество тепла, в результате чего изменяется сопротивление электрической цепи. Эти изменения фиксируются на ленте самописца — сопоставляя такие записи, можно сравнивать составы следов запаха, изъятых с места преступления, с пробами запаха подозреваемых лиц.

Наконец, создаются анализаторы, основанные на методе газовой хроматографии. Но расшифровка хроматограмм — дело довольно сложное, и действительно эффективными такие приборы могут стать, по-видимому, лишь в сочетании с ЭВМ, которая позволит более точно уловить в пиках хроматографической кривой индивидуальные особенности состава веществ, образующих исследуемый запах.

Когда будут созданы достаточно надежные приборы-анализаторы, которые позволят обнаруживать человека, совершившего преступление, по запаху его тела, поиск преступников станет в какой то мере более простым и в то же время более научно обоснованным. Прибор определит индивидуальный состав веществ в следах запаха, взятых с места преступления, и сопоставит его с составом запаха подозреваемого. Если составы совпадут, это будет свидетельством того, что подозреваемый находился на месте преступления в тот момент, когда оно было совершено. Конечно, одно это еще не будет доказательством его вины, но значительно облегчит работу следователя, расследующего преступление и стремящегося установить истину.

Доктор юридических наук Г. А. САМОЙЛОВ

 

"Наука и жизнь" (1972, № 10)

 

 

 

Перейти к продукции

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2024