последнее изменение страницы 02.04.2024

Е. Э. БЕРТЕЛЬС, Авиценна

Е. Э. БЕРТЕЛЬС, член-корреспондент Академии Наук СССР

 

В МАЕ 1952 года все прогрессивное человечество, по решению Всемирного Совета Мира, отмечает тысячелетие со дня рождения одного из величайших ученых Средней Азии — Абу-Али Хусейна ибн-Сина, ставшего широко известным в средневековой Европе под именем Авиценны.

Отец Авиценны Абдаллах ибн-Хасан был родом из города Балха, население которого состояло преимущественно из таджиков. В конце 70-х годов X века он переселился в Бухару (ныне Узбекской ССР). В большом селении Афшана, называемом теперь Лаклакка, он женился на таджичке по имени Ситора-Ханум. Авиценна родился тысяча лунных лет назад, в 370 году по мусульманскому летоисчислению (980 г. н. э.). Как мы видим, ибн-Сина и по отцу и по матери — таджик. Попытки турецких националистов представить его турком никаких оснований не имеют. Столь же неверными являются и утверждения западноевропейских историков, причисляющих Авиценну к арабским ученым.

В родном селении мальчик провел ранние годы детства, а затем вся семья переехала в Бухару. Город этот, с начала X века ставший столицей династии Caманидов, был важным центром административной, хозяйственной и культурной жизни Средней Азии. Авиценну сначала обучали арабскому языку, религии, затем наукам. В своей автобиографии он пишет: «Я так быстро усваивал науки и делал такие успехи, что все поражались».

В Бухару приехал некто Абу-Абдаллах Haтили, имевший репутацию знатока философских дисциплин. С ним мальчик прежде всего начал изучать арабский перевод знаменитого «Введения» Порфирия Тирского (III век н. э.) — книги, обстоятельно трактующей основные понятия логики и получившей широкое распространение на Ближнем Востоке. Однако в тонкости анализа и умении составлять точнейшие логические определения ученик быстро превзошел учителя. С тем же педагогом мальчик прошел и несколько теорем Евклида, остальную часть его книги освоив самостоятельно. Затем он перешел к изучению не менее знаменитого «Альмагеста» — астрономического трактата Клавдия Птолемея. Вскоре Натили из Бухары уехал, но Авиценна продолжал усиленно штудировать все попадавшиеся ему в руки книги по физике и математике. Желая постигнуть «причину всех причин», он обратился к «Метафизике» Аристотеля. Он одолел и эту «науку наук», как ее тогда называли. Большое влияние на развитие философских взглядов Авиценны оказал узбекский мыслитель Фараби.

В своей автобиографии Авиценна сообщает, что он в кратчайшее время получил известность как знаток врачевания. Ему удалось, в частности, вылечить тяжело заболевшего властелина Бухары эмира Нуха. В награду за это он испросил себе разрешение заниматься в эмирской библиотеке. Это было последним этапом его учебы, и к восемнадцати годам он стал крупнейшим ученым.

В это время Бухару начали потрясать феодальные междоусобицы. Авиценна решил покинуть родной город. Он отправился в столицу Хорезма Гургендж.

Во время пребывания в Хорезме Авиценна, вероятно, лично познакомился с другим великим ученым этого времени — Абу-р-Рейханом Бируни. В известном труде Бируни о хронологии есть упоминания о его спорах с Авиценной. Сохранилось послание Авиценны к Бируни, содержащее ответы на шестнадцать его вопросов в различных областях наук.

Однако к Хорезму протянулась рука свирепого завоевателя — султана Махмуда Газневида. Авиценна вынужден был покинуть Хорезм, и он направляется на южное побережье Каспийского моря, в княжество Гурган.

В Гургане Авиценна преподавал логику и другие науки, вокруг него собрались многочисленные ученики. Среди них — Абу-Убейд Джузджани, неотлучно находившийся при ученом до самой его смерти и деливший с ним все тяготы. Он сохранил многие труды Авиценны. Неутомимо снимая копии с работ учителя, Абу-Убейд в значительной степени содействовал распространению его произведений. В Гургане Авиценна очень много писал. Там было положено начало его знаменитому «Канону медицинских наук».

Но и здесь ученый оставался недолго. Подвергаясь преследованиям, он вынужден был переходить из одного княжества в другое. Он лечил жителей в Рее, был везиром в Хамадане, писал научные труды в Исфахане. В 1029 году Исфахан был захвачен войсками сына султана Махмуда Масуда. Имущество Авиценны и его драгоценные рукописи были при этом уничтожены. Тогда, вероятно, погиб самый крупный из его трудов — двадцатитомная энциклопедия «Ал-Инсаф» («Справедливость»), Авиценна умер в Хамадане 18 июня 1037 года.

Авиценна оставил после себя огромное научное наследство. Сотни его рукописей находятся в книгохранилищах всего мира. Издана из них лишь небольшая часть. Как величайший врач своего времени Авиценна был известен в Европе и на Востоке, где народы сложили о нем поэтические легенды. Его «Канон», переведенный на латынь уже в XII веке, печатался более тридцати раз и был основой преподавания медицины почти во всех западных университетах. В Монпелье и Лувене он был главным пособием вплоть до XVIII века. Обладая исключительной способностью логических построений, автор «Канона» сумел дать мастерски систематизированное изложение всех знаний своего времени, опираясь часто при этом на опыт, врачебную практику.

Благодаря тонкости наблюдений и логичности умозаключений Авиценна иногда приходил к выводам, которые подтвердились несколько столетий спустя. В его работах мы находим первое правильное описание мышц глаза, исследования изменений пульса под влиянием различных болезненных состояний. Он подробно описал симптомы менингита, плеврита, язвы желудка и других заболеваний, верно объяснил причины апоплексии и т. п. Авиценна ввел в медицинскую практику ряд новых лекарственных средств, рекомендовал использовать многие растения, применяемые в народной медицине. Он предложил применять ряд профилактических средств — очищение воздуха, а также воды (путем фильтрации или кипячения), соблюдение режима питания, занятие физической культурой, принятие воздушных, морских и солнечных ванн и т. п. «Канон» дает преимущественно теоретические основы врачевания, но, по словам Абу-Убейда, Авиценна имел в виду написать и часть, содержащую практический курс лечения. Он собирался составить ее на базе ряда книг с записями клинических наблюдений, которые он вел долгие годы.

Не менее важное место среди его работ занимает огромный свод «Китаб аш-Шифа» («Книга исцеления»). Абу-Убейд пишет, что он попросил ученого написать комментарий к книге Аристотеля. Авиценна ответил, что дать такой комментарий не может, но изложит все то, что считает правильным. В два дня, нигде не наводя справок, он составил конспект этой огромной книги. Она состоит из четырех разделов: а) логика, б) физика, в) метафизика и г) математика. Философские положения Авиценны, во многом противоречившие догмам ислама, вызывали яростные нападки со стороны блюстителей правоверия. Мракобесы не переставали осыпать его проклятиями. В области метафизики Авиценна ослабил господствовавшие до него идеалистические неоплатонические устремления и усилил материалистические тенденции Аристотеля, утверждая, что материя существует вечно.

Авиценна был крупнейшим естествоиспытателем своего времени. Сохранилось, например, исследование его по минералогии, где он отстаивает непревратимость одного металла в другой и обличает алхимию во лжи и обмане. Он высказывался также и против астрологических суеверий, в те времена распространенных по всему миру.

Многие работы Авиценны были написаны по-арабски. Однако книги, которые ученый считал предназначенными для более широкого круга читателей-неспециалистов, он писал на литературном языке саманидских владений — дари (предке современного таджикского языка). Так, на дари написано популярное изложение книги «Аш-Шифа», которое он назвал «Дониш-нома» («Книга знания»)

Авиценна был, таким образом, одним из крупнейших мыслителей Средневековья Несмотря на тяжелые условия феодального гнета и фанатизм церковников, он сделал величайшие для своего времени открытия, сыгравшие важную роль в дальнейшем развитии научных знаний

В наши дни, когда таджикский народ избавился от двойного гнета феодалов и колонизаторов, сбросил с себя оковы невежества и под руководством партии Ленина—Сталина вместе с другими народами страны строит коммунистическое общество, в дни, когда во всех республиках нашей великой Родины бурно развиваются науки, мы с особенной гордостью отмечаем тысячелетний юбилей величайшего таджикского ученого Авиценны. Вместе с нами эту знаменательную дату отмечает все прогрессивное человечество. Председатель Всемирного Совета Мира Фредерик Жолио-Кюри справедливо отметил в своем обращении к народам мира, что творчество великого врача, философа и ученого восточного мира Авиценны, вся деятельность которого основана на требованиях истины и разума, является великим вкладом в мировую цивилизацию и служит делу взаимопонимания народов, помогает человечеству строить счастливое будущее, основанное на доверии и мире.

("Наука и жизнь", 1952, №5)

 

в раздел "Из периодических изданий"

На главную 

 

Перейти к продукции  

 

К общему алфавитному указателю статей

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru  
© ООО Реал, 2002-2024