последнее изменение страницы 02.04.2024
ДУХИ,раствор более или менее сложной смеси душистых веществ (см.) в каком-либо растворителе. Чаще всего таким растворителем является винный спирт; однако применяются и другие растворители — глицерин в смеси со спиртом, высокомолекулярные сложные эфиры, обладающие очень слабым собственным запахом, и др. Употребление благовоний относится к началу цивилизации, причем простейшие благовония употреблялись вначале для культа мертвых, так как душистые бальзамы и смолы в виду их антисептических свойств позволяли безопасно хранить трупы. Затем применение благовоний распространилось и на другие религиозные церемонии. Большую роль играли благовония в Египте при бальзамировании умерших. Во времена Птолемея пром-сть благовоний получила широкое распространение, причем в Александрии уже имелись значительные фабрики благовоний. В это время женщины уже применяли благовония для целей эстетических и гигиенических. Большое распространение благовония имели в древней Греции и в Римской империи, где за отсутствием мыла производились втирания душистыми маслами. В раннее средневековье благовония применялись исключительно для целей культа и лишь после эпохи крестовых походов с Востока были вновь введены в употребление благовония для целей эстетических среди господствующих классов. По-видимому, одним из древнейших благовоний является розовое масло, полулегендарные источники относят начало пользования им к эпохе древней Персии. Одними из первых духов сложного состава была кёльнская вода (одеколон), изобретенная в 17 веке. Духи в 17 и 18 веках применялись главн. образом в виде всевозможных саше, душистых порошков и курений. До недавнего времени «духи» (включая в это понятие и одеколон и душистые, туалетные мыла) были предметом пользования только привилегированных классов, причиною чему были индивидуалистический способ их приготовления отдельными «парфюмерами» и поэтому высокая стоимость. Усилия химии, а вследствие этого развитие заводской промышленности, переход на массовое производство «душистых веществ» сразу сделали духи предметом массового производства, широко доступным культурным приобретением. У нас в Союзе в связи с резким повышением культурности масс нашей парфюмерной промышленности дано директивное задание уже в 1931 сильно увеличить производство именно гигиенически ценных продуктов парфюмерии: туалетного мыла и одеколона. Основным моментом в производстве духов является составление смеси душистых веществ, которая подлежит растворению. Ассортимент душистых веществ, используемых с этой целью, достигает в настоящее время громадного разнообразия. Существуют эмпирические правильности, имеются консонансы и диссонансы, имеются взаимно исключающие друг друга ароматы; иногда смешение двух душистых веществ приводит к исчезновению аромата; иногда прибавление почти не обладающего запахом компонента резко акцентирует тот или иной характерный запах или изменяет его до неузнаваемости. Поэтому создание гармоничного аромата отнюдь не является результатом случайного смешения различных душистых веществ, а требует знания основных свойств смесей ароматов, а также учета и химических свойств компонентов. Так, состав смеси, предназначенный для Д., для пудры или для мыла, должен быть различным в зависимости от назначения. Летучесть составных частей Д. неодинакова. Обычно наиболее нежные и тонкие ароматы улетучиваются в первую очередь. Поэтому приходится принимать специальные меры для того, чтобы закрепить, фиксировать на надушенной вещи аромат, а также обеспечить сохранение нек-рого остаточного букета и после того, как главные составные части Д. улетучились. Эту роль играют «фиксаторы» — трудно летучие вещества, обладающие или очень слабым собственным запахом или совсем не пахучие. Природными фиксаторами являются душистые смолы: бензоэ, перуанский и толуанский бальзамы, настойки веществ животного происхождения — мускуса, амбры и т. п. Искусственными фиксаторами являются обычно труднолетучие сложные эфиры или азотистые вещества, имитирующие запах мускуса, амбры и т. п. Фиксаторы, обладающие собственным запахом, играют также роль так наз. «фона», т. е. той основы букета, к-рая стушевывает, «закругляет» запахи отдельных компонентов смеси и препятствует им выступать каждому в отдельности. Еще сравнительно недавно композиторы Д. старой школы считали возможным употреблять только душистые вещества естественного, т. е. природного происхождения: цветочные экстракты, настойки, эфирные масла и т. п. Применение синтетических химических продуктов рассматривалось как варварство, приводящее к огрубению букета. Однако успехи органической химии привели к тому, что наряду с природными душистыми веществами появилось множество продуктов синтетического происхождения, позволяющих получать такие сочетания запахов, которые недостижимы при употреблении только природных продуктов. Нек-рые синтетические продукты воспроизводят те ценнейшие составные части цветочных экстрактов, к-рые в природных экстрактах присутствуют только в ничтожн. количествах. Усиление их дозы в сложном букете позволяет акцентировать определен. особенности цветочного аромата и достигать совершенно новых эффектов в смысле силы и запаха. Поэтому современная парфюмерия уже не делает различия между природными и синтетическ. душистыми веществами, а использует их все. Общая концентрация душистых веществ в спирте обычно колеблется между 10—15%. Более слабые 3—4%-ные растворы представляют собою т. наз. одеколоны. Одеколон (кёльнская вода) в собственном смысле этого слова представляет собой одну из старейших композиций; состав его довольно постоянен и мало изменяется у разных фирм и в разных странах. Основой его является смесь эфирных масел: лавандного, бергамотного, неролиевого, лимонного и апельсинного; в качестве фиксатора иногда вводится очень незначительное количество раствора смолы бензоэ (франц. одеколон). Т. н. «цветочные» одеколоны представляют собой просто более слабые растворы тех же эссенций, из к-рых делаются духи. Спирт, предназначенный для растворения эссенций, всегда разбавляется нек-рыми количествами воды; в Д. крепость спирта колеблется от 20% до 90%, а в одеколонах от 60% до 75%. Такая спирто-водная среда при растворении в ней смеси душистых веществ и эссенций обычно вызывает выделение из раствора (в виде эмульсии) части продуктов, наименее растворимых компонентов эфирных масел, части терпенов, остатков цветочного воска и т. п. По истечении нек-рого времени эта эмульсия обычно свертывается и собирается на дне в виде плотного слоя; к этому моменту чаще всего заканчиваются и все взаимодействия между составными частями раствора и только после этого можно Д. декантировать и фильтровать. Лит.:Askinson W., Manuel du parfumeur, Paris, 1927; Otto M. P., L'industrie des parfums, Paris, 1924; Fouquet, La technique moderne et les formules de la parfumerie, Paris, 1929 (на русском языке литературы нет).
К общему алфавитному указателю статей
|