последнее изменение страницы 29.12.2023

ГАЛЕН,

Клавдий (ок. 130—ок. 200) — римский врач и естествоиспытатель, оказавший большое влияние на развитие медицины в средние века, вплоть до 15—16 вв. Родился в Пергаме, в семье богатого греческого архитектора Никона. Изучал сочинения Платона, Аристотеля, стоиков и эпикурейцев. Избрав специальность врача, Г. обстоятельно изучил медицину под руководством Сатира, Фициана, Эсхриона и др. видных врачей Пергама. Во время 4-летнего путешествия в Смирну, Коринф, Александрию и другие культурные центры Г. значительно усовершенствовал свои медицинские знания. Возвратившись на родину, он в течение 6 лет занимался врачебной практикой среди гладиаторов. В 164 переехал в Рим и поступил на службу придворным врачом императора Марка Аврелия, а затем его сына Коммода. В Риме Г. завоевал славу выдающегося врача. Он занимался также анатомией и физиологией, производя вскрытия трупов и вивисекцию на животных.

Г. написал много сочинений по философии, логике и, в особенности, по медицине, из к-рых часть погибла во время пожара храма Мира в Риме, где они хранились в библиотеке. Немногие оставшиеся медицинские труды позволяют судить, что после Гиппократа (см.) Г. был самым крупным теоретиком античной медицины, создавшим систему медицинских и биологических знаний.

В вопросах о сущности болезней и их лечении Г. исходил из учения гиппократиков, внося в него поправки и дополнения. Он учил, что болезнь есть состояние, при к-ром нарушается правильное смешение основных элементов и жидкостей тела, что влечёт нарушение функций его органов. Это проявляется в разных симптомах, на распознавании к-рых и должна быть основана диагностика. Лечение болезней, по Г., достигается правильной диетой и лекарственными средствами, к-рые вызывают противоположные действия: сухость умеряют влагой, тепло — холодом и т. д. Г. полагал, что изучение и лечение болезней должно быть основано на знании анатомии и физиологии. Он расширил конкретные представления об анатомич. строении организма и физиологии его органов. Так, Г. доказал, что артерии наполнены не пневмой, как считали до него, а кровью. В своих анатомич. трудах он дал описание мускулатуры тела, пищеварительной и дыхательной систем и т. д. Однако во взглядах Г. было и много ошибочного, например, его учение о движении крови. По Г. грубая кровь из печени поступает в правую половину сердца. В сердце, благодаря теплоте, от крови отделяются негодные части. Затем кровь через отверстие в перегородке сердца переходит в левую половину сердца, откуда по артериям разносится по всему телу, где целиком потребляется. Таким образом, полного кругообращения крови, но схеме Г., не происходило. Эта схема была признанной вплоть до 17 века, пока её не опроверг У. Гарвей (см.).

Работы Г. имели важное значение для развития научных материалистич. знаний о психике. Вопреки взгляду буржуазных историографов, рассматривающих историю психологии как эволюцию умозрительных доктрин, его работы показывают, что еще в древности наивно материалистич. учения о психике в борьбе против идеализма опирались на достижения естествознания. Г. категорически отверг господствовавший в течение длительного времени и подкреплённый авторитетом Аристотеля взгляд на мозг как на охладитель идущего от сердца жара. Отстаивая выдвинутое Алкмеоном и Гиппократом положение о том, что органом ощущений и мышления является мозг, Г. доказывал это опытами над животными. Опыты Г. с перерезкой нервов органов чувств бесспорно доказали неразрывную связь этих нервов со способностью ощущения. Г. пытался экспериментально определить роль участков головного мозга в осуществлении ощущений, мышления и произвольных движений. Носителем душевных процессов Г. считал психическую пневму, качественно отличную от животной пневмы, лежащей в основе чисто физиологии. отправлений. Психическая пневма, по мнению Г., движется по нервам, к-рые благодаря этому переносят ощущения органов чувств к мозгу, а двигательные импульсы — от мозга к органам движений. К наивно материалистич. положениям у Г. примешивались элементы идеализма (телеологизма). Так, напр., он считал, что между структурой органа и его функциями имеется заранее установленная гармония.

Из трактатов Г. по философии и логике до нас дошло сочинение «О софистических способах выражения». В логике Г. следовал учению Аристотеля. По сообщению Ибн-Рошда (Аверроэса), Г. ввёл в аристотелевскую логику четвёртую фигуру силлогизма (см.).

 Лит.: Ковнер C., История Древней медицины, ч. 1, вып. 3, Киев, 1888; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по биологии, т. I, М.—Л., 1936. 

 

(БСЭ 2-е изд.)

 

 

 

Перейти к продукции

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2024