последнее изменение страницы 29.12.2023
A. Подготовка материалаМатериал, из которого добываются эфирные масла, весьма разнообразен. Сюда относятся стебли, дерево, корни, листья, плоды, семена, цветы и т. д. Подготовка материала для обработки должна сообразоваться с его природой и видоизменяться, смотря по обстоятельствам. В виду этого, очевидно, нет возможности дать какие-либо общие указания по этому вопросу, и нам приходится ограничиться здесь некоторыми предварительными замечаниями, отлагая более подробные указания до рассмотрения каждого эфирного масла в отдельности. Можно принять за общее правило, что, чем свежее материал, из которого добывается эфирное масло, тем лучше. Некоторые цветы, будучи сорваны, быстро завядают и теряют большую часть своего аромата. В таких случаях необходимо подвергать их обработке немедленно после сбора, — всякое промедление ведет к потере эфирного масла и к убыткам для производителя. Если нет возможности сейчас же обработать срезанные цветы, то во всяком случае необходимо расстилать их тонким слоем, а отнюдь не складывать в кучи, иначе произойдет нагревание, брожение и порча материала. При добывании напр., розового масла весьма важно, чтобы перегонные кубы помещались как можно ближе к плантациям роз. По той же причине в Болгарии наибольшее значение придают не урожаю роз, а сырой и прохладной погоде во время сбора, так как при жаре и засухе цветение идет так быстро, что нет возможности своевременно собрать и немедленно обработать весь материал. Другое обстоятельство, на которое также необходимо обращать особое внимание, это — спелость материала. Под спелостью мы в данном случае разумеем то состояние материала, в котором он содержит наибольшее количество эфирного масла и дает продукт наилучшего качества. Moмент спелости весьма разнообразен и вполне зависит от особенностей каждого растения. Благоухание цветов определяется временем дня, степенью расцветания и т. д. Розы, например, должны быть срезаемы с рассветом, цветы померанцевого дерева собираются с вечера; в том и другом случае выбираются не вполне распустившиеся цветы, и т. д. Все эти, по-видимому, мелочные условия должны быть принимаемы во внимание, чтобы получить возможно обильный урожай эфирного масла высшего качества. Ho все наши труды и заботы будут напрасны, если мы не обратим особенного внимания на чистоту материала. Всякая посторонняя примесь должна быть тщательно удалена, потому что эта примесь, подвергаясь обработке вместе с материалом, может дать продукты, которые примешаются к эфирному маслу и повредят его достоинству, особенно, если они имеют неприятный запах. Потому напр., цветы должны быть отделены от веток, листьев, и пр. — семена, корни и т. под. от всякого сора, — отдельные растения или части их от сорных трав, и т. д. Об этом нужно заботиться заблаговременно. Когда материал уже собран и нужно приступить к его обработке, то очистка его производит задержку и лишний труд. Необходимо по возможности собирать его чистым, а главным образом обратить внимание на чистоту культуры, удаляя сорные травы и вообще посторонние растения. Насколько это важно, видно из того, что напр., американское мятное масло ценится втрое дешевле английского, и это зависит главным образом от того, что мятные плантации в Америке засоряются различными посторонними растениями, из которых при перегонке мяты к ней примешиваются летучие масла неприятного запаха. По той же причине необходимо брать от душистого растения только те части, в которых содержится добываемое эфирное масло. Нередко бывает, что соседние части содержат также эфирное масло, но другое, иного состава и иного запаха. Иногда приходится напр., отделять лепестки цветов от чашелистиков, чтобы получить вполне чистое эфирное масло. Если, по каким-либо особенным причинам, требуется сохранить цветы или иной, подобный, легко портящийся материал, то лучшим средством для этой цели является соление. Так можно надолго сохранить розы, плотно уложив их в бочки и пересыпав солью (примерно 1 пуд соли на 6 пуд, роз). Ho при этом все-таки теряется довольно много эфирного масла, и цветы уже не имеют столь тонкого благоухания, как свежие. В иных случаях можно сохранить растения или душистые части их посредством сушки, произведенной с соблюдением необходимых предосторожностей. Сушеная мята может сохраняться в течение нескольких месяцев, и долее. Однако при этом аромат, с течением времени, все-таки страдает. Вообще, долго сохраняться могут преимущественно только такие душистые материалы, в которых эфирное масло плотно заключено внутри растения, и если оно притом мало летуче и мало окисляется на воздухе. Многие душистые растения заморских, преимущественно тропических стран, частью перерабатываются на месте, частью привозятся в Европу в сушеном виде. Нередко оказывалось, что эфирное масло, полученное из них в Европе, лучше, чем привозное, приготовленное на их родине. Ho это не зависит от сушки и перевозки, а объясняется тем, что в Европе обработка производилась тщательнее и с помощью более усовершенствованных приборов. Поэтому можно принять за общее правило, что долгое сохранение материала не способствует его улучшению. Имея материал надлежащих качеств, можно обыкновенно немедленно приступить к извлечению из него эфирного масла. Ho иногда приходится предварительно подвергнуть его некоторой подготовке, имеющей целью облегчить выделение эфирного масла. По какому бы способу ни производилось добывание эфирного масла — требуется ли увеличить поверхность испарения, способствовать более тесному соприкосновению с парами воды, содействовать успеху прессования, и т. д., — во всех случаях размельчение материала облегчает обработку. Если материал сам по себе мелкий (напр., мелкие семена), если он мягкий (листья), если эфирное масло заключено в поверхностных клеточках (цветы), то искусственное размельчение материала излишне и расходы на это не окупились бы. Иногда размельчение было бы не только излишним, но и вредным, как напр., в тех случаях, когда эфирное масло легко улетучивается (напр., у большинства цветов), или когда оно на воздухе осмоляется (у аниса). Если материал крупный и твердый, как напр., дерево, корни, некоторые плоды, и т. под., то измельчение делается необходимым.
Простейший инструмент для разрезания стеблей, корней, и пр., изображен на рис. 7. Он состоит из трех ножей, прикрепленных к железной доске посредством винтов, вследствие чего можно удобно снимать их для чистки или оттачивания. К доске приделана длинная рукоятка, сделанная из железной трубы. Внутренность ее наполняется, по мере надобности, песком или дробью, для увеличения тяжести.
Немного сложнее другой прибор, представленный на рис. 8, но зато он дает возможность обработать большее количество материала в то же время и с меньшей затратой труда.
Растения или части их кладутся в корыто A, подхватываются вальком B и подвигаются к рамке D, причем особое приспособление позволяет, по желанию, регулировать длину отрезаемых частей. Нож C приводится в движение колесом E, опускается, отрезает выдвинувшуюся часть растений, вновь поднимается, и т. д. Для раздробления более твердых корней и подобных материалов употребляется дробилка, показанная на рис. 9. Материал кладется в воронку, откуда он попадает между двух обратно вращающихся, металлических зубчатых вальков (см. рис. 10), которые раздробляют его на мелкие части. Вальки эти легко заменить другими, гладкими и тогда тот же прибор может служить для раздавливания семян и т. под. В некоторых случаях, когда эфирное масло добывается водной перегонкой, необходимо предварительно намочить материал в воде. Это делается обыкновенно тогда, когда материал трудно пропитывается водой, как напр., сухие плоды, семена и т. под. Предварительным намачиванием сокращается время перегонки, что ведет к экономии в топливе и, кроме того, к улучшению качества эфирного масла, которое всегда страдает от слишком продолжительного соприкосновения с горячей водой, Намачивание продолжается обыкновенно от 12 до 48 часов, и для этого берется 3 или 4 части воды на 1 часть материала.
Подобное брожение, сопровождаемое образованием пахучих веществ, наблюдается нередко: живое растение иногда вовсе не пахуче, или обладает лишь слабым запахом, но как только оно срезано, в нем начинается развитие благоухания. Общеизвестным примером может служить благоухание сена. Брожение требует обыкновенно известной температуры, и потому оно идет лучше, когда растения сложены в кучи, где они взаимно нагреваются и защищаются от охлаждения. Ho чрезмерное нагревание вредит делу. В некоторых случаях вся суть технической обработки растительного материала заключается именно в умелом ведении этого брожения. Достаточно напомнить обработку табака и чайных листьев. Примеры развития благоухания в срезанных частях растений можно найти и в области душистых веществ, употребляемых в парфюмерном деле: укажем на пачули, ваниль, фиалковый корень и пр. Ho в большинстве случает брожение подобного рода вредит аромату растений, и потому его тщательно избегают. Это необходимо иметь в виду при сушке растительного материала, а также в тех случаях, когда ему приходится почему-либо пролежать некоторое время между сбором и поступлением в куб. Вообще, как уже сказано, следует всегда, если только обстоятельства позволяют, пользоваться возможно свежим материалом. Тут необходимо сделать одно примечание.
(Базаров А. И., Монтеверде Н. А. Душистые
растения и эфирные масла.)
К общему алфавитному
указателю статей
|
|
© ООО Реал, 2002-2024