последнее изменение страницы 17.08.2023

ООО =РЕАЛ= центр ФИТОАРОМАТЕРАПИИ, КОНТАКТЫ

 

СТАТЬИ ДЕБУ К. И. для журнала "ПРОГРЕССИВНОЕ САДОВОДСТВО и ОГОРОДНИЧЕСТВО"



ПРОГРЕССИВНОЕ САДОВОДСТВО и ОГОРОДНИЧЕСТВО № 47, с. 572

 

Выделение пахучих начал из цветов путем поглощения

Как в предыдущей статье мы указывали, способ этот основан на способности жировых веществ улавливать и поглощать выделяемые цветами пахучие вещества. В качестве жировых веществ с этой целью применяется сало говяжье, баранье и свиное. Применяются иногда и жирные растительные масла, но применение их для способа поглощения ограниченное, и мы его касаться в подробностях не будем.

Чистоте употребляемого сала надо уделять весьма большое внимание. Сало хотя бы в самой незначительной степени прогоркшее, в дело употребляемо не должно быть. Мы более или менее подробно опишем, как производится очистка сала на французских заводах пахучих веществ, а затем укажем и как этот способ может быть применен в небольшом кустарном деле. Сало следует покупать, по возможности прямо на бойне тотчас после того, как оно будет там вырезано из туши того или иного животного. Никаким операциям не в руках самого производителя это сало не должно подвергаться. Все куски приобретенного сала тщательно осматриваются, с них обрезают все мясо, все, что не сало. Особенно тщательно каждый кусок исследуется на запах, и куски, хотя бы с намеком на гнилой или прогорклый запах безжалостно выбраковываются. Затем все сало тщательно несколько раз перемывают в воде, крупные куски режут на мелкие, а эти последние перепускаются на особой измельчающей машине, превращающей все сало в более или менее однородную массу. Масса эта переносится затем на фалевку и перерабатывается на ней с значительным количеством воды, вымывающей жилки, пленки и другие подобные примеси. Вода при этом несколько раз меняется, и операцию прекращают, когда вода будет стекать с сала совершенно чистой и прозрачной. Обработанное, таким образом, сало далее подвергается перетапливанию в котлах с двойными стенками, между которыми пропускается пар. Сало при плавлении перемешивается, и к нему для лучшего свертывания и выделения белковых веществ прибавляют квасцов, в количестве трех фунтов на каждые 25 пудов сала. Растопленное сало процеживают возможно быстро через частое полотно, ни в коем случае слишком сильно его не протирая и не продавливая. Процеживают сало в какую-нибудь высокую посуду и дают ему медленно застыть, чтобы вся примешанная к салу вода успела собраться вниз (нижний над самой водой собравшийся слой обыкновенно вовсе отбрасывают). Застывшее сало возможно полно отделяют от воды, снова расплавляют, прибавляют какого-либо консервирующего вещества, снимают пену, пока она при помешивании не перестанет образовываться вновь, снова отделяют, если надо, от воды и еще раз процеживают уже прямо в те сосуды, в которых сало предполагают сохранять. В качестве консервирующих веществ применяются: ладан (на 100 фунтов сала 1 фунт ладана), толуанский бальзам (в той же пропорции), борная или салициловая кислота (полфунта одной из этих кислот на 100 фунтов сала).

Прекрасно сохраняющееся сало можно получить также нагреванием его с тополевыми почками. Во Франции, наконец, сало нагревают с розовой или флердоранжевой водою. Сохранять сало, даже к которому прибавлено то или иное консервирующее вещество, все-таки надо в хорошо закупоренных сосудах без доступа воздуха и света. В каких бы маленьких количествах ни заготовлялось сало, суть его очистки остается всегда такой, как нами только что описано, но только вместо особых машин и котлов с двойными стенками приходится пользоваться более простыми приспособлениями. Измельчение сала ведут тогда на котлетных машинках (мясорубках) или прямо сечкой в деревянной чашке, топят сало в какой-либо кастрюле, но непременно не прямо на плите или голом огне, а на водяной бане, т. е. нагревая кастрюлю с салом опусканием ее в котел с кипящей водою; кастрюля при этом должна быть так укреплена (напр. подвешена сверху), чтобы ее стенки нигде не соприкасались со стенками котла с водою. Остается еще растирание сала с холодною водою, операция для получения хорошего качества сала чрезвычайно важная; если не имеется фалевки (а такая найдется только в хозяйствах, имеющих маслобойню), то операцию эту производят растиранием сала вручную в какой-либо ступке при помощи песта.

Как свиное, так и говяжье или баранье сало подготовляются и очищаются совершенно одинаково. В дело они, однако, обыкновенно применяются в смеси. Состав наиболее часто применяемой смеси таков: на две весовых части свиного сала одна часть говяжьего или бараньего; состав этот, однако, меняется в зависимости, в какое время года и при каких температурных условиях приходится вести процесс поглощения. Смесь сала не должна быть с одной стороны слишком хрупкой и твердой, а с другой слишком мягкой и расплывающейся. Консистенция смеси должна быть такова, чтобы с одной стороны ее можно было удобно наносить в виде довольно тонкого слоя на стекло, а с другой стороны, чтобы положенные на такой слой жира цветы не только в него не грузли, но и, по возможности, не сильно прилипали и не сильно пачкались в сале. Свиное сало значительно мягче сала говяжьего или бараньего, и потому для достижения нужной консистенции его надо брать в смесь больше при работе на севере и во время работы в более холодное время года; при работе на юге или в жаркое время надо пользоваться смесью сала с большим преобладанием сала твердого. Можно пользоваться и одним свиным салом как более легко очищаемым и сплавлять его для придания большей твердости с известным количеством чистого продажного стеарина.

Кроме жирового материала — описанным образом приготовленного сала — для разбираемого способа получения пахучего начала из цветов, надо обзавестись приборами, изготовляемыми домашними средствами, для производства самого извлечения. Приборы эти состоят из ряда деревянных рамок прямоугольных, продолговатых, с заделанными в них на некоторой глубине достаточно толстыми стеклами.

 К. И. Дебу.

ПРОГРЕССИВНОЕ САДОВОДСТВО и ОГОРОДНИЧЕСТВО. № 49, с. 587—589

Выделение пахучих начал из цветов путем поглощения.

(Окончание. См. № 48).

Рассмотрев таким образом подробно весь очень простой ход добывания пахучего начала из цветов методом поглощения, мы ранее, чем показать, какой дальнейшей обработке могут быть подвергнуты полученные помады, приведем данные относительно продолжительности выдерживания в рамках с салом различного рода цветов и относительно их количества, нужного для получения возможно более насыщенной помады.

 Акация. Акациевая помада получается из цветов произрастающего на юге Франции дерева Acacia furniensis. Опыты показали, однако, что приблизительно такого же качества, помаду можно получить и из цветов повсеместно у нас на юге произрастающей белой акации — Robinia Pseudacacia. Цветы белой акации надо оставлять на сале в течение 24 часов. Для получения помады полного насыщения необходимо на фунт сала брать 4 фунта цветов.

Гелиотроп. Для полного насыщения фунта сала надо около двух фунтов цветов. Цветы оставляют на сале одни-двое суток.

 Жасмин. Пригодны все его разновидности. Bo Франции обыкновенно культивируется разновидность Grandiflora, дающая в год с 10 кустов около фунта цветов. Для насыщения одного фунта помады идет около 3 фунтов цветов. Цветы редко оставляют в рамках долее суток.

 Цветы померанцевого дерева. Ha фунт помады надо 8-10 фунтов цветов; оставлять их в рамках долее 12 часов нет смысла, ибо душистое начало в цветах не вырабатывается.

Резеда. Для насыщения фунта помады надо около 4-5 фунтов цветов, оставляемых в рамках на сутки. Bo Франции обыкновенно для получения резедовой помады берут не чистое сало, а слабо насыщенную запахом фиалки помаду. Примесь запаха фиалки будто бы улучшает резедовый запах.

Роза. Из роз, преимущественно розы казанлыкской, дамасской и центифолии, как наиболее сильно пахучих, эфирное масло обыкновенно выделяется не способом поглощения, а способом перегонки, но из них же, а также и из роз, содержащих меньшие количества эфирного масла (Rosa gallica, R. safrana, R. seinpervirens и т. п.) и потому почти при способе перегонки не идущих в дело, можно выделить пахучее начало и способом поглощения. Продукты, полученные затем из розовой помады, оказывается, обладают значительно более тонким запахом, чем приготовленные из чистого эфирного розового масла. Для получения фунта розовой помады идет до 10 фунтов цветов; цветы держат в рамках сутки.

 Сирень. В дело идут только что распустившиеся цветы, преимущественно белой, как более душистой, разновидности. Для изготовления фунта помады надо употреблять до 20 фунтов цветов.

 Фиалка (Viola odorata). Ha приготовление фунта помады идет не менее пяти фунтов цветов. Цветы в рамках остаются одни-двое суток.

Вот главнейшие цветы; пахучее начало которых может быть извлечено способом поглощения. Приведенные нами числа, конечно, только приблизительны и могут служить только для предварительного руководства; в особенности это касается времени выдерживания цветов в рамках; общее правило, которого следует, повторяем, здесь придерживаться — менять цветы, когда они завянут, но ни в коем случае не допускать, чтобы они начали в рамках гнить.

 Как ясно видно из нашего описания, чтобы получить значительное количество вполне насыщенной помады, нужны огромные количества цветов, но в том особенность и преимущество способа поглощения, что можно получать чрезвычайно малые количества помады. Ha французских заводах в работе зараз бывают сотни и даже тысячи рамок, но можно работать и с двумя-тремя и получить помаду в минимальном количестве для собственного употребления, для изготовления, напр., духов не худшего качества, чем духи покупные. Можно помаду копить несколько лет, и оперируя не с одними какими либо цветами, а с целым рядом их сортов, раз в два-три года сбывать накопленные несколько фунтов помады на парфюмерные заводы. Можно, конечно заняться и специальной культурой тех или иных пахучих растений, и тогда готовить помаду в значительных количествах, но тогда уже весьма часто бывает удобнее и выгоднее перейти к более сложным, не кустарным, а скорее заводским способам добывания из пахучих растений, придающих им запах эфирных масел. Мы этих вопросов, пока, по крайней мере, в наших статьях касаться не будем; оставляя их, мы имели в виду обыкновенного хозяина и хотели научить его интересному и не безвыгодному делу, которым он мог бы заняться сам без особых затрат, между другим делом.

 Является вопрос, что делать с помадами, раз они так или иначе получены.

Помады, как таковые, имеют значительную рыночную ценность и могут быть сбываемы парфюмерам, которые из них готовят затем спиртовые экстракты или так называемые простые духи, служащие затем уже материалом для духов сложных. Нетрудно, однако, для целей домашнего потребления или также для продажи приготовить простые духи или спиртовые экстракты и дома. Для этой цели помады в продолжение долгого времени настаиваются в чистом 96% винном спирте, причем время от времени помада со спиртом в фарфоровой ступке растирается. После каждого такого растирания вся помада опять из ступки тщательно шпателем снимается в ту же посуду, в которой производится настаивание, туда же сливается весь спирт, с которым помада стиралась, и ступка ополаскивается некоторым количеством чистого спирта, прибавляемого затем к настойке. Проще и быстрее было бы вести настаивание помады со спиртом при нагревании, но в этих условиях спирт растворяет довольно значительные количества сала, и полученный экстракт имеет всегда неприятный сальный призапах. Даже при настаивании, слишком продолжительном или при слишком уже тщательном стирании помады со спиртом, в экстракте иногда появляется такой сальный запах. Отделаться от него, обыкновенно, в этих случаях удается выдерживанием отделенного от помады экстракта в течение нескольких часов в сосуде, погруженном в смесь снега или мелко истолченного льда с поваренной солью. Ha две части льда или снега для такой холодильной смеси надо брать одну часть соли; смесь эту надо готовить в каком либо сосуде с отверстием в дне, чтобы образующаяся от таяния льда вода могла стекать. Сосуд с экстрактом погружают в смесь, по возможности, весь, но следят, чтобы вода не попала в экстракт. При таком охлаждении экстракт, до того совершенно прозрачный, мутится, выделяя растворенное сало от этой мути его, по возможности, быстро отцеживают через бумажный фильтр.

 Настаивание помады со спиртом ведут в продолжение 7-15 дней. Мы уже указывали, что выделить весь запах из помады при этом не удается. Такая экстрагированная спиртом помада более непригодна для дальнейшего употребления в способе поглощения, иначе как перетопленная с прибавкой некоторого количества свежего сала. Такая экстрагированная помада может быть продана на мыловаренные заводы или парфюмерам для изготовления дешевых головных (для волос) помад.

Приведем количества спирта, которые употребляются для настаивания одного фунта различного рода помад.

Ha фунт помады померанц. цветов берется 1 ½ ф. спирта
» резедовой 2 ½ »
» акациевой 1 ½ »
» жасминной 2 »
» фиалковой 1 ½ »
» гелиотропной 2 ½ »
» розовой 1 ¼ »
» сиреневой 1 »

 

Из приготовленных таким образом простых духов или экстрактов можно готовить разнообразного рода духи.

Способ использования пахучих начал цветов при помощи приготовления из них сначала помад, а затем переведением пахучего начала из помады в спирт, имеет свою слабую сторону в применении сала, требующего, как мы видели, тщательной и кропотливой очистки и все же с одной стороны иногда совершенно неожиданно прогоркающего и портящего качество полученной помады, а с другой стороны до известной степени передающего свой сальный запах спиртовым экстрактам. Много было сделано попыток заменить сало каким либо другим веществом, по преимуществу минерального происхождения. Лучшие результаты были получены с вазелином и парафином, но оба эти вещества в сравнении с салом обладают ничтожной способностью удерживать запах, и потому в практику они не вошли.

 Зато чрезвычайно с другой стороны удобна в некоторых отношениях замена сала жирным маслом, напр., кунжутным, оливковым, миндальным. Удобство такой замены в том, что эти жирные масла можно получить в продаже в достаточно чистом состоянии; портятся они труднее сала, а извлекать из жидкого насыщенного запахом масла пахучее начало спиртом затем значительно легче, ибо масло со спиртом может быть легко и совершенно при извлечении размешиваемо. Ho тут является для мелких производителей другое совершенно непреодолимое препятствие; применять жидкое жирное масло при поглощении можно только так: в описанных нами рамах вместо стекла помещают мелкую медную сетку и на нее расстилают куски холста, вымоченные в масле, на которые затем и раскладывают цветы. По окончании операции все куски холста для выделения из них масла должны быть отжаты на сильном гидравлическом прессе, а приобретение такого пресса, стоящего во всяком случае сотни рублей, возможно только при весьма крупном производстве. Существуют еще некоторые видоизменения способа поглощения, но о них поговорим как-нибудь отдельно.

 К. И. Дебу.


информация

 

© ООО Реал, 2002-2023
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика