последнее изменение страницы 03.04.2024

Нам поступил вопрос:

«Какие эфирные масла подходят для первой и третьей чакры?»

Постараемся дать развернутый ответ, так как литературы именно по соотнесению эфирных масел с энергетическими центрами на русском языке мало. С изложением принципов Аюрведы* сейчас дело обстоит значительно лучше. Для всех интересующихся темой связи аюрведы и ароматерапии советуем обратить внимание на книгу Лайт и Брайен Миллер «Ароматерапия с позиций аюрведы», а также «Целительные ароматы природы» - в них есть информация, касающаяся энергетики масел и соотнесение их с вибрациями чакр. На иностранных языках рекомендуем работы Патриции Дэвис (к сожалению, еще не переведенные на русский язык) «Aromatherapie und Chakren» (1991) и «Subtle Aromatherapy» (1992).

Так сложилось, что автор в конце 1990 г. посетил первый Международный обучающий курс по Аюрведе и Трансцендентальной медитации (ТМ), который проводился специалистами института Махариши Махеш Йоги. Эти недельные курсы проходили в помещении крытого стадиона, но свободные места отсутствовали. Запомнилось то, что здесь не было случайных людей, и даже не потому, что стоили эти курсы по тем временам очень дорого, но потому, что в афишах, развешанных по всей Москве, были такие пункты: «Знакомство с принципами Аюрведы; диагностика по пульсу; семь энергетических центров; демонстрация левитации йогов; обучение трансцендентальной медитации и напоследок - персональная мантра для ТМ». Преимущественно слушателями курсов стали врачи, спортивные тренеры и студенты ряда медицинских вузов Москвы. Лекции об аюрведе непосредственно от практикующих специалистов, многие из которых имели медицинские ученые степени - это действительно было необычно и интересно. Знакомство с иной типологией характеров, нежели предлагаемые западной и отечественной психологической наукой, основанной на соотношении трех видов жизненных энергий (дош), от баланса которых зависит как физическое, так и психологическое здоровье человека – о таком в то время на психологическом факультете МГУ не рассказывали.

Безусловно, лекции были бизнес-проектом, позже деградировавшим в сектантское движение, основной целью которого стало обогащение узкого круга лиц. За счет вытягивания денежных средств из широкой аудитории, по большей части уже не имеющей специального медицинского образования, в процессе погружения в ТМ при прохождении ее последующих многочисленных ступеней.

Возможно, благодаря тому, что это была одна из первых попыток проведения подобных лекций в СССР, и потому предполагалось отсутствие случайных людей, программу курсов ориентировали на специалистов. Организаторам важно было привлечь внимание, показать, что излагаемый материал имеет отношение хоть и к альтернативной, но медицине, что древняя система знаний находит все большую государственную поддержку и интегрируется в систему современного здравоохранения Индии. Что эти лекции не профанация, а в их основе - мудрость тысячелетней истории народной медицины Востока.

Молва быстро разнесла по городу впечатления о прошедшем событии, поэтому на следующие курсы валом шли люди уже далекие от медицины, желающие открыть третий глаз и научиться ставить диагнозы по пульсу, ну и… левитировать. Начинался период повального увлечения экстрасенсорикой и парапсихологией. В это же время Юрий Лонго (Головко), до того со средней успешностью разъезжавший с концертной программой фокусов решил, что выгодней трюки показывать через призму сверхспособностей. Подобная идея пришла в голову не ему одному и спустя небольшой промежуток времени появились предложения различных курсов, на которых обещали научить видеть ауру, лечить биополем. Особо беспринципные, на своих сеансах, обещали матерям даже воскрешение их умерших детей.

Но бум экстрасенсорной вакханалии начался немного позже, а на тот момент мы шли за информацией о малоизвестном в России направлении ведической медицины, о древнейшей восточной системе альтернативного медицинского опыта. Представленная информация и фильмы, которые нам показали, произвели на многих положительное впечатление. Так как среди слушателей было много врачей, то и поясняющие вопросы шли к нашим лекторам соответствующего плана. Подавляющее большинство слушателей остались удовлетворенными информацией, которую услышали и готовы были продолжить более глубокое знакомство с философской системой и методиками диагностики заболеваний и их лечения. Конечно, были и откровенно спорные моменты. Например, пресловутые «йогические полеты» оказались подпрыгиванием из положения сидя – в позе лотоса (на фотографиях йог изображался зависшим над землей, оказалось, что это фотофиксация в максимальной точке отрыва от поверхности). Да, безусловно, достаточно сложно подпрыгнуть сидя, но все же о левитации, как зависании над землей, речи не шло. Один из спортивных тренеров сказал, что может подготовить своих подопечных на выполнение подобных прыжков без использования ТМ. Что здесь речь идет всего лишь о тренировке соответствующей группы мышц и умении их в нужный момент группировать - отталкивание от земли производится хотя и из сидячего положения, но все же за счет сокращения мышц ног, а не энергетического импульса. Да, это сложно и требует работы с телом, но идет ли здесь речь о полете за счет опоры на прану? Ответ лектора о когерентности мыслей и энергий благодаря ТМ как необходимом условии для такой левитации не показался убедительным. Йогические полеты («фирменная фишка» техники трансцендентальной медитации) вызвали скептицизм у большинства присутствующих слушателей.

Буквально на днях в интернете завязалась дискуссия о левитации, о возможности отрыва от земли только благодаря не мускульной энергии. Один из оппонентов написал, что овладел этим видом левитации и для отрыва от земли использует энергию, которая появляется при «внутреннем произношении определенной сутры». Якобы, он делает это, не используя мускульную силу. Честно говоря, имея богатый опыт общения с различными людьми, называвшими себя «экстрасенсами» и обещавшими показать истинную «левитацию», а на деле демонстрировавшими, в лучшем случае, фокусы, скептически относимся к этим словам, тем паче, что автор высказывания, похоже, не отличает сутру от мантры.

Считаем, что с помощью дыхательных упражнений, медитации и других йогических практик действительно можно серьезно расширить возможности своего тела и духа, наладить и управлять движением энергии. Ведь, по сути, наша нервная система – это своеобразный биоаналог проводящей электрические сигналы сети и осознанно или бессознательно организм постоянно посылает по ней различные импульсы, запускающие ту или иную активность. Специальные упражнения позволяют расширить границы сознательного управления этими сигналами, существенно ускорить их и повысить интенсивность. Однако сомневаемся, что используя такой вид энергии можно с его помощью перемещать предметы в пространстве (телекинез) или преодолевать гравитацию, по меньшей мере, в земных условиях.

Другой скользкий момент курсов заключался в «посвящении». Каждому персонально сообщается личная мантра (звуковая вибрация, которую нужно использовать в процессе медитации для введения сознания в состояние покоя и отсутствия мыслей).

Инициация была платной, при стипендии в 40 рублей с нас просили за нее более 200: «это очень сложная процедура, требующая от учителя высокой концентрации и энергозатрат, в день можно провести всего несколько таких индивидуальных сеансов» - так нам объясняли высокую цену.

Технически она происходила так: посвящаемый заходил в небольшой кабинет, отделанный темными тканями, в нем сидела женщина - один из лекторов (по-русски не говорившая), перед которой стоял стул, на него нужно было сесть и расслабиться, гуру с минуту смотрела на неофита, мягко улыбалась и называла мантру. Несколько раз вместе повторяли ее, с тем, чтобы закрепить произношение. Все, процедура посвящения окончена.

Каждого, кто заплатил за такое индивидуальное общение с наставником, предупредили – мантра, это нечто сакральное, ее нужно держать в секрете и никогда не сообщать кому-либо. Она произносится про себя в процессе медитации, и ее вибрация должна помочь очиститься от посторонних отвлекающих мыслей и достичь состояния покоя.

Много лет спустя, листая книгу о различных сектах, в главе, посвященной движению Махариши Махеш Йоги, мы прочитали, что мантр всего несколько и, какую даст наставник, зависит не от вибраций или цвета ауры посвящаемого, а только от определяемого на глаз возраста. К слову, в приведенной тут же таблице пар «возрастной интервал-мантра» была и наша.

Так бывает, когда на какой-либо полезной идее начинают без зазрения совести делать деньги, то и сама идея может быть дискредитирована. Что и произошло с Трансцендентальной медитацией Махариши. К сожалению, подобное происходит и с другими направлениями, которые из изначально духовных практик постепенно переквалифицируются в коммерческие проекты. В целом же, в любом успешном бизнес-проекте, основанном на идее духовного совершенствования, всегда лежат безусловные истины, разделяемые большинством, разбавленные обещаниями достижения личной исключительности.

Вышесказанное, конечно, затрагивает, но не относится непосредственно к древнейшей системе медицинских знаний Индии - Аюрведе и ее философии. Согласно ей все сущее состоит из сочетания всего пяти первоэлементов (Эфир, Воздух, Земля, Вода, Огонь), различно лишь их соотношение, но именно оно и определяет характеристики всего, что встречается в природе. В чистом же виде первоэлементы в природе практически не встречаются.

Физическое тело человека образует три доши (Питта, Вата и Капха), каждая из дош – также сочетание всех первоэлементов, но с преобладанием двух. В доше Питта преобладают Огонь и Вода. В доше Вата преобладает Эфир и Воздух. В доше Капха преобладают Вода и Земля.

Каждый человек имеет свое уникальное соотношение дош. Они определяют индивидуальную психофизиологическую конституцию и неповторимость, в том числе, за счет постоянной изменчивости их пропорции. Задача достичь полного равновесия дош, в противном случае их дисбаланс разрушителен для тела и духа. Существует взаимосвязь между балансом дош и работой энергетических центров (чакр), которые обеспечивают наши тонкие тела энергией. Равновесие трех дош благотворно сказывается на состоянии чакр, а активация последних (снятие блокировок) и их полноценная работа, способствует гармонизации первых.

О корректировке соотношения Дош с помощью масел можно больше узнать из книг Давида Фроули «Аюрведическая терапия» (2013); Амритананда Чопра «Фундаментальные основы Аюрведы» (2020); Яна Раздобурдина «Аюрведа. Траволечение и ароматерапия» (2015) и др.

А здесь же вернемся к теме статьи - энергетическим центрам более известным нам, как «чакры» и тем эфирным маслам, которые могут помочь наладить их работу.

Энергетические каналы, чакры и резонирующие с ними эфирные масла

Согласно Аюрведе, человек многомерен. Он представляет собой сложную и неделимую систему вложенных (как матрешка) оболочек, окутывающих физическое тело. Цветовую проекцию слоев тонких оболочек называют аурой. Оболочки также называют телами. Согласно наиболее распространенному на западе воззрению на систему энергетических оболочек, всего различают семь тел, каждое из которых связано со своим основным энергетическим центром – чакрой:

1. Физическое тело – Муладхара-чакра;

2. Эфирное тело – Свадхистхана-чакра;

3. Астральное тело - Манипура-чакра;

4. Ментальное тело - Анахата-чакра;

5. Казуальное тело - Вишуддха-чакра;

6. Буддхическое тело - Аджна-чакра;

7. Атмическое тело - Сахасрара-чакра.

Более правильно было бы сказать, что тонкие тела не окутывают наше физическое тело, но пронизывают его, как бы налагаются друг на друга. При этом каждое последующее немного больше предыдущего, а вот насколько больше и какие имеет качественные характеристики (цвет, его интенсивность, форма, размер и др.) зависит от состояния их основного энергетического центра.

В эфирном теле, той его части, что совпадает с физическим, расположены три основных** канала (нади), по которым циркулируют жизненная энергия (прана). Главный канал – Сушумна расположен по центру, напротив позвоночного столба, по правую сторону от него – Пингала, по левую - Ида.

Нади Сушумна, называемый также «царским каналом» проходит по прямой, от основания позвоночника до макушки и связывает все базовые энергетические центры. Каналы Пангала и Ида, непосредственно через энергетические центры не проходят, но когда они, под воздействием проходящей по ним энергии, одновременно активируются, то изгибаются змейкой и пересекаются в первых пяти чакрах.

Канал Ида обычно активируется при дыхании через левую ноздрю, связанную энергетически с правым полушарием мозга. Энергия, проходящая по этому нади считается женской, питающей и очищающей.

Канал Пингала активируется при дыхании преимущественно правой ноздрей, связанной с левым полушарием. Энергия этого нади считается мужской.

Канал Сушумна активируется при равномерном дыхании обеими ноздрями, а также при смене дыхания с одной ноздри на другую.

Когда все каналы задействованы, то прана, идущая по ним питает энергетические центры, а те свои тонкие тела, что сказывается на общем физиологическом и психологическом состоянии человека.

Чакра выступает в роли своеобразного аккумулятора, который накапливает поступающую энергию и перераспределяет ее.

У человека, живущего в гармонии, энергия свободно движется по центральному энергетическому каналу Сушумна и беспрепятственно перетекает от чакры к чакре. В норме, при выполнении специальных упражнений, медитации, регулярной дыхательной практике, использовании эфирных масел и других техник, чакры активны (открыты), а под воздействием потока жизненной энергии нади Ида и Пингала выгибаются навстречу друг другу и пересекаются в первых пяти энергетических центрах, сообщая им дополнительную подпитку. В случае нарушения внутренней гармонии возникают энергетические блоки, которые препятствуют свободному движению праны. Что в итоге ведёт также к нарушениям на телесном и духовном уровне развития. Существуют различные практики, цель которых, в частности, научить убирать эти блоки, «открывать» и развивать чакры – «увеличивать емкость аккумулятора», управлять циркуляцией праны; задать направление движению по пути духовного и телесного самосовершенствования. Ароматы и их носители - эфирные масла - одно из многих средств, используемых в этом процессе. Здесь мы сделаем упор именно на масла. Все они способны оказывать то или иное  влияние на центры сосредоточения энергии.

Каждая из семи основных чакр имеет определенную пространственную локализацию, отвечает за конкретные функции и имеет отличительные от других характеристики (например, каждой чакре соответствует свой цвет, звук, вкус, музыкальная нота, стихия, аромат).

Используя эфирные масла, можно более успешно преодолевать возникающие нарушения в циркуляции праны. Каждое масло имеет особую энергетику и потому может наиболее успешно решать определенную задачу. При этом большинство эфирных масел может работать на разных уровнях, с несколькими энергетическими центрами, способствуя более эффективной реализации их функции. Поэтому соотнесение масла с какой-либо одной конкретной чакрой не всегда оправдано. Имея представление о характерных особенностях каждого энергетического центра и свойствах масла можно оптимизировать подбор необходимого в конкретном случае аромата и с лучшей результативностью двигаться к гармонизации процессов протекающих в организме, как в ментальном, так и в физиологическом плане. 

Приведём пример такого распределения масел по их взаимодействию с энергетическими центрами.

Первая чакра — Муладхара (корневая или базовая чакра)

Располагается в области основания позвоночного столба (копчика). У мужчин она локализуется между половыми органами и анусом. У женщин она находится в области шейки матки. Ей соответствует стихия Земля. Цвет — ярко красный. Нота – до. Блокирует чакру – страх. Основная функция, за которую она отвечает — стремление выжить, сохранить жизнь. От ее функционирования зависит состояние ног, нижней части позвоночника, почек, надпочечников, репродуктивной системы и гениталий.

У духовно развитого - Энергия активно поступает через базовую чакру и движется вверх по энергетическим каналам, сообщая ему достаточно сил для реализации других функций. В нормальном состоянии Энергия беспрепятственно проходит через эту чакру и человек ощущает себя здоровым,  уверенным в себе, полным сил. У имеющего блок или духовно не развитого - энергия поступает порциями и в недостаточном количестве, а потому направляется прежде всего на реализацию основной функции этой чакры — выживание. Психологически такие люди чувствуют себя уязвимыми, склонны к страхам и беспричинным беспокойствам, обидам и обвинениям других в своих неудачах, им присущи зависть и эгоизм, стремление уйти тем или иным способом от реальности, часто ими движет похоть. При нарушении работы этой чакры возрастает количество травм, сбоев в работе органов и проблем с частями тела за которые она отвечает. При блокировке Муладхара-чакры возможны запоры, геморрой, боли в пояснице, постоянное ощущение слабости и отсутствие необходимой для работы энергии.

Наличие блокировки в канале Ида на уровне первой чакры связывают с невежеством, с невозможностью отличить врага от друга.

Наличие блокировки в канале Пингала связывают с присутствием чувства ненависти и даже желания убить.

Наличие блокировки в канале Сушумна связывают с чувствами злорадства и мстительности.

Для нормализации работы первого энергетического центра нужно избавиться от имеющихся страхов и беспокойства, установить надежный контакт с землей. Для этого рекомендуется в городе больше совершать пеших прогулок, гулять в парках и ботанических садах, выезжать на природу за город, в лес (в теплое время года желательно гулять босиком), проводить больше времени на даче, огороде, работая с землей. Медитировать или использовать аутогенную тренировку, задействовать дыхательные упражнения и технику визуализации – представляя, как энергетический канал, проходящий через весь позвоночный столб, выходит за границы вашего тела и уходит в землю; как из земли по этому каналу при вдохе начинает поступать энергия, которая наполняет и заряжает вас, сообщает силу и желание действовать; как энергия свободно циркулирует вдоль позвоночного столба; как при выдохе усиливается яркость свечения всех энергетических центров.

Упражнения лучше проводить сидя в позе лотоса. В случае если упражнение проводится в людном месте в городе, то можно прислониться спиной к чему либо, чтобы расслабившись нельзя было упасть и визуализировать, что вы, подобно великану Антею, питаетесь энергией матери Земли – Геи, поступающей от контакта с землей через ступни. В лесу или парке можно прислониться к дереву, при этом можно представить что дерево – это энергетический кабель уходящий корнями глубоко в землю, а энергия вливается в вашу систему непосредственно в местах контакта с корой.

Упражнения можно проводить под фоновую музыку, а для лучшего погружения и управления энергией задействовать ароматы. Если упражнение проводится в небольшом помещении, то оптимальным вариантом будет использование испарение эфирных масел или их композиций – посредством аромаламп. В больших и хорошо проветриваемых помещениях более эффективным будет сжигание (курение) смол или их смесей с пряным растительным сырьем на угле. На открытом воздухе лучше использовать угли, на которых медленно сжигается ароматическое сырье. В городе можно использовать, например, шерстяной платок, свободно повязанный на шее, на который наносится несколько капель эфирного масла или их смеси, так чтобы при вдыхании чувствовался аромат.

Первой чакре соответствуют масла, относимые парфюмерами к третьей, или «базовой» ноте. Отличие масел этой группы – характерный, выраженный и землистый аромат, который чувствуется очень долго, а при испарении он постепенно раскрывается (эта способность натуральных эфирных масел особенно заметна именно на маслах «базовой» ноты вследствие их более длительного испарения, в сравнении с маслами «средней» и «верхней» ноты). Данные масла способны также удерживать более легкие ароматы, растягивая во времени их испарение (фиксирующее действие).

Масла, резонирующие с корневой чакрой, обладают «заземляющим» и «укрепляющим» действием.

Ряд таких масел имеют темный или красноватый, «землистый», цвет, например, масла мирры (обладает разогревающим и стимулирующим действием, что важно, когда энергия базовой чакры  нуждается в подпитке); пачули (обладает землистым ароматом, помогает создать связь с землей); ветивера (его аромат также усиливает связь с землей и оказывает уравновешивающее действие, кроме того, это масло гармонизирует также энергии и других чакр, оказывает особое защитное действие на солнечное сплетение).

Несколько масел из числа пряных обладают выраженным разогревающим действием: корица, гвоздика, базилик эвгенольный, имбирь, дягиль. Особенностью перечисленных масел является способность в процессе хранения, в большей или меньшей степени, изменять свой исходный цвет от темно-желтого до темно-коричневого. С течением времени аромат самих масел, изначально и так выраженный, приобретает еще большую интенсивность и объем. Вместе с тем, усиливается согревающее и местно-раздражающее действие перечисленных масел, что может потребовать снижения допустимой дозировки в смеси при нанесении их на кожу.

Масло дягиля оказывает укрепляющее действие при душевной нестабильности, снимает страх, успокаивает, а в сочетании с другими маслами оказывает афродизиатическое действие.

Перечисленные пряные масла работают и на других энергетических уровнях, поэтому мы еще к ним вернемся.

Хорошо резонируют с Муладхара-чакрой эфирные масла, извлеченные из природных смол, такие как ладан (работает как с основной, так и с коронной чакрами) и элеми (похожа по своему действию на масло ладана, помогает понять единство разума и тела). Масло из смолистой древесины агарового дерева (агаллоха или дерева уд), как и масло ладана, действует как на коренную, так и на коронную чакры (работает как на заземление, сексуальность, так и на духовность). Большинство резиноидов, конкретов и бальзамов также будут успешно работать с энергией этой чакры (например, бальзамы перуанский и толуанский, резиноиды дубового мха, ванили, ладанника, гальбанума, гринделлии). С энергией этой чакры можно соотнести и масло амириса обладающее теплым древесным, но терпким запахом, что отличает его от более тонкого аромата масла сандала, работающего на уровень выше.

В качестве основы для приготовления косметической смеси (раствор эфирного масла в жирном), с целью нанесения на кожу, лучшими для этого уровня будут жирные масла: кофе, ростков пшеницы, семян малины, ним, семян тмина черного и др.

Есть несколько жирных масел, которые являются универсальными основами и могут использоваться в процессе приготовления смесей для любого энергетического центра, это абрикосовое, кунжутное, миндальное и рисовое масла. В перечисленные жирные масла можно добавлять другие, резонирующие с конкретной чакрой в соотношении 1:1 и уже в эту смесь добавлять эфирное масло.

Для приготовления косметической смеси, эфирное масло добавляется в жирное в соотношении 3:7, затем несколько капель полученной композиции круговыми движениями, против часовой стрелки, втирается в область чакры. Это общая техника работы с косметическими маслами, относимая ко всем описываемым здесь энергетическим центрам. Ее эффективно совмещать с техникой визуализации – представляя, как усиливается свечение конкретного энергетического центра и становится более насыщенным характерный ему цвет, как усиливается в нем вращение энергии в виде водоворота и чакра увеличивается в размере.

Внимание! Особую осторожность нужно с соблюдать при работе с корневой чакрой, не допускайте попадание косметической смеси и чистых эфирных масел на слизистые. Перед первым применением всегда проводите тест на индивидуальную непереносимость косметических смесей и чистых эфирных масел.

Вторая чакра — Свадхистхана (пупочная или половая чакра)

Располагается на 3-4 см ниже пупка. Эта чакра находится рядом с корневой, поэтому их вибрации в какой-то степени схожи – обе относятся к низким. Ей соответствует стихия Вода. Цвет энергии – оранжевый. Нота – ре. Блокирует чакру – чувство вины, недоверие к людям. Основная функция за которую она отвечает – межличностные отношения. От ее активности зависит работа нижнего отдела кишечника, яичников, нижней части спины (в частности, гибкость), общее здоровье организма.

Близость к корневой позволяет получать половой чакре энергию в максимальном количестве. Энергия Свадхистхана-чакры может порождать как сексуальное влечение, а будучи не реализованным или подавляемым - негативные эмоции (гнев, злость, ревность), так и трансформироваться (сублимироваться) в творческую энергию.

При нормальном функционировании пупочной чакры человек здоров, творчески деятелен и сексуально привлекателен, у него адекватная самооценка. Он способен вступать в новые межличностные отношения, которые не тяготят его и в радость партнеру. Живет осознанно, получает удовольствие от самого процесса, а не только от его конечного результата.

Нарушение в работе Свадхистхана-чакры проявляются в неспособности к выстраиванию межличностных отношений вообще и с противоположным полом в частности. При ее блокировке на физиологическом уровне возможны проблемы с органами малого таза и нижней частью спины.

На психологическом уровне при блокировке энергии второй чакры у человека снижается самооценка, привлекательность и сексуальность. Таким людям сложно выстраивать новые и поддерживать уже сложившиеся взаимоотношения, они ревнивы, склонны к раздражительности и проявлению негативных эмоций. Часто переживают чувство вины - результат проявления негативных эмоций и связанных с ними необдуманных действий. Обидчивы и подвержены депрессиям. Общение с такими людьми не приносит удовольствия, оно утомляет. Таких людей иногда называют энергетическими вампирами.

У духовно развитого человека вырабатывается способность осознавать момент зарождения негативных эмоций и побудительную к этому причину, контролировать их проявление. Ведь лучшее средство для обуздания негативных эмоций – их рефлексия.

Осознание и способность проживания по принципу «здесь и сейчас» это то, что поможет преодолеть энергетические блоки этого уровня. Способность получать наслаждение от процесса, а не фиксироваться на быстром получении конечного результата.

Наличие блокировки в канале Ида, на уровне второй чакры, связывают с неспособностью отличить истинное от ложного, вредное от полезного.

Наличие блокировки в канале Пингала связывают с развитым чувством ревности и злости, как следствии сексуальной неудовлетворенности.

Наличие блокировки в канале Сушумна связывают с чрезмерным стремлением к сексуальным контактам.

Эфирные масла, которые связывают со способностью помочь в нормализации циркуляции энергии на этом уровне, чаще всего не такие тяжелые, как «базовые». Среди них много обладающих свойствами афродизиаков. Наиболее яркий пример тому — масло жасмина, имеющее чувственную и тёплую энергетику. Это масло, кроме того, резонирует с сердечной и коронной чакрами, тем самым как бы соединяя центры любви и духовности с сексуальным центром. Масло розы также работает на нескольких уровнях,  здесь оно взаимодействует с репродуктивной и сексуальной Энергией, а ведь последняя считается живительным источником любого творчества.  Эта Энергия может проявлять себя как в форме процесса сотворения какого-либо произведения искусства, так и в форме переживания чувства любви к прекрасному.

Принято считать, что оба масла стимулируют развитие как творческих способностей, любовь к процессу творчества, так и чувство прекрасного.

Сандаловое масло также хорошо сочетается с пупочной чакрой, при этом оно, как и предыдущие, также резонирует и на более высоких частотах,  вступая в гармонию с коронным энергетическим центром.

Из других масел, относящихся также к базовой ноте по парфюмерной классификации, с половой чакрой взаимодействуют масла кедра атласского, кедра гималайского и иланг-иланга 3.

Что касается иланг-иланга, то производят несколько его сортов: иланг-экстра, иланг 1, иланг 2, иланг 3. Получают их фракционированием - последовательным отбором фракций в процессе извлечения масла при длительной паровой перегонке. По мере выгонки масла из растительного сырья сначала извлекаются самые летучие соединения, затем компоненты средней летучести, последними отгоняются труднолетучие сесквитерпены. Третий сорт имеет самое высокое содержание труднолетучих сесквитерпенов. Поэтому из всех фракций масло сорта 3 по аромату более терпкое, имеет более низкую вибрацию и дольше всех испаряется. Масло иланг-иланга задействуют и на более высоких уровнях, но, чем выше расположена чакра, тем более высокий сорт масла иланга эффективней использовать.

Также считаются энергетически близкими к Свадхистхана-чакре масла бигарадии, валерианы, вербены лимонной, кипариса, розового дерева, ромашки, шалфея мускатного, мирта и др.

Большинство масел абсолю будут эффективны для работы с этим центром.

По парфюмерной классификации лишь некоторые ароматы эфирных масел, используемые для работы со вторым энергетическим центром, относятся к средней ("сердечной") ноте, а преобладают среди них еще пока масла базовой (третьей) ноты.

Другой способ применения эфирных масел для работы с чакрами, кроме ингаляции, втирание композиции эфирных масел в масле основе  в область локализации чакры. Рекомендуемая пропорция 3:7 очень высокая и потому обязательно требует предварительного тестирования на предмет индивидуальной непереносимости. На область чакры наносится 10 капель готовой косметической смеси и втирается круговыми движениями против часовой стрелки. Одновременно используется техника визуализации – мысленно представляем изменение соответствующего цвета, как он становится более насыщенным и увеличивается размер чакры.

Лучше всего резонируют с энергией Свадхистхана-чакры жирные масла семян абрикоса, арганы, бразильского ореха, грецкого ореха, кешью, крамбе, миндаля, персика и др.

Третья чакра – Манипура (витальная или чакра солнечного сплетения)

Располагается в районе солнечного сплетения – в месте соединения ребер. Ей соответствует стихия Огня, которая связана с процессом пищеварения. Цвет энергии – золотисто-желтый. Нота – ми. Блокирует чакру – чувство стыда, разочарования, недовольство своим социальным положением. Основная функция, за которую отвечает – сила воли, способность к концентрации и стремление к поставленной цели, устойчивость к внешним влияниям и уверенность в собственных силах, оптимизм и осознание своей уникальности. От ее активности зависит работа желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки, верхней части надпочечников и почек, среднего отдела позвоночника, расположенного на уровне этого энергетического центра.

На физиологическом уровне данный энергетический центр обеспечивает всю двигательную активность тела. Основным источником пополнения расходуемой энергии являются результаты процессов пищеварения и дыхания.

На психологическом и социальном уровне нормальное функционирование чакры солнечного сплетения сказывается на способности ставить перед собой цель и планомерно двигаться к реализации задуманного, как следствие, на успешности и удовлетворенности своими достижениями. У духовно развитой личности под влиянием этой энергии повышаются стремление к созидательной деятельности и организаторские способности. Сущности Манипура-чакры отвечает призыв – не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Ее активность важна для развития самодисциплины, повышения работоспособности.

У людей с низким духовным развитием, а также в случае блокировки третьей чакры, характерные ей вибрации повышают уровень проявления насилия, усиливают стремление к разрушению, активируют животное начало и стадный инстинкт. Такие люди теряют индивидуальность, становятся конформистами и легко управляемы внешними силами. Считается, что ослабляет чакру каждое отложенное дело.

На физиологическом уровне блокировка или ослабление энергии третьей чакры проявляется в заболеваниях, связанных с пищеварительной системой: проблемах с поджелудочной железой, образовании язв желудка, появлении гастритов, болезней печени и развитии диабета.

На психологическом уровне энергию Манипура-чакры ослабляет дистресс и сильные негативные переживания, деструктивные эмоции такие как гнев и страх. Признаком дисбаланса этого центра являются раздражительность и вспыльчивость, сонливость и вялость. Следствием недостаточной энергии чакры может стать развитие психосоматических болезней.

Наличие блокировки в канале Ида на уровне третьей чакры связывают с неспособностью определить, что будет полезно для тела (пища) и души (знания), а что вредно.

Наличие блокировки в канале Пингала связывают со стремлением к единоличному обладанию чем-либо, с использованием наук во зло.

Наличие блокировки в канале Сушумна связывают с обжорством, накопительством, чрезмерным увлечением науками.

Два наиболее важных для солнечного сплетения эфирных масла – ветивер и можжевельник. На примере первой базовой чакры можно заметить, что ветивер обладает уравновешивающим и защищающим действием, ну а можжевельник – очищающим действием. Если предстоит какая-либо встреча, ожидание которой сопровождается чувством тревожности, неуверенности, страха или даже просто дискомфорта, рекомендуется смазать область третьей чакры одной-двумя каплями эфирного масла ветивера, растерев его круговыми движениями против часовой стрелки. Масло можжевельника используется скорее в качестве очищения от посторонних, вторгающихся в личное пространство, энергий других людей. Когда ситуация сложилась так, что возникло ощущение незащищенности, в случае, например, психологического или эмоционального давления, масло можжевельника помогает быстро восстановить ощущение своей целостности и избавиться от последствий травмирующего влияния чужих энергий.

Рекомендуемые эфирные масла для работы с Манипура-чакрой: анис, бергамот, гвоздика, душица, корица, лаванда, лимон, мята, мелисса, перец черный, ромашка, розмарин, тимьян, шалфей мускатный и др. В качестве базовых жирных масел можно использовать: бораго, жожоба, кешью, семена черной смородины.

Можно заметить, что в перечне масел резонирующих с третьей чакрой преобладают те, ароматы которых парфюмеры относят к средней (второй или "сердечной") ноте. Масла второй ноты, создают связь в композиции между ароматами относимыми к "головной" (легколетучие, яркие, горячие или холодные) и "базовой" (труднолетучие, успокаивающие, укрепляющие) нотами. Замечено, что большинство масел, аромат которых относят к сердечной ноте, способствуют концентрации внимания.

Еще раз отметим, что ароматы большинства эфирных масел как в Аюрведе, так и парфюмерии могут работать на разных уровнях (чакрах / нотах) и их воздействие на энергетические центры будет определяться методом и областью их применения. Нет ничего странного в том, что одно и то же масло может давать положительный результат при работе с несколькими энергетическими центрами. Как невозможно однозначно разложить все ароматы по трем нотам в парфюмерии, так нереально соотнести каждое эфирное с одним конкретным энергетическим центром в Аюрведе.

Четвертая чакра – Анахата (сердечная чакра)

Располагается посередине грудной клетки, на уровне сердца, между лопатками. Ей соответствует стихия Воздух. Цвет энергии – зеленый. Нота – фа. Блокирует чакру – скорбь, при ослаблении ее энергии возникает ощущение боли в области сердца, развивается апатия, переходящая в депрессию. Для разблокировки требуется немалая сила воли, для того чтобы преодолеть меланхолию, хроническое состояние эмоционального уныния с отсутствием любых желаний, и начать самоанализ – рефлексию причин происходящего, поиска иных точек зрения на произошедшее. Основная функция, за которую отвечает – сострадание, терпимость, принятие и духовную любовь.

На физиологическом уровне от активности чакры зависит работа сердца и системы кровообращения, легкие и процесс дыхания.

На психологическом и социальном уровне нормальное функционирование чакры сообщает оптимизм, умение контролировать эмоции, способность находить положительные стороны в любых ситуациях, творческое вдохновение. Результатом эффективной работы с Анахата-чакрой становится обретение состояния безусловной любви ко всему окружающему, внутренней силы и равновесия женского и мужского начала.

Дисбаланс чакры может спровоцировать подавленное настроение, развитие депрессии, негативное отношение к окружающему, лени, нарциссизма и эгоцентризма, образование различных хронических заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Наличие блокировки в канале Ида на уровне четвертой чакры связывают с наличием привязанностей к тому, что вводит в заблуждение и отсутствием стремлений к тому, что от них освобождает.

Наличие блокировки в канале Пингала связывают с присутствием корыстных умыслов.

Наличие блокировки в канале Сушумна связывают с наличием чрезмерной любовной зависимости.

Четвертая чакра занимает центральное положение и является связующей между животной и духовной природой человека, выполняет уравновешивающую функцию между нижними и верхними чакрами. Она выступает своеобразным центром любви и примерения. Анахата-чакра способна оказывать гармонизирующее влияние на энергетические центры расположенные ниже ее.

С четвертой чакрой связывают множество масел. Например, считается, что розовое масло усиливает любовную силу сердечной чакры и способствует преодолению ее блокировки при переживаниях, страданиях, скорби. Другое масло, также относимое к сердечной чакре и связанное с ней цветом (зеленый) – масло бергамота. Это масло, как и розовое, впрочем, как и другие масла-афродизиаки, помогает повысить чувственность, полностью отдаться захлестнувшему чувству, а в нужный момент и поделиться энергией любви с другим.

Другой полюс розовому маслу – масло жасмина. Оно также работает с сердечной чакрой, но, кроме того, выполняет еще и связующую функцию между половой и волевой (лобной) чакрами. Оказывает согревающее действие на сердечную чакру. Есть мнение, что женщины, которые чувствуют свое женское начало и принимают его – отдают предпочтение Розе, а женщины имеющие проблемы с принятием в себе женского начала и более склонные к рефлексии – отдают предпочтение Жасмину. Нам импонирует эта гипотеза, высказанная нашей, склонной к анализу клиенткой, тем паче, что мы неоднократно сталкивались с фактом, когда женщины, отвергающие аромат розы, останавливали свой выбор на жасмине и наоборот.

Еще одно масло сердечной чакры – мелиссы. Его аромат также оценивают как «зеленый», видимо, по причине использования его в качестве терапевтического масла в ситуациях переживания скорби, тоски при разлуке. Используют для снятия блокировки в канале Сушумна между чакрами солнечного сплетения и сердечной. Для этого масло мелиссы наносят на область между двумя чакрами и растирают круговыми движениями против часовой стрелки.

Другие эфирные масла, наиболее резонирующие с Анахата-чакрой – гальбанума, герани, гринделии, дягиля, иланг-иланга 1, ириса, ладанника, лимона, мандарина зеленого, нарцисса, нарда, нероли, сельдерея и др.

В качестве базовых жирных масел можно использовать: масло виноградной косточки, авокадо, персика, сасанквы, семян моркови, малины, тыквы, таману и др.

Именно с полноценной работой четвертой чакры связывают способность к левитации.

Тех, кто смог достичь нормального функционирования чакр на более высоких уровнях (с 5 по 7) не так уж и много. Большинство доходит в саморазвитии до открытия Анахата-чакры. Дальше начинается качественно иной путь самопознания. Но дальнейшее продолжение путешествия потребует иного времени и других условий для успешного продвижения по нему. Потому остановимся здесь, на четвертом энергетическом центре.

 

* Аюрведа – традиционная система народной медицины Индии, на текущий момент относимая ВОЗ к псевдонаукам. Слишком много реализуется различных коммерческих проектов прикрывающихся этой древней философией.

** В тонких оболочках энергетических каналов, как и связывающих их центров скопления энергии, множество здесь мы рассматриваем основные.

 

  © Федотов С. В.,  апрель 2021  


 

На страницу автора

 

Перейти к продукции

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2024