последнее изменение страницы 28.12.2020

1.1. ОТ ДЫМА КОСТРОВ К БЛАГОВОНИЯМ

Многие тысячелетия потребовались первобытному человеку, чтобы из стоящего на двух ногах дикого собирателя пищи превратиться в охотника с луком, начать приручать диких животных и научиться выращивать полезные растения. И на всех этих этапах чувство обоняния играло не последнюю роль. Оно было просто необходимо при поисках растительной и животной пищи и при оценке ее пригодности для еды. На ранних стадиях развития человек обладал острым обонянием, которое зачастую давало сигналы тревоги, страха, но постепенно становилось чувством, способным оценивать приятную гамму запахов, не связанную с потребностью утолить голод или бежать от опасности. Стали цениться растения и цветы, служившие первыми источниками приятных обонятельных ощущений.

В эпоху Верхнего палеолита, то есть за 15 тысяч лет до новой эры, люди научились самостоятельно добывать огонь, не ожидая, когда боги подарят им небесный огонь молнии, который нужно было тщательно сберегать. Сидя у костра, они могли видеть и ощущать, как поднимается к небу благовонный дым, если бросить в огонь душистые ветки кипариса, кедра, можжевельника или пахучую траву. А ведь небо в их сознании было жилищем богов, которых, остерегаясь небесной кары, нужно было ублажать, приносить им жертвы, возносить молитвы.

Так, со времени Верхнего палеолита и до сегодняшнего дня во всех концах нашей планеты в храмах почти всех религиозных конфессий люди курят благовонный фимиам, думая, что богам приятен пахучий дым, что он защищает живых и мертвых, что он является средством связи с богами или предками.

Эта традиция настолько укоренилась, что не только в храмах, где горят свечи, дымят кадила или, как у буддистов, тлеют курительные палочки, но и дома на Рождество и Новый год или в ресторане обычно зажигают свечи, иногда пахучие. Индийское слово храм, на санскрите gandhakuti, буквально означает "дом фимиама".

Трудно себе представить, что распространение обряда жертвенных воскурений богам шло по всей планете из одной страны или от единственного религиозного культа. Вернее всего, этот обряд возник в разных частях света самостоятельно, что только подтверждает общность эволюционного развития сознания человека.

Таинственная природа запаха, которая не раскрыта до конца и в наше время, была непостижима для людей древности, божественна по своей природе. Греческий элизиум, христианский рай и исламское "седьмое небо" полны, по описаниям, благовонных запахов. В Коране сказано, что в раю правоверных ждет камфорный источник, которым они могут услаждаться (на Востоке запах камфоры считают приятным). Персидско-таджикский поэт Фирдоуси (940-1020 гг.) писал: "У входа в рай праведников встретят черноокие гурии неописуемого очарования, которые сотворены из чистого мускуса".

Много веков продолжалось обожествление запахов, но в то же время шло непрерывное изучение пахучих веществ, их растительных и животных источников, их лечебного, физиологического и эстетического воздействия на человека. Роль Египта в развитии науки и практики создания и использования благовоний весьма значительна.

Огонь не только приблизил людей к богам посредством воскурения благовоний, не только позволил изобрести керамику и научиться выплавлять металлы, он сделал доступными некоторые красители, которые вскоре стали использоваться для украшения лица и тела. Теперь это называется декоративной косметикой.

В погребениях эпохи Верхнего палеолита в Сибири и на юге Франции (Ментон) найдены целые слои получаемой прокаливанием глины красной охры, которая, как считали тогда люди, должна заменить умершему кровь — источник жизненной силы и вместилище души.

В более поздних захоронениях древнейшего Египта обнаружена зеленая краска (малахит или медянка), нанесенная на лица умерших вокруг глаз. Вероятно, раскрашивать лицо было принято и у живых.

Таким образом, и парфюмерия (" per fumum" — буквально, через дым), и косметика возникли в доисторическое время, но использовались главным образом для культовых церемоний общения с богами или при захоронении умерших.

В эпоху неолита ускоренное развитие человеческого общества, способов добывания пищи, техники и культуры наблюдалось прежде всего в странах древнего Востока — Египте, Месопотамии. Здесь впервые было начато земледелие, одомашнены коровы, овцы и свиньи, освоено шлифование и сверление камня, изучены полезные свойства многих растений. Египет, со времени древних греков считавшийся колыбелью человечества, оставил для потомков многочисленные достоверные исторические документы. Поэтому историю благовоний и косметики лучше всего рассмотреть на примере Египта.


(Войткевич С. А., Хейфиц Л. А. От древних благовоний к современным парфюмерии и косметике) 

 

 

в раздел Войткевич С. А.
 

На главную 

 

Перейти к продукции  

 

К общему алфавитному указателю статей


Top.Mail.Ru   Яндекс.Метрика  
© ООО Реал, 2002-2021