последнее изменение страницы 02.04.2024

Войткевич С. А. Древний Египет

Почти полностью сохранилось описание истории Египта, составленное по-гречески египетским жрецом Манефоном примерно в 300 г. до н. э. Манефон изложил всю историю в порядке правления фараонских династий, которых оказалось 30. Современные историки разделяют историю существования Египетского государства на следующие периоды (царства)

 

Войткевич, Египет, ООО Реал

 

О Раннем царстве исторические сведения довольно скудны. Известно, что при первой династии фараонов появились орудия труда, изготовленные из меди. Существовала ирригационная система земледелия. Возникло централизованное государство, имеющее армию и чиновничий аппарат и тесно связанное с храмами. Определилась каста жрецов, которые держали в своих руках не только религиозную, но и государственную власть. В храмах приносились жертвы богам и совершались регулярные воскурения, для которых, кроме смол, использовались древесина кедра, ветки и шишки кипариса, можжевеловые ягоды. Есть сведения, что уже в 2800 г. до н. э. для культовых целей завозился ладан.

Древнее царство представляло собой сильное централизованное государство. Был поставлен на учет каждый участок земли, пригодной для земледелия. Во время 4-й династии сотни тысяч крестьян и рабов построили гигантские пирамиды Хеопса и Хефрена.

Фараон считался живым воплощением бога солнца Pa, культ которого необычайно возвысился. Этому богу был посвящен цветок голубой нильской лилии (Nymphea caerulea Sav.), который раскрывается утром после восхода солнца, а вечером на закате закрывается и погружается в воду. Этот цветок, часто ошибочно называемый "голубым лотосом", очень похож на голубой небосвод, в центре которого сияет золотистое пятно, символ бога солнца Pa.

Нильская лилия, как стало известно, использовалась жрецами в качестве психотропного и возбуждающего (эротизирующего) средства. Найдены фрески, изображающие траурную церемонию, во время которой живые, нюхая "голубой лотос", вступают в контакт с мертвым.

Основными смолами для культовых воскурений оставались смола кедра, ладан и мирра, которые наряду с другими продуктами (кедровый скипидар, смолы, антисептики) использовались при мумифицировании умерших.

Поставки благовоний из Южной Аравии и из стран Африканского рога стали более регулярными. Чаще всего их везли по Красному морю до гавани, расположенной примерно у 26° с. ш., потом сухим путем до Нила и дальше по реке в Фивы или Мемфис. Имеются документальные подтверждения о специальных экспедициях за благовониями при первом фараоне (2580-2533 гг. до н. э.) четвертой династии и при втором правителе (2458-2446 гг. до. н. э.) пятой династии.

Во время Среднего царства произошло ослабление власти фараонов. Увеличилось влияние жрецов и местных властителей — номархов. Усилился культ государственного божества, которое теперь называлось Амон-Ра. Возрос спрос на смолы и благовонные масла для религиозных церемоний. Создаются храмовые мастерские для производства пахучих масел и мазей. Вопреки официальным запретам знатные люди и их семьи все чаще используют эти продукты для личной гигиены.

Фараонов и их близких стали хоронить вместо грандиозных пирамид в более скромных усыпальницах, которые часто просто вырубали в скалах. Но мумифицирование умерших сохраняется и даже усовершенствуется добавлением новых благовоний. Важным сооружением того времени явился Красноморский канал, соединивший Нил от места, близкого к теперешнему Каиру, с Красным морем у нынешнего Суэца. Это обеспечило надежную торговую связь с арабскими купцами, которые поставляли Египту, наряду с собственными, африканские, индийские и цейлонские благовония и пряности.

Новое царство, существовавшее в XVI-XI веках до н. э. характеризовалось возрождением мощи Египетского государства, освобождением от владычества иноземных захватчиков (гиксосов), власть которых длилась более ста лет. Египет снова присоединил Синайский полуостров, расширил морскую торговлю в Средиземном и Красном морях.

Появилась бронза, были усовершенствованы металлургия и ткачество, началось выращивание оливковых деревьев и получение оливкового масла.

Потребность в благовониях для религиозных церемоний, мумифицирования умерших и использования для личных гигиенических целей царским двором и знатью значительно возросла. Поэтому вовсе не случайной была экспедиция в сказочную страну "Пунт", богатую ладаном, миррой, слоновой костью и черным деревом.

Экспедицию организовала в XVI в. до н. э. правительница Египта Хатшепсут. Пять египетских кораблей вышли, по всей вероятности, через Красноморский канал в Красное море и достигли района Африканского рога. Трудно сказать, была ли эта экспедиция чисто торговой или грабительской, но на фресках, рисунки которых можно найти почти во всех книгах по истории Египта, изображены и описаны трофеи экспедиции: благовонные смолы, саженцы смолопроизводящих деревьев, ценная древесина, слоновая кость, шкуры барсов, невольники и т. п.

Саженцы смолопроизводящих деревьев, однако, не прижились в Египте. Им нужна была известковая почва каменистой полупустыни, подобная почвам Юга Аравийского полуострова или Сомали. Поэтому благовонные смолы долгие века оставались очень дорогим заморским товаром.

Во время Нового царства и позже ладан применялся только для религиозно-культовых воскурений.

Мирра же широко использовалась при мумифицировании умерших и во все больших количествах шла на изготовление благовонных масел. Такие масла готовились в храмах путем нагревания смеси растительного масла со смолой мирры и отделения после такой экстракции нерастворимого остатка.

Благовонные масла в Египте приносились в жертву богам — в храмах стояли специальные сосуды, куда верующие должны были сливать жертвенные масла. Изображения и скульптуры богов чуть ли не ежедневно умащивались благовонными маслами.

Древняя традиция использования благовонных масел для религиозных церемоний, как известно, распространилась и на другие религии. В буддийских храмах, например, до сих пор принято смазывать скульптуры Будды санталовым маслом. Глава римско-католической церкви много веков использовал освященный "елей" при церковных службах и при коронациях королей священной Римской империи.

Православная церковь до сих пор использует такое масло под названием "миро" при освящении храмов и других церковных церемониях. Русские цари при вступлении на престол "помазывались" на царство и назывались "помазанниками Божьими". Само слово Христос по-гречески означает "помазанник".

Применение благовонных масел для косметических и гигиенических целей имело своей основой давнюю традицию. С древних времен считалось, что смазывание тела жирным маслом облегчает в жару самочувствие человека и тормозит обезвоживание. Это смазывание при дефиците воды в Египте часто заменяло водные гигиенические процедуры и в эпоху Нового царства было даже регламентировано.

"В середине 18 династии подневольные ткачи получали на год вперед умащение и одежду" .

"На царских нивах конца 19 династии каждому жнецу писец выдает ежедневно хлеб, а трижды в месяц отпускает масло для умащения".

Для таких умащений, особенно для простых людей, использовалось касторовое масло. Оно давно вырабатывалось в Египте. Жрецам было известно, что семена клещевины содержат сильный яд (рицин), но они умели разлагать этот яд нагреванием или обжариванием семян, из которых затем прессованием отжималось масло.

Царский двор, жрецы и знатные персоны предпочитали благовонные масла или мази, сделанные на основе оливкового, миндального или кунжутного масел с использованием мирры, душистых трав и других пахучих ингредиентов. Это были первые препараты лечебно-профилактической косметики.

Готовились они в храмовых мастерских по стандартным рецептурам, тексты которых были высечены на каменных стенах. Были указаны объемные и весовые соотношения компонентов, продолжительность процедур, выходы и потери.

После того, как Рамсес III (конец XIII в. до н. э.) отменил государственно-храмовую монополию на потребление благовоний и благовонных масел, они вышли из стен храмов и стали выгодными товарами все возрастающего спроса. Расширению их производства способствовало облегчение доставки смол и других видов пахучего сырья из Южной Аравии.

Дело в том, что арабы, приспособив незадолго до XIII в. до н. э. верблюда к перевозке вьюков, сумели организовать надежные караванные пути от берегов Южной Аравии до Двуречья и портов Средиземного моря в Финикии и Палестине. Эти караванные пути шли с Юга на Север на расстояние 3500 км и проходили через несколько городов-государств вдоль западного побережья Аравийского полуострова. В отличие от морских перевозок, которым угрожали непогода и нападения пиратов, была создана система безопасности с обязательной уплатой дорожных пошлин в перевалочных пунктах.

Одним из торговых центров на так называемом "пути ладана" стало Сабейское царство (950-115 гг. до н. э.), богатство которого являлось предметом легенд. Как говорится в Библии, царица Савская специально прибыла в Иудею к царю Соломону (961-922 гг. до н. э.), чтобы договориться о торговых привилегиях:

"И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями". Надо думать, что соглашение состоялось.

Арабские купцы и мореходы проявляли большую активность в торговле благовониями, пряностями и экзотическими восточными товарами. Кроме ладана и мирры, караваны везли доставляемые в аравийские порты из Индии и с острова Цейлон санталовое дерево и пасту из мелко измельченной древесной пыли сантала, древесину агаро (Aquilaria agallocha), иногда неточно называемую "алоэ", стиракс, гальбанум, имбирный корень, мускатный орех, черный перец, корицу.

Караванные пути были очень оживленными вплоть до второй половины VI в. до н. э., когда Сирия, Палестина, а затем и Египет попали под власть Персии. Аравийские города-государства стали постепенно приходить в упадок. Жители Сабейского царства со временем переселились в Эфиопию, где уже в наше время (1930-1974) правил потомок царицы Савской — негус Хайле Селассие I.

Последние три века Нового царства (X-VIII вв. до н. э.) характеризуются упадком централизованной власти, разделением Египта на Северное и Южное государства, смутами, захватом власти ливийцами (X в. до н. э.), эфиопами (VIII в. до н. э.), ассирийцами (начало VII в. до н. э.). Лишь после крушения Ассирийской державы Египет в 655 г. до н. э. стал снова объединенным независимым государством (Позднее царство, 26 династия).

Традиционным торговым путям через Финикию-Палестину угрожали то ассирийцы, то персы. Поэтому фараон Hexao (609-570 гг. до н. э.) попытался восстановить Красноморский канал, но, как писал Геродот, погубив 120 тыс. человек, не завершил дело. К этому же времени относится совершенное финикийцами по поручению фараона знаменитое морское плавание вокруг Африки из Красного моря мимо мыса Доброй надежды через Гибралтар в Египет и Финикию.

В 525 г. до н. э. Египтом овладели персы. Они, как сейчас принято говорить, отделили церковь от государства, то есть уменьшили роль жрецов в жизни общества. Вместе с тем персидские властители всячески способствовали развитию торговли. Финикийские города, через которые шла торговля благовониями, получили некоторую автономию. При Дарии I (правление 522-486 гг. до н. э.) был восстановлен Красноморский канал. Он был настолько широк, что по нему могли идти рядом на веслах два корабля. Длина его измерялась четырьмя днями плаванья.

Оживленное движение шло и по дороге, шедшей из верхнеегипетского города Коптоса (недалеко от Фив) через пустыню к Красному морю. Египет платил в персидскую казну сотни талантов серебра и обязан был поставлять хлеб находившимся в стране персидским войскам. В остальном жизнь страны шла своим порядком. Славился ученостью город Гелиополь (близ теперешнего Каира), куда даже приезжали учиться греческие ученые, в том числе философ Платон (427-347 гг. до н. э.) и математик и астроном Эвдокс (408-355 гг. до н. э.). Улучшилась обработка железа, усовершенствовались оружие и орудия труда из железа. Продолжались богослужения и воскурения благовоний в храмах.

В 405 г. до н. э. Египет на 60 лет освободился от власти Персии, чтобы после нового десятилетнего ее владычества стать частью державы Александра Македонского (332 г. до н. э.).

Хотя ставший царем в двадцатилетнем возрасте Александр получил эллинское образование и его учителем был Аристотель, ему и его соратникам не была известна роскошь персидских царей и египетских фараонов. После победы над персами в 333 г. до н. э. и захвата нетронутого царского шатра Дария III, "когда Александр увидел всякого рода кувшины, флаконы для притираний, сделанные из чистого золота, когда он почувствовал удивительный запах душистых трав и других благовоний, когда, наконец, прошел в шатер, поражавший своими размерами, он сказал — вот это, по-видимому, и значит царствовать!".

В другой раз после взятия Газы он послал своему воспитателю Леониду 500 талантов  ладана и 100 талантов мирры. Некогда Леонид упрекнул Александра, хватавшего благовония целыми пригоршнями и кидавшего их в огонь, — "Ты будешь так щедро жечь благовония, когда захватишь страны, ими изобилующие. Пока же расходуй то, чем располагаешь, бережливо. Александр написал Леониду: "я послал тебе достаточно ладана и мирры, чтобы ты впредь не скупился во время жертвоприношений".

"Его приближенные изнежились вконец — при купании и натирании друзья царя чаще пользовались благовонной мазью, чем оливковым маслом".

После сдачи без боя Египта и его столицы Мемфиса (331 г. до н. э.) Александр, испытывавший благоговейный трепет перед этой древней цивилизацией, перевел столицу в новый специально выстроенный город и порт на Средиземном море Александрию, куда перевезли богов, жрецов и ученых. Как освободитель Египта от персов Александр был провозглашен фараоном и сыном бога Амона-Ра.

Создание империи Александра улучшило торговые связи Египта со Средиземноморьем и Аравийским полуостровом. В дополнение к морскому пути в Индию, контролируемому арабами, появился сухопутный — через Персию. Была введена единая денежная система с золотыми (статеры) и серебряными (тетрадрахмы) монетами. Однако после смерти в 323 г. тридцатитрехлетнего Александра империя распалась на части, во главе которых стали его главные военачальники. Египет, включая Киренаику, Палестину, Южную Сирию и остров Кипр, достался Птолемею — основателю династии, которая правила эллинистическим Египтом почти триста лет.

При первых двух Птолемеях была создана стройная и высокодоходная система государственного хозяйства. Египет стал играть ведущую роль в группе эллинистических государств. Был построен сильнейший в Средиземноморье флот и восстановлен Красноморский канал. Александрия превратилась в важнейший экономический и культурный центр мирового значения.

Построенный на большом острове по единому плану с прямыми проспектами и многочисленными гаванями город поражал современников великолепным царским дворцом, знаменитым стометровым Фаросским маяком, библиотекой, где хранилось полмиллиона рукописей, и "мусейоном" — центром науки и культуры, куда приезжали работать ученые из Эллады и Малой Азии.

В Александрию прибывали сотни кораблей из Верхнего и Нижнего Египта, Финикии, Карфагена, Греции, Малой Азии, Рима и даже Аравии. Совершались невиданные прежде крупные коммерческие сделки. Золотые статеры и серебряные тетрадрахмы переходили из рук в руки, из страны в страну. Здесь жили и египтяне, и греки, и финикийцы, и иудеи, и выходцы из Малой Азии и Африки, свободные и рабы, богатые и нищие. В этом городе суммировались знания, производственные тайны, врачебные секреты, навыки ремесленников, мореходов и зодчих, пороки и соблазны всего тогдашнего мира. Не нужно удивляться, что Александрия стала центром производства, потребления и продажи благовоний, исцеляющих "все болезни" лекарств, препаратов косметики.

(Войткевич С. А., Хейфиц Л. А. От древних благовоний к современным парфюмерии и косметике) 

 

 

 

в раздел Войткевич С. А.
 

На главную 

 

Перейти к продукции  

 

К общему алфавитному указателю статей


Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru  
© ООО Реал, 2002-2024