последнее изменение страницы 28.12.2020

1.4. АРАБО-ИСЛАМСКИЙ МИР. ИЗОБРЕТЕНИЕ ПЕРЕГОНКИ. ПОЛУЧЕНИЕ ЭФИРНЫХ МАСЕЛ

.

Несмотря на превращение Египта в римскую провинцию, торговля благовониями, пряностями и драгоценностями оставалась монополией арабских купцов. Попытки Элия Галла, префекта Египта при правлении в Риме Октавиана-Августа, бороться с красноморскими пиратами и установить прямые контакты с Индией кончились неудачей. Не удалась и военная экспедиция Рима в Аравию.

Немного улучшило дело восстановление Красноморского канала при императоре Траяне (правление 98-117 гг.), но арабы продолжали получать сверхприбыли от перепродажи экзотических восточных товаров. Годовой объем торговли Рима с аравийскими городами- государствами, которые не только продавали свои благовония и драгоценные металлы, но и держали в руках торговлю с Индией, Цейлоном, Индонезией и Китаем, ко II веку достиг 100 млн. сестерций. Эта торговля истощала римскую казну, так как Рим не мог в обмен предложить ничего, кроме золота, награбленного в войнах или полученного в виде налогов в провинциях. Золота же едва хватало, чтобы содержать во всех концах громадной империи армию, которая к тому времени стала целиком наемной.

Однако римская знать и слышать не хотела о каких-то ограничениях. Благовония, мази и косметика стали непременным атрибутом жизни. В храмах все больше курился фимиам. Император Нерон (правление 54-68 гг.), например, при погребении жены Поппеи приказал сжечь в жертвенниках сразу годовой запас бесценного ладана.

Римская администрация пыталась выжать все больше денег из Египта и восточных провинций, но встречала сильное сопротивление всех слоев общества. Одной из форм сопротивления было распространение на Востоке христианской религии. Первые христианские общины призывали к уничтожению "великой блудницы" — Рима.

Вместе с повсеместным распространением христианства Римская империя зашаталась. Она стала часто заменять правителей, приглашать на службу в армии варваров, давать особые права провинциям.

Наконец, в 313 г. император Константин (правление 306-337 гг.) признал христианство. Он перенес столицу империи в г. Византий, переименованный в Константинополь. Возникло два государства (395 г.).

Западно-Римская империя пришла в упадок и погибла в период 395-476 гг. под натиском вестготов. Византийская же империя, просуществовавшая до XV века, оставалась символом роскоши и потребителем благовоний и пряностей. Правда, ранние христиане считали культовые воскурения проявлением язычества, но после Миланского Эдикта (313 г.) императора Константина о веротерпимости признали священным благовонный елей, помня, что, по Евангелию, Мария Магдалина помазала им ноги Иисуса Христа. Византийская церковь вернулась также к курению ладана в кадильницах, о чем свидетельствует описание похорон императора Юстиниана I (правление 527-565 гг.).

Египет был важнейшей частью Византийской империи. Он был главным поставщиком хлеба. Из Александрии в Константинополь и во все страны Средиземноморья шли предметы роскоши и товары парфюмерно-косметического назначения. Однако египетское население проявляло все большее недовольство гнетом Рима, а потом Византии. К этому добавился конфликт между официальной православной религией Константинополя и местным коптским христианством, которое было сторонником единобожия и не признавало святой Троицы.

Последний византийский правитель Египта епископ Кир пытался силой насадить православие. Он подвергал коптов поркам, предавал пыткам, сжигал на кострах.

Именно благодаря поддержке местного населения небольшая армия арабских всадников под зелеными флагами только что возникшей религии - ислама в 641 г. штурмом взяла крепость "Вавилон" в месте соединения Красноморского канала с Нилом, а в 642 г. захватила Александрию и весь Египет. Верховный правитель Аравии халиф Омар (правление 634-644 гг.) запретил делать столицей Египта Александрию, имеющую дурную славу рассадника распутства. Новая столица Египта Фостат-Миср была построена близ разрушенного "Вавилона".

Египтяне приняли ислам, признающий, как и религия коптов, одного единого бога. Простые, всем понятные постулаты религии мусульман не только объединили арабские племена, но и способствовали созданию Арабского халифата, в состав которого на первых порах, кроме Аравии и Египта, вошли Сирия и почти вся Палестина (640 г.), а также Персия (651 г.).

Ислам отверг всякие культовые воскурения, но одобрял благовония для услады чувств, воспел приятные запахи и женскую красоту, которую рекомендовал прятать под чадрой, на женской половине дома или в гареме. Мусульманская религия особо отражала интересы купцов, торговцев и путешественников. Она поощряла честность в торговле. Строго карала воровство.

Первой заботой новых хозяев Египта было восстановить Красноморский канал и расширить торговлю со Средиземноморьем. В столице, которая стала с 973 г. называться Аль-Кахирой (Каиром), менялись власти и правители, но она вплоть до османского вторжения 1517 г. оставалась важнейшим торговым, промышленным и культурным центром исламских стран.

Хотя Арабский халифат уже в IX в. распался на отдельные государства, исламский мир представлял собой большую силу от Испании до Средней Азии, связанную общностью религии, арабского языка и экономических отношений.

Арабская наука, а под этим названием нужно понимать науку всех исламских стран, пишущих по-арабски, усвоила достижения античных и восточных ученых и значительно опередила уровень знаний европейских стран, впавших в спячку раннего феодализма. Это особенно касалось естественных наук.

Арабы сохранили научный центр в Александрии, создали высшие школы в Кордове, Севилье и Толедо, организовали медицинскую школу в Салерно (Италия). Столицей арабской науки и культуры стал Багдад.

Ими был разработан важнейший для химической технологии способ перегонки путем кипячения вещества или смеси и последующей конденсации паров. Этот способ стал широко применяться, начиная с VIII в., в производстве некоторых химикатов, лекарств и благовоний.

При перегонке небольших порций продуктов использовалась жаропрочная стеклянная посуда и обогрев с помощью песчаных или водяных бань.

Важным товаром VIII-IX вв. стала "Розовая вода", получаемая из лепестков розы при перегонке с водяным паром. Она высоко ценилась как лекарственное (особенно, для глаз) и ароматизирующее средство. Производилась сначала в Персии, а потом и в других странах, включая Испанию. Продавалась в страны Средиземноморья, Индию, Китай и Среднюю Азию.

Розовое эфирное масло при перегонке лепестков розы образуется в ничтожном количестве (0,03% от массы лепестков), и, по легенде, его впервые обнаружила жена правящего в Индии султана Джехангира в виде масляного пятна в потоке "розовой воды", протекающей через ее сад. Оно и сейчас производится в ограниченном количестве (во всем мире — до 15 т/год) и высоко ценится.

Европа узнала о способе перегонки и о получении эфирных масел перегонкой с водяным паром из книги таджикского ученого Авиценны (Али ибн-Сина, 980-1037 гг.), которая под названием Canon medicinae была переведена на латинский язык и выдержала тридцать изданий.

Важным техническим усовершенствованием, предложенным арабами, было использование водяного охлаждения для конденсации паров перегоняемого продукта.

Именно они стали применять змеевиковые конденсаторы, столь распространенные и сейчас при получении спирта, самогона или чачи. Кстати, и спирт (по-арабски alkohol") впервые стали производить перегонкой вина арабы. Под названием "горючее вино" он стал поставляться с XIV в. через Венецию в Германию, что даже вызвало необходимость запрета его продажи в некоторых городах в воскресные и праздничные дни, чтобы не было пьяных. Появление спирта сделало возможным создание современных парфюмерных изделий (духов, туалетных вод и одеколонов) вместо благовонных масел, мазей и притираний, которые готовились на растительных маслах и жирах.


(Войткевич С. А., Хейфиц Л. А. От древних благовоний к современным парфюмерии и косметике) 

 

 

в раздел Войткевич С. А.
 

На главную 

 

Перейти к продукции  

 

К общему алфавитному указателю статей


Top.Mail.Ru   Яндекс.Метрика  
© ООО Реал, 2002-2021