последнее изменение страницы 28.12.2020

1.5. ПРИОБЩЕНИЕ ЕВРОПЫ К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Варвары, повергшие в прах Западно-Римскую империю, были не столь уж дикими. Многие из них прошли службу в римских легионах, знали латинский язык и римские обычаи. Некоторым было не в новинку употребление пряностей и благовонных масел. Известно, например, что предводитель вестготов Аларих получил в виде дани от западно-римского императора Гонория (правление 395-423 гг.) 3000 фунтов черного перца, который уже тогда считался ценной пищевой добавкой.

Однако крайняя государственная раздробленность на первых шагах раннего феодализма, переход почти целиком к натуральному хозяйству, нищета населения, бедность и необразованность землевладельцев — все это отбросило Европу на много лет назад.

Вестготское государство в Испании было сокрушено к 714 г. арабами, которые захватили весь Пиренейский полуостров за исключением Астурии. В Средиземноморье господствовали арабы и Византия.

И только во времена Карла Великого (768-814 гг.) сформировалась крупная европейская империя, куда входили Франция, Германия, Северная и Центральная Италия, включая город Рим.

Император Карл Великий, ведя непрерывные войны, силой насаждал христианство, привлекал из Италии образованных священников и мастеров, создавал школы при церкви, заставлял переписывать сочинения античных мыслителей и ученых. Он издавал указы-"капитулярии" по всем вопросам, включая, например, указ-рекомендацию по полезным растениям, в том числе, лекарственным и пахучим. Но после его смерти и раздела империи на три части прогресс снова затормозился.

Античные рукописи стали пылиться в монастырях, церковные школы перестали учить светским наукам.

Феодальная знать и рыцарство почувствовали свою силу только к началу XI века. Началось вытеснение арабов из Испании. Из уст в уста передавались рассказы о сказочных богатствах Востока.

И вот, в 1095 г. глава римско-католической церкви папа Урбан II провозгласил начало крестового похода в Переднюю Азию "для освобождения гроба Господня". Поход активно поддержали богатые купцы Генуи и Венеции, которые мечтали подавить монополию Византии и мусульманских стран в торговле с Индией и Дальним Востоком.

Собрались толпы простонародья и рыцарей. Среди последних преобладали хотевшие разбогатеть младшие сыновья феодалов, не имеющие прав наследования. С помощью венецианского флота они достигли Византии и двинулись к Иерусалиму походным порядком, оставляя по пути сотни трупов поверженных в боях и не выдержавших жары крестоносцев.

В 1097 г. они захватили Эдесскую область, взяли Антиохию и, наконец, в 1099 г. штурмовали и полностью разграбили Иерусалим.

Бедные рыцари стали богачами, а арабы (сарацины), забыв прежнюю веротерпимость, объявили "газават" — священную войну крестоносцам (франкам), которая длилась почти двести лет.

Европа узнала, что такое лимоны, "розовая вода", пахучее мыло из Дамаска, пряности из Индии.

Короли и богатые рыцари увидели прелесть восточных красавиц, приобрели изощренные вкусы в еде и одежде.

Египетский султан Саладин (Салах-ад-дин, правление 1169-1193 гг.) "спас Восток от Запада". Он изгнал франков к 1187 г. не только из Иерусалима, но изо всей Палестины.

Второй крестовый поход кончился для европейцев полной неудачей, а в третьем (1189-1192 гг.) — под руководством королей Франции, Англии и Германии крестоносцы вернули себе Антиохию и порт Акру, а также заняли остров Кипр.

Четвертый поход неожиданно вообще отклонился от "гроба Господня" и имел одним из главных результатов разгром и ограбление христианской столицы Византийской империи Константинополя в 1204 г. Это было началом упадка православной Византии.

Как сказано в новгородской летописи, ".. они вошли в церковь святой Софии и ободрали двери и рассекли амвон, окованный серебром, и 12 столпов серебряных и 4 иконостаса".

"Драгие камни и чудный жемчуг... неведомо куда дели". Таковы были нравы благородных рыцарей, воспетых средневековыми поэтами.

К середине XIII в. в Передней Азии появилась третья мощная воинская сила. Это была южная ветвь монгольского нашествия по завещанию Чингисхана. Монголы потопили в крови Дамаск, а затем взяли штурмом и разрушили Багдад (1258 г.), однако встретили сильное сопротивление египтян. Правящий тогда в Египте мамлюкский султан Кутуз в 1260 г. нанес монголам первое поражение.

Католическая церковь вела переговоры с монголами о совместных действиях против сарацинов. Однако преемник Кутуза султан Бейбарс не только отвоевал Антиохию (1268 г.) у крестоносцев, но и разбил войска монголов. Европейские рыцари к 1291 г. были изгнаны с берегов Сирии и Палестины.

Дружеские отношения римской церкви с монголами оказались полезными для Европы в познании стран Дальнего Востока. Молодой венецианец Марко Поло отправился в двадцатичетырехлетнее путешествие в Китай.

Четыре года (1271-1275) он добирался через захваченные монголами Персию, Среднюю Азию и Афганистан в Китай, и нужно думать, что монголы выдали ему пайцзу (басму, байсу) — серебряную пластинку с чеканкой, заменявшую у них дипломатический паспорт, без чего было бы невозможно преодолеть бескрайние просторы монгольской державы. Три года (1292-1295) он возвращался домой южными морями, чтобы рассказать европейцам об увиденном.

Марко Поло поведал о миллионной столице тогдашнего Китая городе Ханчжоу, который наряду с Кантоном и Гонконгом был центром торговли ценными сортами древесины, благовоний и пряностей.

В Китае того времени придавали большое значение лечебным свойствам растений. Считалось, что можно предотвратить болезни, используя пахучие растения, воскурения, плоды звездчатого аниса, камфору, гвоздику, корицу, мускус, женьшень. Широко употреблялись благовонные и косметические мази. Китай ввозил из Аравии и Юго-Восточной Азии все известные тогда смолы и благовония. Предметами экспорта были китайская корица, камфора и мускус, который был впервые "открыт" для европейцев в подробном описании Марко Поло.

Главным результатом крестовых походов было то, что Европа проснулась от сна раннего средневековья. Европейцы открыли для себя новый мир. Они увидели свое несовершенство в культуре, науке и технике.

Не менее важным было установление прочных торговых связей Запад-Восток. Правда, для этого понадобилось разгромить Константинополь и потеснить союзников Византии генуэзцев, но тут Венеция не упустила своего шанса. Несмотря на возмущение всей католической Европы, Венеция заключила с "врагами веры" — египетскими мамлюками — торговый договор о совместной монополии на торговлю восточными товарами. И этот договор действовал вплоть до XVI века, когда португальцы проложили морской путь вокруг Африки в Индию, Индонезию и Китай.

Тем временем в Испании шла так называемая "реконкиста" — вытеснение мусульман (мавров) с Пиренейского полуострова. Ко второй половине XIII в. у мавров осталась лишь небольшая область вокруг Гранады. Католические феодалы и помогавшие им французские крестоносцы могли увидеть плантации розы и шафрана, созданные арабами. Кстати сказать, плантации шафрана ( Crocus sativus L.) сохранились в Испании до настоящего времени.

Во всех странах Европы проявилась тенденция освобождения образования от влиянии церкви. В XIII-XIV в. расширили свою деятельность университеты в Париже, Болонье, Оксфорде и Кембридже. Р. Бэкон (1214-1294 гг.) писал, что в основу подлинной науки надо положить опыт и математику.

Однако в это же время появилось много магов от науки, которые якобы знали "восточные тайны" изготовления золота и "квинтэссенции" — лекарства от всех болезней. Эти кудесники-алхимики чаше всего находили себе пристанище при дворах германских князей, которые, хотя и входили в состав Священной римской империи, чеканили свою монету и имели собственные таможни.

Не получив ни золота, ни "квинтэссенции", алхимики все же разработали попутно способы получения ряда химических реагентов и вспомнили способы перегонки, описанные Авиценной еще в XI веке.

В XV веке в Европе было полностью освоено производство "горючего вина" — спирта. Даже и сейчас в некоторых ресторанах Баварии действуют сияющие медью перегонные установки для получения "фирменной" водки, очень похожей по вкусу на кавказскую чачу. Во все больших масштабах осуществлялось получение эфирных масел, называемых тогда "горючими маслами".

В XVII в. перегонка сделалась обычным способом для химиков и фармацевтов. Во многих европейских аптеках появились приборы для перегонки. Цветочные воды и эфирные масла стали товарными продуктами. Они употреблялись не только как лекарства, но и в гигиенических целях, для благовонных мазей и ванн, в составе нюхательных солей. А ведь совсем незадолго до этого перегонка считалась чуть ли не таинством. Так, итальянец Джованни Батиста делля Порта в книге по дистилляции, изданной в Риме в 1563 г., писал: "Теперь я перехожу к искусству. Я начну с перегонки, изобретения последнего времени, поразительного дела, хвала которому выше сил человеческих. Не той перегонки, которой пользуются невежественные и неумелые люди — они применяют ее, но портят и разрушают добро: но той перегонки, которую выполняют искусные мастера".

Кроме обычной гидродистилляции, при которой растительное сырье, загруженное в закрытый котел, заливают водой и кипятят, конденсируя пары в специальном конденсаторе и собирая конденсат в виде двух слоев — водного и маслянистого, использовались и другие варианты. Вот, например, рецепты некоторых из них:

Розовая вода. К 2 фунтам свежесобранных лепестков розы добавить 4 фунта воды, оставить стоять при умеренном тепле 24 часа, а затем от смеси отогнать в приемник 2 фунта розовой воды. Через несколько дней стояния в бутыли закрыть пробкой.

Розовая горючая вода. К 2 фунтам розы добавить 5 фунтов винного спирта, оставить стоять на 24 часа, а затем отогнать в приемник 2 фунта розовой горючей воды. Последующие погоны спирта использовать при повторных настаиваниях розы.

Гвоздичная эссенция. К 2 фунтам спирта добавить 8 лотов (то есть 0,25 фунта) измельченной гвоздики, через 24 часа отфильтровать и отжать остаток на фильтре. Полученную гвоздичную эссенцию можно превратить путем перегонки в гвоздичную горючую воду.

Известный в Европе ассортимент эфирных масел включал все продукты, знакомые александрийским мастерам, и много новых. В числе новых были эфирные масла из растений Запада и Востока.

Розовая вода уже в IX в. была важным товаром. Несколько позже стали получать и розовое масло. Из Персии выращивание розы и выработка масла распространились в Северную Африку, Испанию и Индию. В Европе в XIII в. было известно о нескольких сортах розы, в том числе о виде Rosa centifolia. Позже этот вид скрестили с Rosa gallica и получили современный промышленный сорт "майской розы". Еще более распространенный сейчас для получения эфирного масла вид Rosa damascena Mill, был вывезен в свое время из Дамаска.

Розмарин (Rosmarinus officinalis) — кустарник с сине-фиолетовыми цветами был известен с библейских времен. Почитался греками и римлянами в античные времена. Для получения эфирного масла измельченные ветки и листья перегоняют с паром. Уже с XIII века эфирное масло розмарина упоминается в медицинских книгах. При перегонке розмарина со спиртом в 1370 г. была получена предшественница современных одеколонов и туалетных вод — "Вода королевы Венгрии". Долгое время Европа верила в чудодейственную силу этой "воды", подтвержденную даже в Лондонской фармакопее 1683 г.:

"Эта вода, а точнее настойка, к удивлению, годится против всех простудных и вызванных влажностью заболеваний, заболеваний головы, апоплексии, эпилепсии, головокружений, летаргии, паралича, нервных заболеваний, ревматизма, спазм, аллергии, конвульсий, утраты памяти, слабоумия, комы, сонливости, глухоты, шума в ушах, нарушения зрения, коагуляции крови, болей головы, вызванных вялостью, плохим настроением. Успокаивает зубную боль, боли и слабости желудка, лечит воспаление легких, потерю аппетита и отравления, болезни печени, селезенки, кишечника, матки. Принимает и сохраняет естественное тепло, обновляет способности и функции тела, даже в старости (так говорят)... Употреблять внутрь в вине или воде, протирать виски, вдыхать ноздрями". Вера в чудеса людей XVII века не имела границ.

Лаванда была известна на средиземноморском побережье Франции за 600 лет до н. э. Это были сорта, близкие к виду Lavandula spica. Они использовались в банях древнего Рима. С XII в. стала известна лавандовая вода, а позже стали получать лавандовое эфирное масло.

Современное лавандовое масло вырабатывают в основном из вида Lavandula officinalis, гибрид которого с сортом L. spica дает лавандиновое масло, худшее по качеству, но более выгодное экономически.

Запах лавандового масла особенно ценится в Англии и Германии, где с XVI до XIX века имелись плантации лаванды. Хотя химический состав лавандового масла изучен (найдено более 250 компонентов), воспроизвести его искусственным путем пока не удалось.

Мята была известна с незапамятных времен. Ее использовали и как добавку к пище, и как лекарственное средство. В Европе больше всего ценилась английская перечная мята, которую в XVII в. ботаники идентифицировали как Mentha piperita. С середины XVIII в. в Англии было начато производство эфирного масла перечной мяты, которое вскоре перешло на просторы Северной Америки, а в наше время — в Болгарию и на Украину.

Описанная в японских лечебниках X в. японская мята (Mentha arvensis) дает эфирное масло не столь приятное по вкусу, но с большим содержанием ментола: 80% вместо 50%, как в масле перечной мяты. Известно, что ментол обладает холодящим эффектом и сильным бактерицидным действием, превосходящим в 2-3 раза действие такого антисептика, как фенол (карболовая кислота).

Цветочные почки гвоздики (Eugenia caryophyllata) с древних времен использовались на Востоке в качестве пряности и лекарственного средства. Особо ценилась гвоздика в Тибете, где ее называли "цветы богов". В Европейских странах гвоздичное эфирное масло начали получать в XV в., а уже с XVI в. оно было включено во многие фармакопеи.

Эфирное масло из листьев гвоздичного дерева, которое содержит, как и масло из почек, в качестве основного компонента эвгенол, до сих пор является исходным сырьем для выделения этого важного душистого вещества в чистом виде. В парфюмерных композициях, как правило, используется очищенный эвгенол или продукты "его химических преобразований. Гвоздичные почки как пряность продаются и сейчас в бакалейных лавках почти всех стран.

Черный перец (Piper nigrum), родиной которого была южная часть Индии, считался с IV в. до н. э. в древнем Риме, а потом и в Европе ценной добавкой к пище. Во время раннего средневековья он иногда даже использовался в качестве платежного средства. Говорят, что доставленный в Севилью с Молуккских островов груз перца и гвоздики на "Виктории" — самом маленьком корабле первой кругосветной экспедиции Магеллана — окупил все затраты на организацию экспедиции, включая стоимость трех погибших кораблей. Полученное в XVI в. эфирное масло черного перца не нашло практически применения из-за малого выхода (около 2%) и высокой цены. Парфюмеры при необходимости придать композициям оттенок запаха перца предпочитали готовить и использовать спиртовые настойки его зерен.

Плоды цитрусов, выращиваемые с незапамятных времен в Центральной Азии и Китае, стали известны грекам во время походов Александра Македонского, а арабам после захвата Персии. Крестоносцы в первые годы XII в. уже могли видеть в Сирии и Палестине посадки деревьев лимона (Citrus limonium Risso) и горького померанца (Citrus aurantium L. subsp. amara L.). Арабы распространили эти культуры на страны Магриба и в Испанию. Деревья сладкого апельсина (Citrus aurantium L. var dulcis) в Ницце и Генуе появились в XIV веке, однако плоды апельсина были по настоящему оценены только после того, как португальцы стали вывозить из Китая и плоды, и саженцы апельсиновых деревьев. В Европе вплоть до XX века апельсин часто называли "португалло", а апельсиновое эфирное масло — иногда "португальским маслом".

Эфирные масла из корок плодов цитрусов не нашли большого применения, пока в 1721 г. не было предложено получать эти масла методом накалывания цедры без нагревания.

Уже в XVI веке было известно неролиевое масло, имеющее экзотический запах и получаемое из цветов горького померанца. Вскоре оно стало использоваться для создания модных духов.

Сейчас цитрусовые эфирные масла вырабатываются в очень больших количествах (суммарно до 20000 т. в год) и используются главным образом в качестве ароматизаторов напитков и кондитерских изделий. В духах и одеколонах они дают свежие головные ноты запаха. Их ввод в одеколоны и туалетные воды может достигать 30% веса композиции.

Если условно принять, что потребление парфюмерно-косметической продукции является критерием цивилизованности человеческого общества, то Европе XV в. оставалось сделать лишь один шаг, чтобы не только догнать, но и опередить сказочный Восток, включая арабские страны, Индию, Китай и Японию.


(Войткевич С. А., Хейфиц Л. А. От древних благовоний к современным парфюмерии и косметике) 

 

 

в раздел Войткевич С. А.
 

На главную 

 

Перейти к продукции  

 

К общему алфавитному указателю статей


Top.Mail.Ru   Яндекс.Метрика  
© ООО Реал, 2002-2021