последнее изменение страницы 29.12.2023
Помазание елеем,господствовавший некогда на востоке и в южной Европе, встречающийся кое-где и теперь обычай натирать кожу благовонными маслами, особенно в торжественных случаях, обязан своим происхождением жаркому климату, вызывающему обильное испарение. Уже у евреев помазание было почти неизбежной потребностью и служило также выражением праздничного настроения, и наоборот, прекращение помазания себя елеем обозначало печаль. Цари, первосвященники, а иногда и пророки возводились на свое служение чрез помазание, отсюда „помазанник Божий", или просто „помазанник". Во Франции совершавшееся в кафедральном соборе в Реймсе помазание королей вплоть до XIX ст. составляло большой государственный акт, хотя спустившийся с неба сосуд с елеем Хлодвига и был разбит в куски во время революции. Вместе с П. е., французские короли получали дар прикосновением исцелять зобы, поэтому массовое исцеление зобов было существенною частью французской церемонии П. е., так назыв. sacre. Еврейское слово „Мессія" (греч. Christos)означает то же, что помазанник. Масла при П. е. состояли преимущественно из смеси хорошего оливкового масла и благоуханных, преимущественно иноземных, смолистых и масляничных растительных веществ, напр., из нарда, мирры и т. д. Греки пользовались П. е. при гимнастических упражнениях, чтобы сделать члены более гибкими; у них встречалось также обычное у диких народов и у древних евреев П. е. кумиров и священных камней. См. Culmann, ,,Das Salben im Morgen- und Abendland" (Лейпц., 1877). Совершаемое при посвящении в пресвитеры П. е. должно сообщать будущему пресвитеру силу и право освящать и благословлять. (Большая Энциклопедия Южакова)
|