последнее изменение страницы 06.07.2023 Мумия— Первобытные стадии веры в загробную жизнь связаны с представлением о неразрывности существования души и тела, о необходимости сохранения всех элементов человека. Отсюда чрезвычайная забота многих народов о теле покойника. У древних египтян этому содействовал и сухой, сохраняющий климат; у них всегда замечалось желание восторжествовать над видимыми последствиями смерти, сделать тело неразрушимым, как бы способным ко всем жизненным проявлениям. Отсюда искусство бальзамирования трупов, превращения их в так наз. М. Слово это арабское и значит "асфальт"; вошло оно во всеобщее употребление через византийских писателей; соответствующее древнеегипетское слово — саху. По Геродоту (см. соотв. статью) существовало три способа приготовления М. Первый был применен Анубисом, Гером и Тотом к самому Осирису и был самый совершенный и дорогой. Железным крючком извлекался через ноздри мозг; вынимались внутренности через разрез, сделанный эфиопским каменным ножом; тело внутри вымывалось пальмовым вином и наполнялось благовониями. Затем его клали на 70 дней в соляной раствор, омывали и заворачивали в тонкое полотно, разрезанное на ленты. По второму способу проводили в тело кедровое масло, которое уничтожало и выводило затем вместе с собой внутренности; потом труп клался в соль. Третий способ состоял в очищении живота редечным маслом и помещении на 70 дней в соль. По Диодору (см. соотв. статью) первый способ обходился в талант серебра, второй — в 20 мин. Новые находки, в общем, подтверждают эти известия, хотя обнаруживают несколько больше ступеней совершенства и дороговизны; замечается еще четвертый, самый дешевый способ бальзамирования, при помощи щелочных и соляных веществ и низшего сорта асфальта, делавший М. черными и безобразными; М. этого рода непрочны и разлагаются при малейшем прикосновении сырости. Происхождение бальзамирования египтяне возводили к истории Осириса, но древнейшая М., заслуживающая этого имени, принадлежит Сокаремсафу, сыну Пепи I, царя VI-й династии (найдена в 1881 г. и хранится в Гизэском музее); от более древних времен сохранились только М., не выдерживающие прикосновения воздуха. М. XI дин. приготовлены небрежно: они желтоваты и ломки; XII дин. — черные; в новом царстве в Мемфисе — черные и ломкие; грудь, вместо внутренностей, наполнена амулетами, вместо сердца — большой каменный скарабей с XXX гл. кн. Мертвых. В Фивах в это время искусство бальзамирования достигло высшей степени совершенства; М. здесь желтые. Сохранились М. почти всех великих фараонов; они найдены в 1881 г. Обычай бальзамировать держался все время при Птолемеях и римлянах; сохранились массовые гробницы в Эдфу (с телами храмовых служителей), в Гебелейне и т. д. Встречаются М. и в христианское время; в Ахмиме найдено целое кладбище с М. духовных лиц, в полном облачении. М. заворачивались в пелены из тонких льняных тканей (виссона), на которых иногда писались отрывки из религиозных текстов и длина которых нередко достигала 180 саж. Во времена ливийцев завернутую М. клали в ящик из папки, имевший форму М. и разрисованный мифическими сценами, а под голову клали полотняный круг, с изображениями бога Солнца, приветствуемого павианами (так наз. ипокефалы = подголовники); М. клалась в саркофаги, имевшие различные формы и украшения, сообразно моде периода. Иногда поверх пелен накладывалась сеть с голубыми фаянсовыми бусами и фигурками 4 гениев. Кроме того, как на груди, так и между пеленами, клались амулеты, скарабеи, украшения, фигурки богов, иногда из дорогих металлов и камней. В греческое время вошел во всеобщее распространение обычай делать для М. позолоченные маски, а в римское, вместо них, мы встречаем прекрасно исполненные портреты в головах М. В то же время на пеленание обращается большое внимание; пелены разрисовываются мифологическими сценами. Находят и массовые кладбища с М. бедняков, без гробов. В средние века и даже до XVII в. евреи торговали М., как медицинским средством против ран и контузий; спрос на них был так велик, что прибегали к искусственному приготовлению их из трупов казненных преступников, при помощи асфальта. В настоящее время М. можно видеть во всех больших музеях; у нас — в этнографическом музее Акад. наук. Кроме настоящих М. в древнеегипетских некрополях встречаются и поддельные, большей частью из тряпья, приготовлявшиеся в случае пропажи или уничтожения подлинных. Существовал сложный ритуал бальзамирования; в Булаке и Лувре сохранились папирусы из поздних эпох, заключающие в себе отрывки этого рода. При введении противогнилостных и благовонных веществ и облачении, за каждым действием следует ряд магических формул, обращаемых к покойному, с объяснением ему силы этих действий или веществ, причем они возводятся к различным богам. Последние (Анубис, 4 сына Гора и др.) выступают и как участники обряда; роль их, вероятно, исполнялась жрецами. Вещества упоминаются растительные и минеральные; приводится целый ряд масел, смол и цветов. Действительно, при некоторых М. найдены прекрасно сохранившиеся сухие гирлянды, познакомившие с древнеегипетской флорой. Руки М. большей частью лежат или на груди крестообразно, или вплотную по бокам. Гробы, имевшие форму М., ставились вертикально. Кроме человеческих М. находят целые кладбища М. священных животных, большей частью поздних периодов: аписов (Серапеум), кошек (Бубастис), ибисов, крокодилов, змей, рыб, кобчиков, обезьян и др. См. Pettigrew, "History of egypt. mummies" (Л., 1834); Budge, "The Mummy" (Л., 1893); R. Virchow, "Die Mnmien d. K önige in Mus eum v. Bulaq" (B. 1888); ритуал изд. Масперо: "Notices et extraits des Manuscrits" (24). Пальмирские М., находимые в гробницах туземцев к З от города, в долине Вади-ель-Кебур, относятся к первым 3 векам по Р. X. Они завернуты несколько раз в длинные пелены, орнамент которых напоминает современные пальмирские произведения. Лучшая из сохранившихся М. приобретена датским консулом Лойтведом; изображения см. у Clermont-Ganneau, "Recuril d'archéologie orientale" (I, 115). Кроме Египта были найдены М. на Канарских о-вах, в Мексике и Перу.
К общему алфавитному указателю статей
|