последнее изменение страницы 31.12.2024

  

Бальзам

— благоухающая смола, сочащаяся из бальзамовых деревцев и Р.; слово "благовония" в Библии — собирательное обозначение различных видов бальзама (ср. 1 Пар. 9:29). В культе израильтян бальзам входил в состав елея и курений (Исх. 25:6; 35:8, 28); он применялся как косметическое средство (Песн. 4:10, 14, 16; Ис. 3:23; для ухода за красотой девиц, предназначавшихся царю Персидскому, было назначено шесть месяцев притираний: Есф. 2:12). При погребении царя одр его наполняли "благовониями и разными искусственными мастями" (2 Пар. 16:14). Благовония — излюбленный предмет торговли (Иез. 27:22). Они были среди даров, привезенных царю Соломону царицей Савской (2 Пар. 9:1; "и не бывало таких благовоний, какие подарила царица Савская царю Соломону": 2 Пар. 9:9), и среди того, что каждый год приходило ему от дружественных царей (3 Цар. 10:25).

(Большой путеводитель по Библии, 1993)

 

 (Быт 37:25) - смолистая жидкость, добываемая из бальзамного дерева, обыкновенно растущего в виде кустарника. Его отечество собственно Абиссиния, но оно растет также на горах Галаадских и в окрестностях. Говорят, что бальзам добывают следующим образом: кожу дерева надрезывают ножом в то время года, когда в деревьях замечается особенно сильное движение соков; этот сок, вытекая из надреза, капля по капле падает в небольшие глиняные горшки, и по прошествии дня накопившийся бальзам сливается в один большой сосуд, который наглухо закрывается сверху корою. Количество бальзама, вытекающего из одного дерева, бывает свыше 60 капель в день. Острый и ароматический запах бальзама известен и славится повсюду. Он был некогда так редок и так дорого стоил, что Помпей и Тит привозили разные сорта его в Рим, как трофеи своих побед в той местности, где обычно росло бальзамное дерево. Означенное растение, дающее бальзам, весь год зеленеющее, растет в высоту до 14 футов и бывает от 8 до 10 вершков в диаметре. Ствол его всегда прямой и гладкий, а листья небольших размеров, имеют ярко-зеленый цвет. Бальзам не только был важным предметом торговли между восточными народами (Иез 27:17), но и славился особенно своими целебными свойствами, преимущественно при лечении ран, как например бальзам Галаадский (Иер 8:22, 51:8). "Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врачей? вопрошал прор. Иеремия, отчего же нет исцеления дщери народа моего?" (8:22).

(Библейская Энциклопедия от А до Я, 1891)

 

 В Библии упоминаются многие сорта Б., получаемого из различных деревьев и кустарников. Настоящий Б. [евр. бесем] добывается из Balsamodendron opobalsamum syn. Commiphora opobalsamum. Родина этого дерева - юж.-араб. прибрежные области. В Палестине самые большие насаждения бальзамовых деревьев были в окрестностях Енгедди и Иерихона, где они сохранялись вплоть до времен рим. правления. На тонких ветвях бальзамового дерева выступают светло-желтые капли смолистого сока, собственно Б. Вначале Б. представляет собой медообразную жидкость, но затем под воздействием воздуха темнеет и затвердевает. Евр. слово бесем часто употребляется в качестве собират. понятия - благовония (3Цар 10:25; 2Пар 9:1,9,24; Песн 4:10,14). Б. был составной частью благовонного курения и употреблялся в качестве косметич. притирания (Исх 25:6; Есф 2:12). Царица Савская подарила царю Соломону множество сортов благовоний (3Цар 10:10). В рус. пер. Библии словом "Б." часто передается евр. цори = -> Смола (Быт 43:11; Иер 46:11; 51:8). Так, в Исх 30:34 передано евр. слово шехелет, к-рое скорее всего означает раковины одного из видов моллюсков, источающие при горении сильный аромат.

(Библейская энциклопедия Брокгауза)


 

Ароматы в Библии

 

На главную 

 

Перейти к продукции  

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2025