последнее изменение страницы 26.11.2024
Кипарис в БиблииДерево из Ливана (4 Цар. 19:23; Ис. 14:8; 60:13 и др.) и с гор Сенирских (Иез. 27:5). Древесина его считалась высокоценным строительным материалом: ладьи (помосты: Иез. 27:5), потолки домов (Песн. 1:16), двери (3 Цар. 6:34). Царь Соломон обложил стены и пол храма кипарисовыми досками (3 Цар. 6:15; ср. 2 Пар. 3:5). (Большой путеводитель по Библии, 1993)
(2 Цар 6:5, 3 Цар 5:10, Ис 14:8, Иез 27:5 и др.) — замечательное дерево из строевых, из породы хвойных деревьев, растущих в Сирии и Финикии. Это высокорослое дерево, растущее высоко, стройно и красиво, вероятно известно большинству библейских читателей. Вместе с кедром и певгом оно, по слову Свящ. Писания, составляло и составляет доселе славу Ливана. "Слава Ливана прийдет к тебе, говорит пр. Исаия, кипарис и певг и вместе, кедр, чтобы украсить место святилища Моего" (60:13). Люди богатые в среде Римлян украшали свои загородные дома кипарисовыми деревьями; да и в настоящее время кипарисы служат украшением магометанских кладбищ. В конусообразной форме кипариса Мусульмане видят эмблему бессмертия и Арабы называют его Shigrvt-al-hyat, т. е. древо жизни. Кипарисовое дерево прочно, твердо, пахуче, и имеет прекрасный красноватый оттенок, который, по свидетельству Плиния, никогда не теряется. Как долго не гниющее дерево, кипарис очень удобен для построек, потому-то и был употребляем Соломоном при строении храма, в особенности же ворот и полов оного; кипарисное дерево употребляли также на устройство корабельных палуб, для выделки музыкальных инструментов и т.п. Большинство гробов Египетских мумий, как то видно из изображений на Египетских памятниках, делались из кипарисового дерева. Гораций говорит, что все замечательнейшее в древности, дошедшее до отдаленного потомства, сохранилось для нас в кипарисе и кедре; а Виргилий указывает на то, что оба означенные дерева преимущественно употреблялись для архитектурных изделий. В настоящее время кипарисами богаты многие местности святой земли; помимо того, они растут в Африке и Европе. В Иерусалиме, Греции, Киеве и др. местностях из кипарисового дерева делают различные образки, крестики и другие священ, изображения. (Библейская Энциклопедия от А до Я, 1891)
Кипарис, растение из рода кипарисовых (Cupressoideae). В Палестине встречается только один вид этого дерева - К. вечнозеленый (Cupressus sempervirens), имеющий, однако, две разновидности: а) деревья пирамидальной формы достигают выс. 20-50 м, их ветви растут вверх, тесно прилегая одна к другой. Эта разновидность К. наиб. распространена; б) более мелкие деревья с развесистой кроной, похожей на крону кедра (Cupressus sempervirens var. horizontalis). Листья К. мелкие и чешуйчатые, шишки яйцевидные, деревянистые. Древесина красновато-желтого цвета, твердая, ее обычно не точат насекомые. Два евр. слова предположит. обозначают К.: берош (3 Цар. 5:8,10; 6:15,34; 4 Цар. 19:23; Ис. 60:13; Зах. 11:2 и др.) и теашшур (Ис. 41:19; 60:13; Иез. 27:6). Поскольку слово берош встречается чаще, ученые предположили, что оно обозначает К. пирамид. формы, а теашшур - К. с развесистой кроной. Однако исследователь Келер считает, что слово берош обозначает похожий на К. финик. можжевельник (Juniperus phoenicea). К. упоминается в ВЗ как символ Ливана (Иез. 31:8; ср. также 4 Цар. 19:23; Ис. 14:8; 60:13 и др.) и Сенира (Ермона) (Иез. 27:5), нередко наряду с кедром. Древесина К. всегда очень ценилась как красивый и долговечный строит. материал. Соломон использовал ее для облицовки стен внутри храма (3 Цар 6:15,34; 2 Пар 3:5). Кипа-рисовое дерево поставляли ему от Хирама из Тира (3 Цар. 5:22,24; 2 Пар. 2:7). Помосты тирских кораблей делали также из кипарисовых досок (Иез. 27:5 и след.; в ст. 5 - берош, в ст. 6 - теашшур). Возм., из К. изготавливали и музык. инструменты (2 Цар. 6:5, здесь текст неоднозначен). (Библейская энциклопедия Брокгауза)
К общему алфавитному указателю статей
|
|