последнее изменение страницы 04.04.2024
ДУХИ в гигиене женской красотыЧто бы ни говорили, духи все же играют большую роль в гигиене женской красоты. Приятные духи способствуют очарованию и наслаждению. Обоняние дополняет зрение и дают вместе ту „иллюзию", которая представляет неисчерпаемый источник всяких восторгов и упоений. Главную роль здесь играет чуткое, нежное обоняние, которое дает возможность выбрать запах духов наиболее подходящий к возрасту и характеру. На духи не должно существовать моды; выбор их кроме того должен быть делом инстинктивного личного вкуса, а ничуть не предметом каких-нибудь научных, для всех общих соображений. Выражаясь точнее, каждая женщина должна выбрать те духи, которые подходят к характеру ее красоты, точно также как она выбирает тот наряд, который ей более всего к лицу. „Модный цвет и модные духи возбуждают во мне искреннее негодование", восклицает А. Карр. Женщина, меняющая вместе с модою свои духи, есть ни более ни менее как надушенная женщина; та же, которая употребляет всегда одни и те же духи, до того с ними сродняется, что ее по справедливости можно назвать женщиною благоухающею. Между нами будь сказано, женщина, умеющая хорошо душиться, такая же редкость, как женщина, умеющая к лицу одеваться. Цветам, — этим, по выражению поэта, природным кадильницам, принадлежит безусловно первое место среди благоухающих предметов, как по тонкости, так и по нежности запаха. Что, например, приятнее и упоительнее того неопределенного запаха дикого вьюнка, который В. Гюго предпочитал всем другим? К несчастию запах у цветов крайне быстро выдыхается, да и сами цветы недолговечны. Люди должны были с давних пор искусственно восполнять эти недостатки духами. Духи существуют так же давно как и люди: происхождение слова раrfum из латинского „per fumum“ (в виде дыма) указывает, что жрецы — эти первые руководители народов — уже в давно прошедшие времена черпали из духов все, что могли, чтобы действовать на чувства и влиять, на умы. Ладан и посейчас одна из самых употребительных принадлежностей богослужения... Древние народы Востока довели парфюмерное искусство до невероятной степени развития. Греки и Римляне унаследовали в этом отношении нравы Востока и пошли еще дальше. Во времена Императора Августа каждая часть тела имела особые духи: для рук — употреблялась мятная эссенция; для груди — пальмовое масло; для колен — эссенция из плюща и т. д. Число помад, разнообразие пахучих составов, обилие благовонных подушечек, количество всяких косметиков было по истине поразительно. Поклонники знаменитой Лаисы были первыми изобретателями пульверизации. Они пускали по залу, предназначенному для пиршества, голубей, опрысканных самыми тонкими эссенциями, и птицы эти, пролетая над веселыми сотрапезниками, опрыскивали их духами: очень изысканный способ, который имеет некоторое отдаленное сходство с теперешним распылением благовонных жидкостей. В настоящее время запахи духов подразделяются на три категории: на запахи ароматические (гвоздика), нежные (роза) и амброзиальные (амбра). Но мы предпочитаем этому крайне неполному подразделению классификацию Риммеля, которую и воспроизводим в сжатом извлечении с перечнем лучших примеров для каждого вида. Запах розы: роза, герань, палисандр. ― жасмина: жасмин, ландыш, илан-иланг. ― померанца: померанцевое дерево, акация, душистый чубушник. ― туберозы: тубероза, жонкиль, гиацинт. ― фиалки: фиалка, касатик, резеда. ― бальзамический: ваниль, росный ладан, бобки кумаруны, гелиотроп. ― пряный: корица, мускатный орех, каскарилла. ― гвоздики: различные виды гвоздики. ― камфоры: камфора, патчули, розмарин. ― сандала: сандал, кедр. ― лимона: лимон, бергамот, цедр. ― травяной: лавенда, тимьян, майоран. ― мяты: мята, шалфей, базилик. ― аниса: апис, бадьян, тмин. ― миндальный: горький миндаль, лавр, ― мускуса: мускус, цибетовый сок. ― амбры: серая амбра, дубовый мох(?). ― фруктовый: груша, айва, ананас. Все эти духи служат предметом довольно обширной торговли. Во Франции весь департамент Приморских Альп (Alpes Maritimes) занят культурою роз, померанцевых дерев, жасминов, акаций, фиалок, тубероз и т. д., столь употребительных в парфюмерном деле. В других местах разводят тимьян, герань, розмарин, лавенду. Лучшее розовое масло добывается в Провансе; лучшее лавендовое масло — в Англии; патчули получается из Индии, а гаультерия из Соединенных Штатов. Впрочем, парфюмерное искусство не ограничивается одним растительным царством (цветами, листьями, плодами, корками и т. д.). Oнo с большою пользою для себя берет нужные ему вещества и из других царств. Так в большом употреблении мускус, представляющий отделение кабарги: он имеет свойство способствовать лучшему распространению запаха, он, так сказать, окрыляет его. Серая амбра, представляющая болезненное отделение кашалота, придает духам такую эфирную тонкость, которую им не в состоянии придать никакая естественная или искусственная обработка. Наконец употребляют еще, хотя и в небольшом количестве цибетовый сок, добываемый от цибета, животного из породы белок. Рядом с духами, добытыми естественным путем, существует немало искусственных пахучих веществ, большею частью приготовленных химическим путем посредством синтеза. Примеры: поддельные лимонное, коричное и ананасное масла; ванилин, извлекаемый из овса или скипидара; поддельная фиалковая эссенция, добываемая из сосны; лавендовое масло, получаемое из нефти, и т. д. Эти поддельные эссенции обладают запахом не столь приятным, менее тонким, и, если можно так выразиться, более тяжелым для носа, чем эссенции естественные. Впрочем, они довольно безвредны и во всяком случае обладают весьма незначительною ядовитостью: чрезмерное их употребление может вызвать головную боль и головокружение. Мы вернемся к этому при изложении общего действия духов на организм. Одна из наиболее употребительных искусственных эссенций: нитробензин, мирбановая эссенция или искусственное масло горьких миндалей, открыта в 1834 году Митчерлихом. Она представляет желтоватую жидкость, получаемую в огромных количествах, как побочный продукт при выработке анилина, и стоит очень дешево. Ee можно приготовить, наливая небольшими порциями бензин в предварительно нагретую дымящуюся азотную кислоту. *** Действие духов на организм весьма различно, смотря по природе духов и по индивидуальным особенностям различных людей. Гретри падал в обморок, понюхавши розу; герцогиня де-Ламбаль не переносила запаха фиалки. С другой стороны, приводят случаи удивительной способности переносить благоухания. Нерон опрыскивал все комнаты розовою водою. Людовик ХІV жил всегда окруженный померанцевыми деревьями (не объясняется ли этим его пристрастие к частому вступлению в брак?..). В комнатах маршала Ришелье стояли специально приготовленные мехи, извергавшие струи благоуханного воздуха. Мускатный орех (muscade) дал свое имя щеголям времен Директории. Императрица Жозефина буквально наполняла свою уборную мускусом. Наполеон I каждое утро опрыскивался целыми струями одеколона, не боясь, по-видимому, известной эпиграммы Марциала: „...Non bene olet qui bene semper olet [1]). Нежные духи обладают иной раз удивительным свойством возбуждать веселость и хорошее настроение; „они увеселяют сердце", говорит Писание. Они, как всем известно, составляют необходимую принадлежность Магометова рая. На некоторых очень чувствительных лиц некоторые запахи производят поразительное действие: мы сами видели, как некоторые истеричные особы падали без сознания, почуяв запах шафрана, мускуса, листьев орешника. Другие духи имеют несомненное возбуждающее действие, таковы толутанский, перуанский и меккский бальзамы, сторакс, росный ладан, корица, фимиам, каскарилла. Не совсем лишено было основания, что так называемые гиатралипты[2] Древней Греции советовали употребление ванн, втираний и намазываний пахучими веществами, как средство, способное увеличить жизненность организма, и считали это чрезвычайно полезным дополнением гимнастики. Пиесс советует ораторам надушить свои носовые платки так называемою eau de Hongrie. Розмарин возбуждает дыхательный акт, если обтирать лицо платком, намоченным каким-нибудь из его препаратов. Ваниль, тимьян, сандал и роза обладают свойством возбуждать сладострастные чувства; этим же свойством отличаются эссенции губоцветных растений (мяты, лавенды, патчули). Чрезмерное употребление этих духов может повлечь за собою распутство. Наоборот, запахи с синеродистой основой (горькие миндали, лавровишня, персиковые цветы) имеют успокаивающее, противосудорожное действие. Животные запахи мускуса и цибетового сока обладают расслабляющими и даже тошнотворными свойствами. Духи из острых веществ, каковы крепкая уксусная кислота, нашатырный спирт, английская нюхательная соль, имеют значительную способность предотвращать припадки тошноты, обморока, головокружения. Чрезмерное употребление нежных духов расслабляет нервную систему и причиняет мигрени, головокружение, потерю аппетита. Действие это почти неизбежно, если ему подвергается человек непривыкший. Запах камфоры имеет притупляющее и усыпляющее действие. „Подымай повыше“, могла бы на это сказать Салернская школа, поставившая положением, что: Camphora per nares castrat odore mares. Итак, духи, вообще говоря, представляют для здоровья не особенно значительную опасность; однако злоупотребление ими может повлечь за собою упадок обонятельного чувства, притупляя мало-помалу восприимчивость обонятельного нерва. Поэтому должно избегать чересчур острых запахов. Имеют ли, спрашивается, духи какое-нибудь противумиазматическое, дезинфицирующее действие? Очищают ли они воздух, поглощают ли вредные для здоровья газы? Ответ на этот вопрос не одинаков для различных пахучих веществ. Некоторые запахи в состоянии лишь маскировать зловоние в окружающем воздухе; этим, между прочим, объясняется употребление фимиама при религиозных жертвоприношениях древних. Зато другие запахи имеют несомненное обеззараживающее действие, другими словами — они имеют способность очищать воздух от зловредных испарений. Известно, что смолы и ароматические вещества (гальбан, сторакс, мастика, кедр, мирра, корица, майоран и др.) играли огромную роль при бальзамировании трупов в Египте. И в самом деле, вещества эти оказались могущественными противогнилостными и сохраняющими средствами. Едва ли это простое совпадение, что с того самого времени, как египтяне изменили древнему обычаю, в стране Фараонов почти не переводится чума. Росный ладан, обыкновенная составная часть восточных курительных составов, имеет огромную дезинфицирующую силу, благодаря присутствию в нем бензойной кислоты. Камфора и теперь не вполне потеряла свою репутацию хорошего противозаразного вещества, и что же? огромное множество духов, а именно все, извлекаемые из класса лавровидных, сопыльниковых и губоцветных растений, содержат камфору. Ароматические курительные средства из можжевеловых ягод и других пахучих почек, все содержат обыкновенно селитру, росный ладан, толутанский бальзам, ладан и пр. и дают пары, облегчающие дыхание и делающие его более глубоким, а также очищают комнатный воздух. Вдыхание распыленных бальзамов служит хорошим отхаркивающим средством при катаррах гортани, потере голоса, одышке и т. под. Поддельные лимонные и померанцевые эссенции содержат терпентинное масло, считающееся одним из лучших внутренних дезинфицирующих средств. То же можно сказать об эвкалиптовом масле. Масла тимьяна и богородской травы содержат могучее противогнилостное средство — тимьяновую кислоту; масло винтергрина, или гаультерии, обладает обеззараживающими свойствами салициловой кислоты; все бензолы обязаны своим обеззараживающим действием содержащемуся в них нитробензину. Число таких примеров можно с химией в руках увеличить до значительной степени, но мы не желаем придавать нашей книге вид ученого трактата. Присущее духам свойство очищать воздух зависит от сильного химического сродства упомянутых масл к кислороду: все они на воздухе окисляются, превращаясь при этом в смолы. Некоторые из них поглощают также аммиак и другие газообразные продукты гнилостного брожения. Другие вещества имеют, может быть, более непосредственное отношение к обеззараживанию. Крестьяне, напр., уверяют, что присутствие козла уничтожает конский падеж в конюшнях. С первого взгляда это может показаться нелепым. Но, беспристрастно говоря, разве не может гирциновая кислота, распространяемая по стойлу козлом, иметь гибельное влияние на болезнетворные микробы, обусловливающие эпизоотию? Разве действие запаха не может быть вообще тоньше действия этих страшных, хотя и бесконечно малых врагов человеческого рода? [1] „Плохо пахнет, кто всегда хорошо пахнет". [2] Врачи, лечившие мазями и втираниями. Монэн. Гигиена женской красоты (1887)
|