последнее изменение страницы 04.04.2024
О ФИЗИОНОМИИ ( О женской красоте)Существует мнение, что здоровье человека лучше всего отражается на его лице. И в самом деле, лицо так богато сосудами и нервами, а в особенности мускулами, что может с полным правом считаться открытым полем для выражения ощущений. Выражаясь поэтически, на лице яснее всего видны „приливы и отливы нашего душевного моря“. На каждое душевное движение лицо отвечает известным внешним признаком: оно то краснеет, то бледнеет; от разочарования оно вытягивается, от физической боли или отвращения болезненно сжимается. Смотря по тому, какие впечатления наичаще приходится испытывать человеку, и лицо его привыкает к известного рода выражениям ощущения и в более или менее продолжительный срок образуется то, что называется выражением лица. Так, у человека, испытывающего преимущественно приятные ощущения, физиономия будет широкая, довольная; при противоположных условиях лицо сморщивается, кожа его темнеет, лоб покрывается морщинами. Под влиянием наследственности мы в течение нескольких поколений получим две типичных физиономии — с одной стороны привлекательную, мягкую и нежную, с другой — отталкивающую, сухую и суровую. Так, физиономия богатого не походит па физиономию бедняка; человек скромный никогда не будет выглядеть хвастуном и т. д. Одним словом, всякий человек имеет свое особенное выражение лица и свою особенную манеру держать себя. Можно себе даже представить, что выражение лица сделается средством для отличия друг от друга различных племен и вернейшим способом для ознакомления с характером человека. Не следует преувеличивать значения этих фактов и не возвышать их на степень науки; нельзя, однако же, отрицать, что верхняя или лобная часть лица (соответствующая мозговым извилинам) выражает ум, средняя — чувство, а нижняя — страсти и что развитие каждой из этих частей идет рука об руку с развитием известных качеств души. Всякому известно, что чем человек впечатлительнее, тем лицо его подвижнее, а это значит, что у него средняя часть лица, в которой находится большинство лицевых мускулов, более развита. Это именно та часть физиономии, которая придает наибольшую прелесть женскому лицу, и женщины, у которых другие части лица более развиты, получают в выражении и ухватках нечто мужское. Говоря о глазах, сделалось общим местом называть их „зеркалом души“ и „уполномоченными сердца". Всякий по глазам различит человека с открытым характером от лицемера; всякий знает, что живые глаза чаще всего бывают у людей очень впечатлительных. Цвет волос служит весьма часто красноречивым указателем темперамента их владельца; лимфатический темперамент обыкновенно бывает уделом блондинов. *** Не менее характерны указания, даваемые формою ушей. Белые, мягкие уши, изящной формы и средней величины, симметрически прикрепленные к голове, не могут принадлежать простолюдину. Уши жесткие, красные, толстые с мясистыми сережками, неправильной формы и несимметрично прикрепленные, обыкновенно принадлежат людям с низкими, пошлыми, животными наклонностями. Между этими двумя крайностями помещается множество промежуточных типов: крупные, пухлые уши означают грубые инстинкты и ненасытные вожделения; уши маленькие, тонкие, неправильной формы, очень близко прилегающие к коже, указывают на слабохарактерность, ревность, эгоизм, низость... Возраст тоже довольно легко узнается по физиономии. Лицо очень маленьких детей и очень престарелых людей обыкновенно лишены всякого выражения, у первых вследствие обильного отложения жира, у вторых — вследствие многочисленных морщин, потерявших способность изглаживаться. Физиономия юноши в период возмужалости отлична от физиономии человека зрелого возраста. В период половой зрелости начинает усиленно развиваться нижняя часть лица, в чем можно видеть выражение наплыва новых, еще не испытанных ощущений. Особенное значение имеет физиогномистика для распознавания болезней. Опытный врач сразу распознает малокровие по восковой бледности лица; рак — по желтой, пергаментной окраске кожи; болезни сердца — по красноте щек и синим жилочкам на них; тифозную горячку — по характерному выражению лица. При параличе личного нерва все неровности на лице изглаживаются, что подало Ромбергу повод заметить, что для старых кокеток паралич — лучший косметик. Односторонним параличом личного нерва объясняется театральный успех того знаменитого английского актера, у которого одна половина лица выражала полнейшее уныние, а другая в то же время сияла чрезмерною радостью. Некоторые лица дают, можно сказать, вернейшее изображение поражающего человека болезненного состояния. Молодой человек с длинными, шелковистыми волосами, большими, томными с синеватым блеском и оттененными длинными ресницами глазами, с розовыми выдающимися скулами и впалыми щеками, с пухлыми губами и прекрасными зубами — почти всегда субъект, страдающий грудью. Божественный Гиппократ не ошибался, говоря, что любовь, а не болезнь изменила черты лица царя Пердикки, приговоренного всеми врачами к смерти от чахотки. Ребенок с толстою головою, свежим, розовым цветом лица и тонкою кожею, имеющий толстые губы и дурные зубы — вот тип золотушного. Лицо его может даже быть красивым, но тою особенною красотою, которую зовут золотушною. Болезни брюшных органов придают лицу характерный, угнетенный и мрачный вид и кладут на него печать постоянной печали: цвет лица землистый, кожа сморщена, черты лица вытянуты, глаза углублены и подбиты синевою... Биша справедливо считает живот самым частым виновником грустных настроений и не без остроумия называет чревное нервное сплетение брюшным мозгом. Выздоравливающие обыкновенно приобретают характерный вид невинности и чистосердечия, который делает их моложавее и иногда очень им идет. Это происходит оттого, что старые страсти за время болезни улеглись, а новые еще не успели наложить свою печать на черты лица. Таким образом, всякое состояние дает человеку известное, характерное выражение лица. Лицо человеческое как бы постоянно открытая книга, в которой только нужно уметь читать. Подвижность лица так велика, что оно легко применяется ко всякому ощущению. Не должно злоупотреблять этою способностью. Ничто не может так испортить лица и так скоро избороздить его морщинами, как привычка гримасничать и кривляться. Наоборот, лица со спокойным выражением обыкновенно очень долго сохраняют внешние признаки молодости. Ограничимся этими общими замечаниями, которых назначение служить введением к следующей главе. Монэн. Гигиена женской красоты (1887)
|