последнее изменение страницы 29.12.2023
ВСТУПЛЕНИЕИскусство составлять приятные для обоняния вещества, благовонные мази н курения, зародилось на востоке, перешло в Рим, Грецию, в Испанию и во Францию (фирмы Коти, Убиган, Пико и др. C прошлого столетия парфюмерно-косметическая промышленность стала развиваться и в России (фирмы — Брокар, Ралле, Сиу, Остроумов), сосредотачиваясь, главным образом, в руках французского и бельгийского капитала. Предприятий, преимущественно кустарного типа, вырабатывающих парфюмерно-косметические товары, насчитывалось до 20-ти; продукция их оценивалась в 20—25 млн. рублей в год. В дореволюционное время потребителем парфюмерно-косметических товаров в России был узкий, привилегированный круг, потребность которого на эти товары, к тому же, в значительной мере, покрывалась импортом. В СССР, при Советской власти парфюмерно-косметическую продукцию покупают самые широкие слои населения, предъявляющие все увеличивающиеся требования и к количеству, и к качеству, и к оформлению этой продукции. Такое положение является, в основном, результатом роста материально-бытового уровня трудящихся Большинство предметов (мыло, одеколон, зубной порошок, ряд кремов и т. д.) являются не предметами роскоши, как принято было думать, а необходимостью для гигиены человека. Неуклонно растущий спрос в городах и в колхозных селах, получение эфирных масел из советских растений-эфироносов (казанлыкская роза, лавандасера, тубероза, ирис, розмарин), работы научно-исследовательских институтов, связанные с получением синтетических (искусственных) душистых веществ, особенно работы на Сочинской станции, в Батумском и Никитском ботанических садах — явились в свою очередь стимулом для развития отечественной парфюмерно-косметической промышленности. В СССР эта промышленность была объединена трестами TЭЖЭ (трест Жирность — Москва,), ЛенЖЭТ (Ленинградский жировой трест). УкрЖЭТ (Украинский жир. трест — Харьков) и промкооперацией. В годы второй пятилетки произошло слияние трестов и объединение их в организацию «Главпарфюмер» (при Союзном Наркомате Пищевой Промышленности). В 1946 году парфюмерно-косметические предприятия переданы вновь образованному Министерству Вкусовой промышленности. В 1937 году Главпарфюмер выпустил товаров на сумму 350 млн. руб. (в неизменных ценах), в 1030 году свыше чем на 400 млн. руб,, из них, примерно, жидкой парфюмерии 65%, разной косметики 15% и мыла 20%. Как известно, по плану 4-й Сталинской пятилетки общий розничный товарооборот должен будет превысить в 1050 году на 28% товарооборот 1040 года. Одного мыла будет выработано 870 тыс. тонн. Парфюмерно-косметическую продукцию производят такие крупные предприятия по Союзу:
Кроме указанных предприятий Министерства Вкусовой промышленности, парфюмерию и косметику вырабатывает ряд предприятий кустарного и полукустарного типа. Необходимо отметить, что сравнительная легкость производств парфюмерно-косметической продукции в отношении технологического процесса и несложность производственного оборудовании создают условия для развития кустарного производства этих изделий, особенно в послевоенный период времени. Пользуясь отсутствием стандартов на большинство парфюмерно-косметических товаров и дефицитностью товаров, кустарные предприятия часто выпускают низкосортные продукты, плохое качество которых подтверждалось неоднократными анализами. Изделия кустарного производства подкупают при низком качестве, внешней отделкой, которой уступают более дешевые, хотя и лучшие по качеству, товары производства Госпромышленности. И потребитель, желающий получить хорошую продукцию и сознательно покупающий товар за более высокую цену, не всегда поэтому достигает своей цели. Парфюмерно-косметические товары, как видно даже из группового перечисления продукции фабрик, имеют весьма широкий ассортимент. При продаже предметов парфюмерии косметики, торговый работник должен, изучая спрос потребителя, знать состав, качественные показатели и условия хранения их. Потребитель в этой особенно области нуждается в советах о применении, способах употребления и об особенностях того или другого сорта товаров. Все это требует, хотя бы, минимума товароведческих знаний, дать которые и ставит своей целью настоящий труд.(Парфюмерно-косметические товары)
|