последнее изменение страницы 31.07.2021

Обзор литературы по парфюмерии (№12)

Продолжаем обзор работ Р. А. Фридмана, представляем следующие три его популярные публикации. Первым представляем сборник статей «Для Вас, молодожены», в который включена и его работа. В сборнике, вышедшем в 1963 г., статья разбита на две части: «О духах»; «Несколько слов о косметике».

Во втором издании сборника, за 1966, обе части были объединены и имели общее название: «О духах и косметике». В статье рассказывается об особенностях использования парфюмерно-косметических средств новобрачными. Автор дает полезные советы по оптимальному выбору и применению парфюмерии и косметики, прежде всего, во время проведения свадебной церемонии. Приводятся и некоторые любопытные факты, например, об истории появления отдельных косметических средств. Так, рассказывая об истории появления одеколона, вот что Рудольф Аркадьевич пишет о «Тройном одеколоне»:

«Впервые он был изобретен монахами в Испании, затем в 1709 г. этот одеколон был выпущен фирмой Жан-Мари-Фарина в Кельне и получил название Eau de Cologne, что означает «Кельнская вода». В России этот одеколон стал широко известен под именем тройного. Это название как бы показывало потребителям, что тройной одеколон должен быть крепче (тройной крепости), чем остальные воды. Тройной одеколон характеризуется специфическим освежающим запахом цитрусовых». Связь тройного одеколона с рецептурой кельнской воды поднимается в различных отечественных публикациях, в том числе, связанных с именем Генриха Брокара, но все же она не более чем красивая легенда.

Впрочем, спорные утверждения можно найти и в других работах этого автора, к примеру, в книге «Красота и косметика» Рудольф Аркадьевич указывает, что «первое эфирное масло, полученное человеком было масло розы». Что не отвечает действительности. Считается, что дистилляция в отношении цветочного растительного сырья впервые применена Авиценной (980-1037гг). При этом процесс получения живичного масла вывариванием смол был подробно описан еще упоминаемым ниже автором Плинием Старшим (23-79 гг). Если же отталкиваться от технических особенностей извлечения ароматических веществ, то высока вероятность того, что первые эфирные масла были получены из плодов цитрусовых. Эфирное масло можно получить из кожуры несложными механическими способами, например, отжиманием или повреждением крупных эфиромасличных клеток находящихся в кожуре плода путем обработки специальным, похожим на гибрид терки и воронки, приспособлением.

Возможно, именно цитрусовые и стали теми плодами, из которых человек впервые добыл ароматные эфирные масла. Известные нам со времен античности благовонные масла производились путем настаивания травяного и цветочного сырья в растительном масле. Получаемый таким способом масляный настой использовался в качестве готового косметического средства для ухода за кожей и волосами. Однако, античное, или благовонное масло качественно иной продукт, отличающийся от эфирного масла.

В различных изданиях Р.А. Фридмана встречается упоминание эфирного масла ветивера и рядом с ним в скобках написан «нард» или наоборот «нард (ветивер)». Поначалу мы думали, что такая связка используется в значении «или», однако это не так: «ветивер (нард) – вид душистого растения» - поясняет автор. Ветивер, относящийся к семейству злаковых, им отождествляется с другим растением из семейства валерьяновых. Запахи и химический состав эфирных масел ветивера и нарда существенно различаются. Что ввело в заблуждение автора? Возможно, страна происхождения – и то и другое масло добывается, в том числе, в Индии. По своим же органолептическим характеристикам единственное, что отчасти «роднит» оба масла - их темно-коричневый цвет.

Другое утверждение (встречающееся в нескольких книгах автора), которое, вероятно, могут оспорить любители современной парфюмерии:

«Могут ли синтетические душистые вещества полностью заменить естественные? Нет! Синтетические душистые вещества, если они цветочного характера, определяют лишь основную черту запаха растений, но лишены той прелести, звучности, «оркестровки» запаха, которые присущи натуральным душистым веществам. Полностью заменить естественные душистые вещества синтетическими невозможно: только сочетание тех и других дает возможность создать действительно полноценные произведения».

По большей степени это так, однако, на текущий момент, на рынке без труда можно найти духи, полностью созданные из синтезированных душистых веществ.

Пожалуй, самой востребованной книгой стала «Парфюмерия и косметика». Несмотря на то, что раздел, посвященный парфюмерии, составляет треть от общего объема книги, именно он предлагается для бесплатного скачивания на различных сайтах распространяющих электронные книги. Благодаря тому, что совокупный тираж книги составил почти 400 000 экземпляров именно ее проще всего найти на букинистических сайтах. В этом издании автор пишет, что «сейчас парфюмерия становится наукой (в издании 1975 – «стала наукой») в полном смысле благодаря тому, что ее немыслимо представить без таких бурно развивающихся смежных дисциплин, как химия, физика, биология, физиология, эстетика. Эти смежные дисциплины, словно ветви, образуют крону современной науки о парфюмерии. Парфюмерия как наука переживает эпоху расцвета». Изменилось ли воззрение автора на определение парфюмерии? Ведь ранее (1955) он заявлял, что парфюмерия это «отрасль знаний в области сочетания запахов», что «по творческому облику и направленности парфюмерия – это искусство, основанное на научных данных». Последнюю формулировку можно встретить и в некоторых современных публикациях.

Что же все же первично для профессии парфюмера – знания или интуиция, обладание «художническим чутьем»? Где грань между шаманством и творчеством современного парфюмера? Автор не дает однозначного ответа, зато точно может сказать, что новая ароматная композиция не создается по мановению руки чародея, а требует многочисленных экспериментов. Как всегда истина где-то рядом.

 

Работы Р.А. Фридмана. ООО Реал

 

Фридман Р.А. О духах. С. 16-22.; Фридман Р.А. Несколько слов о косметике. С. 23-36. В сб. «Для Вас, молодожены». [Коллектив авторов]. (Серия: Для дома, для семьи). М.: Гос. изд-во торговой литературы, 1963. 159, [1] с., ил.; 20х13 см. Тираж 30 000.

Подразделы: 1-02; 1-03; 1-07.

Автор Рудольф Аркадьевич Фридман.

Сборник своеобразный навигатор в помощь молодоженам, его цель сориентировать в обширном ассортименте товаров необходимых новобрачным. В популярной форме здесь излагаются сведения о свадебной одежде, украшениях, сувенирах, парфюмерно-косметических средствах. Есть здесь главы о мебели и правильном украшении квартир, о быстром приготовлении пищи и рецептах различных кулинарных изделий.

Главы о духах и косметике написал Рудольф Аркадьевич Фридман.

Очень короткий рассказ о роли духов в жизни человека, их влиянии на психо-эмоциональное состояние. Содержит краткое описание некоторых имеющихся в продаже композиций, даются рекомендации какие ароматы предпочтительны, а какие не следует использовать молодоженам и раскрываются некоторые секреты нанесения духов на платья. Также небольшое внимание уделяется одеколонам.

 

Фридман Р.А. О духах и косметике. С. 11-24. В сб. «Для Вас, молодожены». 2-е изд., перераб. (Серия: Для дома, для семьи). М.: Экономика, 1966. 109, [3] с., ил.; 20х13 см. Тираж 70 000.

Подразделы: 1-02; 1-03; 1-07.

Автор главы «О духах и косметике» Рудольф Аркадьевич Фридман.

Во втором издании статья «О духах и косметике» объединила в себе две публикации: «О духах» и «Несколько слов о косметике» предыдущего издания сборника (см. первое издание 1963). Переработка затронула скорее форму, нежели содержание статьи.

 

Фридман Р. А. Красота и косметика. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1978. 230 [2] с., ил.; 20х12.5 см. Тираж 100 000.

Подразделы: 1-02; 1-03; 1-06.

Автор Рудольф Аркадьевич Фридман.

Книга содержит три раздела: Гигиеническая косметика; Декоративная косметика; Спутники косметики.

В разделе «Спутники косметики» (с. 179-200) автор рассказывает о парфюмерных средствах. В частности касается темы роли запахов в жизни человека, а в качестве иллюстраций приводит цитаты из некоторых художественных произведений и очерков известных авторов, ссылается на научные исследования, в которых речь идет о воздействии ароматов на психологическое и физиологическое состояние человека. Рассказывает о сырье, используемом для изготовления парфюмерии, и способах извлечения из него ароматного начала.

Рассказывает об имеющихся в продаже духах и одеколонах, дает рекомендации о том, кому и как их оптимально применять.

В приложениях предлагается ряд рецептур для изготовления в домашних условиях различных косметических средств по уходу за кожей и волосами; даются советы по оптимальному подбору декоративной косметики и правилам макияжа.

 

Фридман Р. А. Парфюмерия и косметика: Производство, назначение, применение. [Худ. Л.С. Морозова]. М.: Пищевая промышленность, 1968. 188, [4] с., ил.; 22х17 см. Тираж 150 000.

Подразделы: 1-01; 1-02; 1-03, 1-07.

Автор Рудольф Аркадьевич Фридман.

Книга знакомит читателя с историей возникновения и развития парфюмерии и косметики, научит разбираться в разнообразном ассортименте парфюмерных товаров, врачебно-гигиенической и декоративной косметике, поможет правильно, с наибольшей пользой для красоты и здоровья применить эту продукцию, выработать хороший вкус.

Автор щедро делится с читателем личным опытом, дает необходимые советы и рекомендации.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

 

Фридман Р. А. Парфюмерия и косметика: История, назначение, применение. Изд. 2-е перераб. и доп. [Худ. Л.С. Морозова]. М.: Пищевая промышленность, 1975. 197, [3] с., ил.; 20х14 см. Тираж 90 000.

В 1976 г. напечатан дополнительный тираж 130 000.

Подразделы: 1-01; 1-02; 1-03, 1-07.

Автор Рудольф Аркадьевич Фридман.

В текст раздела, касающегося парфюмерии, во втором издании автор внес уточнения и дополнения, сделал иную разбивку по главам. К примеру, если в предыдущем издании автор указывал на отсутствие названия у науки о запахах, то в этом он приводит ее «точное наименование: одорология» и т.д.

Переработана глава, в которой популярно излагаются основы построения парфюмерных композиций - «Как рождаются «ароматные души» (компоновка ароматов)». В ней автор раскрывает некоторые секреты гармонизации композиции душистых веществ.

Добавлена глава «Ароматы и дети», в которой приводятся результаты ряда исследований о связи запахов с памятью, о возможность стимулирования процессов запоминания и вспоминания с помощью ароматов, о влиянии запахов на другие психологические и физиологические реакции ребенка.

В целом содержание второго издания производит лучшее впечатление, очевидно автор за прошедшее время несколько переосмыслил отдельные положения своей «теории запахов».

Как и в предыдущем издании, в тексте присутствует упор на парфюмерно-косметические средства, разработанные автором.

Книга увлекательная, читается легко, содержит множество любопытных фактов о роли запахов в жизни человека, млекопитающих и насекомых.

К недостаткам можно отнести клееный блок книги, который при активном чтении стремится развалиться на отдельные листы.

 

 

 

 

Перейти к обзору литературы по парфюмерии

 

В раздел "Книгообмен"

 

Запахи в литературе

 

Интересные и курьезные факты о запахах

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2021