последнее изменение страницы 03.08.2021

Обзор литературы по парфюмерии (№17)

В этот обзор мы включили три художественные книги, которые тесно связаны с историей парфюмерии. Две оставшиеся представляют собой сборники рецептов для изготовления всевозможных парфюмерно-косметических средств.

Первая – сборник рассказов и очерков молодого и малоизвестного писателя Михаила Лоскутова «Немного в сторону». В книгу репрессированного в 1941 г. автора вошел очерк «Гражданин французской республики» о парфюмере Августе Мишеле. Том самом парфюмере, создателе пудры «Лебяжий пух», мыла «Букет моей бабушки», духов «Букет императрицы», «Магнолия», «Камелия», «Кармен» и мн. других. Именно с его именем связывают рождение самых известных отечественных духов - «Красная Москва», по часто звучащему предположению, доработанной версией созданной еще в 1913 г. композиции «Букет императрицы».

Это небольшое произведение – один из очень немногочисленных источников информации о судьбе первого советского парфюмера французского происхождения, имя которого очень долго пытались скрыть от широкой общественности. Автор кратко рассказывает печальную историю француза, приехавшего в Россию по приглашению, а после революции, волей судьбы и бюрократии, как молодой республики, так и посольства Франции, вынужденного остаться в чужой стране. Кто он –  мосье Мишель? Творец? Жертва? Со страниц очерка-интервью вы услышите голос старейшего парфюмера, узнаете о коллизиях его судьбы во время и сразу после свершившейся революции, узнаете о первых шагах по восстановлению производства на бывшей парфюмерной фабрике Брокара, ныне известной как «Новая Заря».

Культовое произведение Патрика Зюскинда уже не нуждается в специальном представлении. Большинство современных почитателей парфюмерии впервые открыли для себя некоторые секреты ароматной кухни при чтении романа «Парфюмер». За прошедшие 35 лет, с момента первой публикации книги в 1985 г. вышло множество детективов, в которых, так или иначе, обыгрывается фабула, связанная с обонянием и запахами. Но ни в одной из художественных книг не описываются так образно и достоверно методы производства ароматических веществ, а также отдельные нюансы парфюмерного дела, как это было сделано у Зюскинда. Столь широкий резонанс в мире книга получила отнюдь не за счет оригинального детективного сюжета. Лично мое мнение – сам сюжет произведения не очень-то и интересен, а местами и вовсе «провисает». На мой взгляд, ценность книги в красочном и подробном описании жизненного уклада парижан восемнадцатого века, сделанного через призму одного из наименее изученных чувств – обоняния. Это облаченный в художественную форму рассказ о царившей на улицах не только Парижа, но и большинства европейских городов санитарно-эпидемиологической обстановке; некоторых особенностях работы с ароматическими веществами, начиная с их извлечения из сырья и заканчивая созданием отдельных, некогда популярных парфюмерно-косметических средств. Эта область производства с античных времен была тщательно скрываемой от глаз обывателей. Секреты профессии чаще всего передавались от отца к сыну и редко в них посвящали сторонних людей. По причине преемственности парфюмерного дела, за всю историю письменности, трактатов на тему производства парфюмерных средств известно не так уж и много, при этом большинство их было написано только в XIX веке. В произведении Зюскинда сдернут занавес таинственности с этой профессии, в завораживающей форме описание событий романа дается с акцентом на обоняние, в нем вонь и ароматы, миазмы и благовония не просто соседствуют, но сосуществуют, порой перетекая друг в друга. Такой контраст оставляет яркие впечатления от чтения художественного произведения. Особенности технологических процессов аптекарских, парфюмерно-перчаточных мастерских того времени переданы максимально тщательно и доступно, а для более легкого восприятия текста автор использует детективный жанр. Читатель по ходу повествования выходит за рамки своего внутреннего комфорта, переживает своеобразный культурный шок и может даже получить катарсис. Не в этой ли гремучей смеси кроется секрет грандиозного успеха произведения? Чувствуется, что автор глубоко проник в тему и провел достаточно много времени в библиотеках и архивах, знакомясь с оригинальными документами. Все сказанное обеспечивает читателю магию перемещения на три столетия назад и погружение в атмосферу запахов, царивших в социуме, в период перехода от Позднего Средневековья к Новому времени. О книге Патрика Зюскинда нет смысла рассказывать – ее лучше прочитать. Роман способен пробудить интерес к благовониям вообще и профессии парфюмера в частности, оставляет множество вопросов для размышления и тем для полемики. Произведение либо нравится, либо вызывает отторжение, но не оставляет равнодушным.

Миниатюра Валентина Пикуля «Душистая симфония» – небольшой рассказ о Генрихе Брокаре и его работе в России. Более развернутая версия жизнеописания Генриха Афанасьевича дана в романе Вениамина Кожаринова «Творец иллюзий» (2011). Это, пожалуй, одна из наиболее известных исторических миниатюр Валентина Саввича, опубликованных в сборнике с аналогичным названием. С ней можно ознакомиться на нашем сайте, потому не будем задерживаться на нем и адресуем всех заинтересованных к тексту.

Наконец, две последние книги обзора – по сути, подборка прописей различных парфюмерно-косметических средств. В XIX и начале XX века выходило множество тематических сборников с рецептами, сгруппированными по различным областям промышленности. Одна из наиболее ранних тематических подборок советов к изготовлению благовонных препаратов в домашних условиях, была опубликована на русском языке в 1796 г. и называлась «Щеголеватая аптека, или Туалетные препараты». Ее составил по зарубежным изданиям Якобинский Федор Федорович. Мы еще неоднократно будем возвращаться к собраниям рецептур и уже в следующем обзоре представим издание от 1845 г. – «Опытный парижский парфюмер». Как правило, такие сборники включали несколько разделов и один из них целиком отводился парфюмерии – описанию рецептур различных ароматических и благовонных смесей, одеколонов, духов и др.

Две небольших книги «Парфюмерия и косметика», составленные инженером-технологом Михаилом Михайловым, отличаются тем, что полностью посвящены только парфюмерно-косметическим средствам.

Нас регулярно спрашивают, в каких книгах можно почерпнуть информацию о правилах составления благовонных смесей, или откуда можно позаимствовать готовые рецепты, которые можно было бы воспроизвести в домашних условиях самостоятельно. В качестве одного из подобного рода доступных изданий, пока еще имеющихся в продаже, как в оригинальном, так и электронном виде, мы советуем обратить внимание на работу Скотта Каннингема «Полная книга фимиамов, масел и зелий» или альтернативный ее перевод «Магические обряды: рецепты волшебных снадобий». Вместе с тем на библиотечных сайтах все больше появляется оцифрованных сборников рецептов прежних лет, включающих, в том числе, и прописи различных благовонных составов. Мы планируем публиковать такие материалы на нашем сайте и, по возможности, представим вашему вниманию и обе книги Михайлова.

 

ООО Реал

 

 

Лоскутов М. П. Немного в сторону. Рассказы и очерки. [Худ. Т. Лоскутова]. М.: Советский писатель, 1985 [макет 1984]. 269, [3] с., ил.; 16х12.7 см. Тираж 100 000.

Подразделы: 1-03.

Автор Михаил Петрович Лоскутов (1906-1941) – русский советский писатель, репрессирован и расстрелян 28 июля 1941 г.

Сборник содержит очерк «Гражданин французской республики». Рассказ о непростой судьбе первого советского парфюмера Августе Мишеле. В основу очерка легло интервью автора с Августом Мишелем, поэтому часть информации дана от первого лица.

Долгие годы произведения репрессированного  писателя не были доступны широкому читателю.

 

Зюскинд П. Парфюмер: История одного убийцы. [Пер. с нем. Э.В. Венгеровой]. СПб.: Азбука, 2000. 365, [3] с.; 18.5х12 см. Тираж 10 000. ISBN 5-267-00221-6.

Подразделы: 1-03.

Автор Патрик Зюскинд (род. 26 марта 1949) - немецкий писатель и киносценарист.

Переведенный на несколько десятков языков роман Патрика Зюскинда уже более 30 лет не оставляет в покое множество читателей по всему миру. Его грандиозный успех сравнивают с аналогичным триумфом только одного произведения другого немецкого автора – Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» (1959). Оба романа уже относят к классике немецкой литературы.

В основе романа «Парфюмер» лежит криминальная история лучшего носа Парижа XVIII века. Книга -своеобразная притча, один из ее смысловых планов, повествует о том, как персональные недостатки способны стимулировать к действиям, результат которых, как кажется, может скомпенсировать имеющиеся изъяны и освободить от полученных когда-то комплексов. При этом моральная сторона или цена вопроса в расчет не берется.

В книге в художественной форме рассказывается об особенностях получения эфирных масел, благовонных помад и других парфюмерных средств.

 

Пикуль В. С. Душистая симфония жизни. Исторические миниатюры. М.: Прометей, 1989 (Великие Луки: Великолукская городская типография управления издательств, полиграфии и книжной торговли Псковского облисполкома). 353 с.; Тираж 25 000. ISBN 5-7042-0047-8.

Подразделы: 1-03.

Автор Валентин Саввич Пикуль (1928-1990) - советский писатель.

В сборник включена миниатюра, по названию которой озаглавлена книга. Миниатюра в художественной форме рассказывает о судьбе француза по происхождению и русского в душе фабриканта и парфюмера Генриха Брокара.

 

Парфюмерия и косметика. Общедоступное руководство к изготовлению всевозможных душистых эссенций и ароматических спиртов, туалетных вод, одеколонов, курительного спирта, туалетного и курительного уксусов и благовонных жидкостей для различных косметических целей. 170 косметических производств. По французским и английским источникам составил Инженер-Технолог М. Михайлов. (Серия: Общедоступная библиотека доходных промыслов и производств). Одесса: Книгоиздательство А. А. Ивасенко, 1919. 42 с.; 21х14 см.

Подразделы: 1-06.

Автор-составитель инженер-технолог Михаил Михайлович Михайлов.

Сборник, включающий 170 рецептур парфюмерно-косметических средств.

 

Парфюмерия и косметика. Книга вторая. Общедоступное руководство к изготовлению всевозможных кремов для кожи лица и рук, косметических средств против веснушек и пятен, прыщей и угрей, средств для рощения и удаления волос, средств для удаления бородавок и мозолей; приготовление зубных полосканий и зубных капель. 100 косметических производств. По журналам Медицинского Совета и личным анализам собрал и составил Инженер-Технолог М. Михайлов. (Серия: Общедоступная библиотека доходных промыслов и производств). Одесса: Книгоиздательство А. А. Ивасенко, 1919. 28 с.; 21х14 см.

Подразделы: 1-06.

Автор-составитель инженер-технолог Михаил Михайлович Михайлов.

Сборник, включающий 100 рецептур парфюмерно-косметических средств.

 

 

 

 

 

Перейти к обзору литературы по парфюмерии

 

В раздел "Книгообмен"

 

Запахи в литературе

 

Интересные и курьезные факты о запахах

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2021