последнее изменение страницы 29.12.2023
Обзор литературы по парфюмерии (№ 22)В этом обзоре представляем подборку книг по товароведению, включающую раздел «парфюмерно-косметические товары». Товароведение - наука, изучающая потребительские характеристики продукции, а также факторы, которые их обеспечивают и определяют стоимость товаров. Целью данной научной дисциплины является изучение основополагающих характеристик товара, образующих его потребительскую стоимость. Парфюмерно-косметические средства лишь одни из многих объектов изучения этой науки. Потому целый ряд работ по товароведению непродовольственных товаров включает и раздел, связанный с этой областью легкой промышленности. Другое дело, что полнота и глубина изложения материала может варьироваться от пособия к пособию в зависимости от разных факторов. По этой причине, тем, кто решил связать свою жизнь с товароведением именно парфюмерно-косметических средств, стоит предварительно узнать о наличии соответствующей кафедры, уровне компетентности ее преподавателей, познакомиться с отзывами студентов того института (техникума), в котором он решил учиться. Вашему вниманию предлагаем три книги так или иначе связанных с товароведением парфюмерно-косметической продукции. Книга Шишкина Б. К. и др. переиздавалась еще два раза, здесь можно ознакомиться со всеми тремя ее изданиями.
Учебное пособие для школ торгово-кулинарного ученичества составлено Андрусевичем Д. А., автором почти двух десятков книг по товароведению. Вместе с Николаем Антоновичем Классеном он составил первый «Библиографический указатель по товароведению непищевых товаров» (1948). «Товароведение» содержит триглавы, последняя из которых «Парфюмерно-косметические товары» (с. 195-211). Здесь кратко дается представление об основных парфюмерных и косметических средствах (духах, одеколонах, мылах, кремах) и технологии их производства. Глава разбита на четыре части (парфюмерные товары; туалетное мыло; косметические товары; хранение парфюмерно-косметических товаров). Первые три части завершаются вопросами для самопроверки и повторения. Для каждого вида продукции в качестве примеров приводятся названия выпускаемых советской промышленностью парфюмерных и косметических средств. Цитата: «При низких температурах в духах и одеколонах обычно появляется муть. Появление мути является в данном случае результатом выделения части ароматических веществ, так как растворяющая способность спирта при низких температурах меньше. Если духи и одеколон доброкачественны, то муть должна исчезнуть при перенесении флаконов в теплое помещение».
Гуревич Б. С. является автором около двух десятков руководств по организации торговли галантерейными и парфюмерными товарами, а также монографий по товароведению. Вместе с Андрусевичем Д. А. выпустили учебник для торговых отделений кооп. училищ «Товароведение промышленных товаров», который переиздавался несколько раз. К некоторым книгам этих авторов мы еще вернемся в других обзорах. Предлагаемая вашему вниманию в этом обзоре работа совмещает в себе и традиционные для большинства таких пособий материалы по товароведению и рекомендации по организации различных форм сбыта парфюмерно-косметических товаров. В определенной степени данная книга и сейчас представляет интерес для всех, кто занимается торговлей не только через интернет. Цитата: «По содержанию душистых веществ духи делятся на три группы: А, Б и В. В группу А включаются духи, содержащие от 7,5 до 20% композиции и 35% настоев; к ней относятся духи Балет, Белая сирень, В космос, Воспоминание, Красная Москва, Кремль, Подарочные, Спутник, Шипр, Снежная фантазия, Эко, Россия, Новая Заря, Карпаты и др. Эти духи отличаются интенсивным и стойким запахом. К группе Б относятся духи, содержащие от 5 до 8% композиций, до 11% настоев и до 15% воды, следующих наименований: Амбра, Анютины глазки, Кармен, Цветок Грузии, Южные и др. В группу В входят духи, содержащие не менее 5% композиции, до 5% настоев и до 30% воды, следующих наименований: Анемон, Гвоздика, Ландыш, Маки, Сирень, Фиалка, Жасмин. По стойкости запаха духи делятся на три группы. К первой группе относятся концентрированные духи, у которых стойкость запаха должна сохраняться не менее 60 час., ко второй — не менее 40 час., и к третьей — не менее 30 час. Ко второй группе относятся в основном духи, которые по содержанию душистых веществ включены в группу А; к третьей — духи, включенные в группы Б и В. При этом следует учесть, что духи цветочных запахов, названия которых содержат прилагательное (Белая сирень, Серебристый ландыш и др.), отличаются запахом, наиболее приближенным к запаху цветка»
Как мы уже упоминали, учебник группы авторов во главе с Шишкиным Б. К. выдержал два переиздания, все три представлены в данном обзоре. Книга имеет сходную структуру с подобными учебниками – первое издание содержит три раздела, последний посвящен парфюмерно-косметическим товарам. Раздел состоит из трех глав (всего 20 с.): парфюмерные товары; косметические товары; туалетное мыло; упаковка, маркировка, приемка и хранение парфюмерно-косметических товаров. После первой главы приведен перечень вопросов для повторения прочитанного. Цитата: «Духи и одеколоны должны обладать приятным стойким запахом, характерным для духов и одеколонов каждого наименования. Флаконы с плечиками должны быть заполнены до уровня плечиков, а без плечиков — иметь воздушное пространство в размере 4% емкости флакона, так как с повышением температуры жидкость увеличивается в объеме и может разорвать флакон». Второе и третье издание незначительно перерабатывались с дополнением некоторых глав. Все три издания ориентированы на учащихся ПТУ, и потому информация в них не отличается полнотой изложения.
Андрусевич Д. А. Товароведение трикотажных, галантерейных и парфюмерно-косметических товаров: [Учебник для школ торгово-кулинарного ученичества]. М.: Госторгиздат, 1955 (16 тип. Главполиграфпрома Министерства культуры СССР). 213, [2] с., ил.; 23 см. Переплет. Тираж 20 000. Подразделы: 1-07. Автор Андрусевич Дмитрий Александрович. Учебник «Товароведение трикотажных, галантерейных и парфюмерно-косметических товаров» предназначен для учащихся специализированных групп школ торгово-кулинарного ученичества системы Министерства торговли СССР. В учебнике основное внимание уделено описанию ассортимента товаров, их свойств и требований к качеству, а также приведены краткие сведения об исходных материалах и производстве трикотажных, галантерейных и парфюмерно-косметических товаров. Учебник по товароведению трикотажных, галантерейных и парфюмерно-косметических товаров для школ торгово-кулинарного ученичества издается впервые.
Гуревич Б. С. Организация и техника торговли галантерейными и парфюмерными товарами. М.: Экономика, 1965 (Ленинградская типография №4 Главполиграфпрома Государственного комитета Совета Министерств СССР по печати). 171, [3] с.; 22 см. Переплет. Тираж 12 000. Подразделы: 1-07. Автор Гуревич Борис Самсонович. Данная книга предназначена для практических работников розничных торговых предприятий потребительской кооперации. В ней изложены номенклатура галантерейных и парфюмерно-косметических товаров, планировка и оборудование магазинов и специализированных отделов, торгующих этими товарами, организация товароснабжения, формирование ассортимента и изучение спроса населения. Большое внимание уделено хранению и подготовке товаров к продаже, организации рабочего места продавца, технике продажи, передовым методам торговли галантерейными и парфюмерно-косметическими товарами в потребительской кооперации.
Шишкин Б. К., Михайлова Г. Е., Самохина М. А. Трикотажные, галантерейные и парфюмерно-косметические товары. [Учебник]. М.: Экономика, 1964. (Ленинградская тип. №1 «Печатный двор» им. А.М. Горького «Главполиграфпрома» Государственного комитета Совета Министров СССР по печати). 254, [1] с.; 22 см. Переплет. Тираж 12 000. Подразделы: 1-07. Авторы: Шишкин Борис Константинович; Михайлова Галина Емельяновна; Самохина Мария Александровна. Настоящий учебник написан в соответствии с программой для школ торгового ученичества по товароведению трикотажных, галантерейных и парфюмерно-косметических товаров и предназначается для подготовки специализированных групп учащихся, а также может быть использован для самостоятельного обучения торговых работников. В учебнике дается характеристика основных материалов, из которых изготовляют указанные товары, сведения из технологии их производства, характеристика ассортимента, требования к качеству, упаковка, маркировка и хранение трикотажных, галантерейных и парфюмерно-косметических товаров. Спецредактирование учебника проведено доцентом Б. С. Гуревичем.
Шишкин Б. К., Самохина М. А., Косоглядов И. Я. Трикотажные, галантерейные и парфюмерно-косметические товары. Изд. 2-е перераб. и дополн. [Учебник для проф. техн. училищ]. М.: Экономика, 1970. (Ярославль: Ярославский полиграфкомбинат Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР). 333, [2] с.; 20 см. Переплет. Тираж 60 000. Подразделы: 1-07. Авторы: Шишкин Борис Константинович; Самохина Мария Александровна; Косоглядов Исидор Яковлевич. По сравнению с предыдущим изданием (1-е изд. 1964 г.) в учебнике значительно обновлен ассортимент описываемых товаров, введен раздел «Организация и техника торговли трикотажными, галантерейными и парфюмерно-косметическими товарами. В книге даются: характеристика сырьевых материалов, основы производства, классификация и ассортимент трикотажных, галантерейных и парфюмерно-косметических товаров. Особое внимание уделяется требованиям к их качеству, упаковке, маркировке и хранению. Учебник предназначен для торговых профессионально-технических училищ.
Шишкин Б. К., Самохина М. А., Королева С. И. Трикотажные, галантерейные и парфюмерно-косметические товары: (Товароведение). 3-е изд., перераб. [Учебник для проф. техн. училищ]. М.: Экономика, 1975 (Л.: Ордена Трудового Красного Знамени Ленинградское производственно-техническое объединение «Печатный двор» им. А.М. Горького Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли). 284, [4] с., ил.; 21 см. Переплет. Тираж 50 000. Подразделы: 1-07. Авторы: Шишкин Борис Константинович; Самохина Мария Александровна; Королева Серафима Ивановна. В книге даются характеристика сырьевых материалов, основы производства, классификация и ассортимент трикотажных, галантерейных и парфюмерно-косметических товаров. Подробно описываются требования к их качеству, упаковке, маркировке и хранению. В новом издании (2-е, 1970 г.) добавлена глава по организации и технике торговли этими товарами.
Перейти к обзору литературы по парфюмерии
Интересные и курьезные факты о запахах
|