последнее изменение страницы 29.12.2023
Обзор литературы по парфюмерии (№ 28)Очередная подборка из пяти изданий, посвященных теме парфюмерии, включает пять выпусков обзорной информации, регулярно издававшихся с конца 60-х гг. по начало 90-х. Многие из выпусков серии до сих пор несут на себе гриф «для служебного пользования» и выдаются на руки без права фотосъемки или сканирования для ознакомления с их содержимым, в особой небольшой комнате, имеющейся в каждой нашей центральной библиотеке, под бдительным надзором смотрителя зала.
Обзор «Новые синтетические душистые вещества и композиции – базы как сырье в отдушках для мыла и косметических средств» представляет результаты проведенных исследований НИИСНДВ, совместно с лабораторией фабрики «Свобода», введения в мыла и кремы ряда душистых веществ и их композиций. О том, какие изменения происходят с косметическими средствами при их хранении уже через несколько месяцев, в зависимости от введенных в них ароматизирующих отдушек, идет речь в этой работе. Кроме того, авторы кратко пересказывают имеющиеся в зарубежной печати сообщения на аналогичную тему. Цитата 1: «Гофман (ГДР) исследовал 1100 синтетических душистых веществ и эфирных масел; 75% из них хорошо сохраняются в мыле, но некоторые душистые вещества вызывают окрашивание и только 5% могут применяться в отдушках для белого мыла. Отдушки наиболее оригинальных оттенков, как правило, составляют из компонентов, которые в большей или меньшей степени сообщают мылу темную окраску. К таким душистым веществам относятся метилантранилат, изоэвгенол, мускус амбровый, экстракт дубового мха. Применение этих веществ требует специальной подкраски мыла, что затрудняет создание отдушек для неокрашенного мыла. Для отдушивания последнего рекомендуется использовать: амилацетат, амилсалицилат, цедрилацетат, цитронеллол, линалоол и другие продукты. Применение экстрактов эфирных масел придает отдушке стойкий запах, фиксирует ее, но может вызвать потемнение мыла. Поэтому лучше использовать масла, полученные перегонкой смол, бальзамов, так как они обладают более сильным запахом, чем экстракты, и вводить их можно в небольших количествах». Цитата 2: «Выбор типа отдушки для крема зависит от его назначения. В креме для лица отдушка должна маскировать неприятный запах сырья. Крем для лица обычно применяется в значительных количествах и иногда остается на коже продолжительное время, поэтому отдушка должна иметь легкий и освежающий запах. Наиболее популярны для этого типа крема цветочные отдушки. Для некоторых кремов, особенно для тех, которые используются в небольших количествах, применяются отдушки с фантазийным направлением запаха. В освежающих кремах рекомендуется использовать отдушки с запахом лаванды, розмарина и эвкалипта. Для кремов, содержащих гормоны, витамины и физиологически активные вещества, пригодны запахи с направлением розы, фиалки, ландыша. Хорошо сочетаются с основой крема многие эфиры: геранилацетат, бензилацетат, амилсалицилат и эленилацетат. Свежую ноту зелени придает отдушкам цветочного направления добавление в небольших количествах фолиона, неофолиона, мирценаля. Бергамотное, неролиевое и петигреневое масла, по мнению ряда зарубежных авторов, вызывают местную фоточувствительность. Поэтому желательно избегать их употребления в отдушках для фотозащитных кремов».
Светлана Ивановна Коральник, сотрудник НИИСНДВ, периодически выступала в качестве переводчика и автора обзорной информации, составленной по зарубежным изданиям на темы, связанные с парфюмерными композициями и душистыми веществами в данной серии брошюр. Мы уже представляли некоторые ее работы, здесь можно ознакомиться еще с двумя: обзором «Отдушки в современных косметических изделиях за рубежом» и, написанным совместно с Нейманом Л. Ю., «Производство синтетических душистых веществ, эфирных масел и парфюмерно-косметической продукции в Японии». В первом обзоре Светлана Ивановна рассказывает о текущем состоянии отрасли, производящей отдушки для парфюмерно-косметических изделий, задачах, решаемых использованием ароматических композиций, факторах которые нужно учитывать при их составлении и введении в парфюмерно-косметические средства, последних трендах и перспективах развития этого направления. Цитата 1: «За последние годы отношение к отдушиванию косметических препаратов существенно изменилось. Как показывает практика, приятный аромат, который придает отдушка готовому изделию, имеет большое значение, так как повышает его качество и эстетическое восприятие. Первое впечатление от косметического препарата часто бывает связано с его запахом, на который обращается не меньшее внимание, чем на другие свойства. Характер запаха отдушек во многих случаях определяет выбор потребителя, т.е. коммерческий успех изделия. Так, опрос, проведенный в США среди 800 женщин в возрасте от 16 до 64 лет, показал, что за главенствующую роль отдушки в шампунях отдано 32% голосов; в кремах и лосьонах − 37; в препаратах для ванн − 59; в дезодорантах − 36; в туалетном мыле – 43». Цитата 2: «Использование душистых веществ в косметических изделиях не ограничивается только эстетическим назначением. Некоторые душистые вещества (ментол, камфора) способны оказывать противовоспалительное и легкое анестезирующее действие. Присутствие в отдушках отдельных натуральных эфирных масел может способствовать проникновению через кожу биологически активных веществ, входящих в состав косметического препарата. Ряд душистых веществ обладает антиокислительными свойствами и потому может выполнять роль вспомогательных консервантов».
Второй обзор связан с анализом состояния производства синтетических душистых веществ, натуральных эфирных масел и парфюмерно-косметических средств в Японии. Обзор готовился в преддверии 7 Международного конгресса эфирных масел, который должен был проходить в Киото (Япония) 7-11 октября 1977 г. От нашей страны в этом конгрессе приняло участие менее 10 человек из разных научно-исследовательских институтов. Цитата 1: «Экономический кризис, начавшийся в 1973-1974 гг. в капиталистических странах, отразился на состоянии многих отраслей промышленности, в том числе и на промышленности душистых веществ. Следствием кризисной ситуации явились нехватка и удорожание многих видов сырья, используемого при выработке душистых веществ, повышение транспортных и других производственных расходов. В 1974 г. цены на международном рынке на натуральные эфирные масла возросли в среднем в 3-4 раза, а по отдельным маслам значительнее − в 8-12 раз. Высокие цены и сокращение поставок натуральных эфирных масел вызвали повышение спроса, в том числе и в Японии, на СДВ. Стремясь максимально обеспечить возросший спрос, японские фирмы значительно увеличили выпуск СДВ. За два года (1973-1974 гг.) выработка их возросла более чем на 2 тыс. т, т.е. почти на 40%, и достигла наивысшего уровня за последние десять лет. Но несмотря на увеличение производства спрос на целый ряд СДВ не обеспечивался полностью, особенно дефицитным был линалоол». Цитата 2: «Синтетический ментол в количестве примерно 300-330 т потребляется внутри страны в пищевой, фармацевтической, парфюмерно-косметической отраслях. На выработку зубных паст и других косметических изделий идет ежегодно 90-100 т синтетического ментола. В общем расходе ментола на производство зубных паст доля синтетического ментола составляет примерно 75%. В европейских странах и США для зубных паст применяют главным образом натуральный ментол. Экспорт синтетического ментола из Японии составляет приблизительно 200 т. В период нехватки некоторых натуральных мятных масел, например, масла из мяты кудрявой, увеличивается использование l-карвона. Его получают из лимонена в количестве 100 т в год».
В аналитико-статистической работе «Факторы экономического развития парфюмерно-косметической промышленности» проводится сравнительное исследование факторов, влияющих на рост производительности труда на основных парфюмерно-косметических производствах СССР. Для анализа используются статистические данные за 1970-1975 гг. и математические методы их обработки. Цитата: «Применение математико-статистических методов в парфюмерно-косметической промышленности позволяет производить более глубокий анализ экономических явлений, обеспечивает высокое качество планирования производственно-хозяйственной деятельности, способствует разработке эффективных методов управления производством и создает условия для автоматизации планово-экономических расчетов».
Пятая брошюра этого обзора «Опыт работы Московской косметической фабрики «Свобода» по снижению себестоимости продукции» интересна, прежде всего, с точки зрения истории развития производства – в ней, в том числе, выборочно приводятся сравнительные данные по выпуску продукции с 1913 и по 1976 гг. Описываются основные парфюмерно-косметические изделия, выпускаемые на момент издания работы. Рассказывается о последних достижениях в области механизации производства. Рассматриваются факторы, так или иначе влияющие на снижение себестоимости выпускаемой продукции. Цитата 1: «Московская косметическая фабрика «Свобода» является одним из старейших предприятий пищевой промышленности, здесь организованы производства: туалетного, мыла с поточно-механизированным процессом; глицерина, получаемого из подмыльных щелоков; косметических и гигиенических изделий, картонажных коробок». Цитата 2: «C января 1977 г. косметическая фабрика «Свобода» объединена с Московским тубным заводом, фабрикой декоративной косметики «Рассвет» и входит в состав Производственного объединения косметической промышленности».
Агафонова К. И., Бородина Г. А., Фросин В. Н. Новые синтетические душистые вещества и композиции – базы как сырье в отдушках для мыла и косметических средств. М.: Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований пищевой промышленности Министерства пищевой промышленности СССР, 1971 (Тип. ЦНИИТЭИпищепрома). 9, [3] с.; 20 см. Библиограф.: с. 11 (5 наим.). Обложка. Тираж 450. Подразделы: 1-06; 1-09. Авторы: Агафонова К. И., Бородина Г. А., Фросин В. Н..
В обзоре описывается работа, проведенная в парфюмерной лаборатории Всесоюзного научно-исследовательского института синтетических, и натуральных душистых веществ и исследовательской лаборатории фабрики "Свобода" по подбору и испытанию новых синтетических душистых веществ как сырья в отдушках для мыла и косметических средств.
Коральник С. И. Отдушки в современных косметических изделиях за рубежом. [Обзорная информация]. (Серия: Парфюмерно-косметическая и эфиромасличная промышленность). М.: Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований пищевой промышленности, 1977 (Тип. ЦНИИТЭИпищепрома). 31, [1] с.; 20 см. Библиограф.: с. 30-31 (23 наим.). Обложка. Тираж 450. Подразделы: 1-06; 1-09. Автор Коральник Светлана Ивановна.
В обзоре, составленном на основании зарубежных литературных источников, рассмотрены современные направления в разработке отдушек для различных косметических изделий. Отмечена тенденция к повышению содержания душистых веществ в шампунях, дезодорантах, зубных пастах и приведены составы некоторых композиций. Материал представлен ВНИИСНДВ.
Коральник С. И., Нейман Л. Ю. Производство синтетических душистых веществ, эфирных масел и парфюмерно-косметической продукции в Японии. [Обзорная информация]. (Серия: Парфюмерно-косметическая и эфиромасличная промышленность). М.: Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований пищевой промышленности, 1977 (Тип. ЦНИИТЭИпищепрома). 31, [1] с.; 20 см. Библиограф.: с. 29-30 (34 наим.). Обложка. Тираж 450. Подразделы: 1-07; 1-09. Авторы Коральник Светлана Ивановна, Нейман Лев Юрьевич.
Рассмотрены основные данные о производстве синтетических душистых веществ, натуральных эфирных масел, отдельных видов парфюмерно-косметической продукции в Японии. Сведения, приведенные в обзоре, могут представить интерес для работников отечественной промышленности в связи с подготовкой и проведением в октябре 1977 г. в Японии VII Международного конгресса по натуральным эфирным маслам. Обзор подготовлен сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института синтетических и натуральных душистых веществ.
Корчик Т. С., Осипова Н. А. Факторы экономического развития парфюмерно-косметической промышленности. [Обзорная информация]. (Серия: Парфюмерно-косметическая и эфиромасличная промышленность). М.: Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований пищевой промышленности, 1977 (Тип. ЦНИИТЭИпищепрома). 32 с.; 19 см. Обложка. Тираж 320. Подразделы: 1-07; 1-09. Авторы: Корчик Тамара Сергеевна, Осипова Надежда Александровна.
В работе рассматриваются экстенсивные и интенсивные факторы роста производства, методика количественного измерения удельного веса этих факторов в развитии парфюмерно-косметической промышленности. Анализируются формы интенсивного развития: фондоемкая и фондосберегающая, уделяется внимание обобщающему показателю использования основных фондов − фондоотдаче. Приводятся методика и расчеты комплексного пофакторного анализа рентабельности производства.
Осипова Н. А., Мхитарян Е. А. Опыт работы московской косметической фабрики «Свобода» по снижению себестоимости продукции. [Обзорная информация]. (Серия: Парфюмерно-косметическая и эфиромасличная промышленность). М.: Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований пищевой промышленности, 1977 (Тип. ЦНИИТЭИпищепрома). 31, [1] с.; 20 см. Обложка. Тираж 455. Подразделы: 1-03; 1-07. Авторы: Осипова Н. А., Мхитарян Е. А.
В обзоре описывается работа московской фабрики «Свобода», рассмотрены вопросы технического перевооружения, качества изделий, рационализации и изобретательства, а также проведен анализ себестоимости продукции.
Перейти к обзору литературы по парфюмерии
Интересные и курьезные факты о запахах
|