последнее изменение страницы 29.12.2023
Бальзамирование у древних египтян и в наше времяВ последнее время журналы и газеты в Европе так часто говорят об опытах делания новых мумий, что обозрение этого искусства должно быть занимательно для каждого читателя, который может, — от чего Боже упаси, — когда-нибудь умереть. Тело человека, как и всякое другое органическое тело, по смерти подвергается гниению. Обстоятельства, способствующие гниению, суть доступ воздуха, умеренная теплота, влажность, предшествовавшие болезни, некоторые яды, и так далее. Обстоятельства, препятствующие гниению, и средства, замедляющие его, суть значительный холод, сухой воздух, высокая степень сухой теплоты, винный спирт, хлор, дегтярная вода, дым, древесная кислота, креосот, мышьяк, сулема, уголь, разного рода составы, которые плотно пристают к поверхности тел, увеличивают гладкость и лоск, и прочая. Местные отношения той почвы или того пространства, в котором мертвое тело заключено, имеют большое влияние на его сохранение. Эти условия действуют трояко, — отвращая влажность, препятствуя доступу воздуха, и особенным образом. Желание сберечь тела умерших заставило древних Египтян обратить внимание на эти условия. Таким образом, родилось искусство бальсамирования, pollinctura, или conditura, balsamatio cadaverum, которое есть не что иное как приготовление мертвых тел, человека и животных, c тем, чтобы сохранять их от гнилости. Произведения этого древнего искусства получили в ХІІІ столетии название мумий. Следы бальсамирования встречаем у Скифов, Эфиопов и некоторых других народов. Эфиопский способ бальсамирования рассказан Геродотом: «Высушив труп, так ли как делают Египтяне, или как иначе, и обмазав весь гипсом, украшают живописью, стараясь, чтобы, как можно, быть он сходнее c живым. Потом ставят, его в пустую колонну, сделанную из стекла», и так далее [1]. Скифы бальсамировали тела своих царей таким образом: «Тело наващивают, разрезывают брюхо, вычищают его, заполняют изрубленным ситовником, благовониями, семенем петрушечным и анисовым, потом зашивают, и прочая [2]». Но все это не Египетское бальсамирование. Искусство, представляемое нам древними Египетскими мумиями, есть собственность одних Египтян. Все доказывает, что другим народам не был известен Египетский способ бальсамирования. Мумии, находимые в Мексике и на островах Атлантического Океана, засушенные тела, встречаемые в подземельях, или катакомбах, стран, прилежащих к Средиземному Морю, совершенно новы и как бы вчерашние в сравнении c древностью Египетских мумий. Во времена фараонов искусство бальсамирования было в полном совершенстве; но потом, начав мало-помалу упадать, пришло в забвение, и, наконец, вовсе потерялось. Причину этой потери трудно определить. Нет сомнения, что это искусство, предоставленное особенному классу людей, было ими сохраняемо в глубочайшей тайне, и от одних к другим переходило через предания. Незнание ли надлежащих правил, или небрежное их исполнение балсамировщиками, равнодушие ли, постепенно происшедшее, самого народа к этому предмету, или все три причины вместе, служили поводом к такому упадку, — оставляем нерешенным. Трудно также определить, в какое именно время прекратилось бальсамирование в Египте. Граф Келюc [Сау1us] относит это ко времени владычества Римлян над Египтом: следовательно, около времен Диодора Сицилийского оно уже там не существовало; однако ж по свидетельству Блаженного Августина еще и в его время, в первой половине V столетия, в Египте бальсамировали [3]. Наши сведения о Египетском бальсамировании заимствуются частию из исследования самих мумий, частию из исторических преданий. Я намерен изложить здесь одни исторические известия, для которых есть два главные источника, Геродот, древний, живший слишком за четыреста лет до Р. X., и Диодор Сицилийский, современник Юлия Цезаря и Августа. Только слегка и весьма кратко упоминают о мумиях Страбон и некоторые другие древние писатели. Геродот и Диодор оба были в Египте; но повествования их о приготовлении Египтянами мумий не во всем сходны c тем состоянием, в котором мы теперь находим мумии. Некоторые полагают, как Блуменбах, Гренвиль и другие, что оба эти историка не были при бальсамированиях и сами ни одной мумии не исследовали, а рассказывают только слышанное от других. Выписываем весь рассказ Геродотов, следуя переводу Г. Мартынова [4] «Для бальсамирования мертвых есть у них (у Египтян) особливые художники. Когда принесут к ним тело, они показывают деревянные образцы трупов, раскрашенные живописью, и образцом превосходнейшей работы почитают тот, которого имя здесь сказать почитаю непозволительным; потом показывают образец низшей работы, который дешевле первого; наконец, самый дешевый, и спрашивают, по какому образцу желательно принесшим труп, чтобы он был приготовлен. Договорясь в цене, принесшие труп уходят, а художники приступают к делу. Я опишу прежде способ превосходнейшего бальсамирования. Сперва искривленным железом сквозь ноздри вынимают мозг, который совершенно истребляют из головы частию таким способом, частию вливанием врачебных составов. Потом острым Эфиопским камнем разрезывают брюхо противу кишок, и всю внутренность из него вынимают. Очистивши брюхо, вымывают его пальмовым вином, и вытирают истертыми ароматами. После того, наполнив брюхо истертою чистейшею миррою, кассиею и другими благовониями, кроме ладана, опять его зашивают. Сделав это, кладут тело в селитру, в которой лежит оно семьдесят дней; долее держать его в ней не позволяется. По прошествии семидесяти дней тело омывают и обвивают нарезанными из тонкой пелены перевязками, обмаканными в камедь, которую большею частию употребляют Египтяне вместо клею. Тогда родственники получают тело обратно, делают деревянный ящик человеческой Фигуры, вкладывают в него покойника, и, заперши ключом, оставляют его в погребальном покое, поставив у стены стоймя. Таким образом приготовляют трупы по самой дорогой цене. Желающим иметь трупы попроще, для избежания больших издержек, они приготовляют следующим образом: наполняют посредством клистиров живот покойника кедровым маслом чрез задний проход, не вскрывая тела и не вынимая внутренности; только стараются, чтоб вливаемая в брюхо жидкость не выливалась назад, и кладут тело на определенное число дней в селитру. В последний день кедровое масло выпускают из брюха, и оно имеет такую силу, что вытягивает c собою все кишки и внутренность истлевшими. Между тем мясо cъедается селитрою, так, что от покойника остается одна только кожа и кости. После того отдают тело в таком состоянии тем, от кого получили, ничего больше не делая. Третий способ, которым бальсамируются тела для людей недостаточного состояния, состоит в следующем: вымыв обыкновенною чистительною жидкостью брюхо, семьдесят дней держат тело в селитре, потом отдают тому, от кого получили». То же, но c некоторыми изменениями, находим у Диодора [5], он упоминает об одном способе бальсамирования, который имел целию сохранить все черты покойника. Брюшный разрез производил прозектор, para chistes, немедленно за тем убегавший, потому что околостоящие видели в нем существо ненавистное и бросали в него камнями. Первый способ бальсамврования стоил, по Диодору, талант серебра (5400 Французских ливров, или 1200 Саксонских талеров), а второй двадцать мин (около 1800 Французских ливров) [5]. Геродот и Диодор, повествуя о Египетском бальсамировании, говорят, что тамошние бальсамировщики употребляли вещество, «добываемое из кедра», τό από τα κίίξου αειφχξ, которое Геродот называет также κεξ!ι, кедровое — масло в переводе Г. Мартынова. По словам Геродота, оно имеет силу выводить c собою кишки и внутренности истлевшими. Берреc[7] ясно показывает, что γ,ιίςίή Геродота есть не что иное как древесная кислота, acidum pyrolignosum; сверх других доказательств, он ссылается на одно место у Плиния[8], где этот знаменитый писатель излагает то, что теперь называют обугливанием дерева. «В Европе, говорит Плиний, добывают деготь из боровой сосны (teda, pinus sylvestris) в печах, которые снаружи со всех сторон окружены огнем. Сначала отделяется вещество водянистое; в Сирии называют его cedrium; оно так сильно, что в Египте употребляется для сохранения человеческих трупов.» Рейхенбах[9] показал, что древесная кислота, деготь и дым содержат в себе особенное вещество, имеющее в высшей степени свойство предохранять другие тела от гнилости. Это вещество, столь же древнее как и огонь, названо «креосотом»; в нем, по Рейхенбаху, надобно искать причину сохранения Египетских мумий. Геродот, говоря о превосходнейшем способе бальсамирования, считает непозволительным назвать имя деревянного образца этой работы: полагают, что это имя относилось к телу Озириса, Египетского божества [10]. Мы уже заметили, что повествование Диодорово не совсем сходно c Геродотовым. Диодор не говорит о выведении мозга сквозь ноздри. Бальсамирование у Геродота, происходит без посторонних свидетелей, напротив, по Диодору, оно совершается c торжественными обрядами и всенародно; при сем околостоящие бросают камнями в прозектора; ученый Цега (Zoega) старался согласить это разноречие [11]. Выше сказано, что желание сберечь тела умерших, заставило Египтян прибегнуть к бальсамированию; но основная причина этого желания заключалась в преданиях веры. Египтяне, по словам Геродота [12], первые ввели учение, что душа человеческая бессмертна. Душа останется при теле, пока оно цело; по разрушении тела она переходит в другое животное. Совершив странствие через всех земных, морских и воздушных животных, душа опять входит в человеческое тело, которое на тот раз родится; этот переход совершается в три тысячи лет. Каждый Египтянин желал избавить душу свою от этого тягостного странствования: каждый, следовательно, хотел, чтобы тело его по смерти осталось как можно долее сохраненным. Поэтому, вероятно, что обычай бальсамирования, во времена Фараонов, принят был всеми сословиями Египетского народа. В пользу этого мнения говорят три способа бальсамирования, описанные Геродотом. Из тех же преданий веры происходит обычай бальсамировать животных: кошек, крокодилов, а особенно, ибиса. Бальсамирование не могло иметь влияния на распространение анатомических сведений между Египтянами. Народ имел отвращение к вскрытию трупов; мы видели, как он преследовал трупорезателя, paraschistes; сверх того, самые приемы производивших брюшный разрез были весьма грубы в не могли вести к важным анатомическим результатам. В наше время бальсамирование предпринимается редко. Оно принадлежит к роскоши погребения и производится над трупами людей знатных и богатых. Невзирая на усовершенствование Химии, наше бальсамирование не станет наряду c Египетским, и сходствует c ним по одному имени. В прежних способах бальсамирования, из которых иные весьма сложны [13], главное место занимали ароматные и смолистые вещества. Новейшие, следуя за успехами Химии, обратили внимание на сулему, древесную кислоту и некоторые другие средства. Для бальсамирования избирается место прохладное, светлое и защищенное от насекомых. Если нет препятствий, то лучше приступать к бальсамированию спустя двадцать четыре часа по смерти. Конн [14] предложил следующий способ. Мозг, грудные и брюшные внутренности, вынутые из своих полостей, хранятся в сосуде, наполненном спиртовою жидкостию, в состав которой вводит значительное количество сулемы. Сердце кладется в отдельный сосуд c винным спиртом. В мягкие части спины, поясницы, груди и конечностей трупа делаются глубокие надрезы в длину. Три полости тела, равно и надрезы, предварительно вытертые насухо, вымываются крепким раствором сулемы в винном спирте; несколько этой жидкости вливают в полость рта. За этим кладут труп в сухую, узкую, но довольно глубокую ванну и поливают его крепким водянистым раствором сулемы (16 унций сулемы, 16 гражданских фунтов перегнанной воды, 1 фунт винного спирту, полторы унции нашатырю в столько же Кельнской воды); труп часто переворачивают, и по прошествии сорока восьми часов вынимают из ванны. Полости тела и надрезы, вытерши их полотенцами, вымывают древесною кислотой; часть кислоты вливают в рот. На это потребно 4 фунта древесной кислоты. Сделав это, втирают, в сказанные места порошок из селитры и камфоры; покрывают их Перуанским бальсамом, и наполняют ароматными и смолистыми веществами. Потом, сближают твердые части полостей тела между собою, мягкие соединяют посредством шва, а надрезы обтягивают узкими холщевыми лентами c пуговкой. Напоследок, на другом, чистом столе, вытирают труп винным спиртом и обвивают его снизу вверх повязками. Если время позволяет, то, до начатия бальсамирования, можно впрыскивать в боевые жилы лица и рук киноварь, растертую c эфирными маслами: через это, лицо и руки получат полноту и обыкновенный вид. Можно вставить искусственные глаза из эмали; лицо и руки покрыть прозрачным лаком. Особенный, новейший способ бальсамирования употребляет профессор Тракина (Тгасhіna) в Палермо. По его наставлению бальсамировали человеческий труп в тамошнем анатомическом театре. Это было в начале марта 1834 года. Того же года, 14 мая, осматривали этот труп при большом стечении зрителей: в нем не заметили никаких признаков разрушения; тело удержало свой обыкновенный цвет и гибкость; внутренности были сохранены [15]. Доктор Медицины ИВАН СПАССКИЙ
[1] См. «Историю Иродота», перевод с Греческого, Мартыновым, III, 24. [2] История Иродота, IV. 71. [3] Сравни Blumenbachs Uber Aegyptiche Mumien, S. 123-129 [4] Книга II, 86. [5] Sprengel's Geschicfate der Medicin, I, 97—98. [6] См. Крейцера Commentat. Herodote, I, 9. [7] Ueber die Holzsaure und ihren Werth, 1823, стр. 74 и след. [8] Historiar. Mundi lib. XVI, II. [9] Reichenbachs Das Kreosot, ein neu entdeckter Bestandtheil des gemeinen Rauches, des Holzessigs, etc., 1833. [10] Herodots Geschichte, ubersetzt von Dr. А. Schol, II, 86, примечание. [11] См. Commentationes Herodote, I, 20. [12]История Иродота, II, 123. [13] Rust’s Theoretisch-practisches Handbuch der Chirurgie in alphabeticher Ordnung, VI. Bd. Einbalsamiren. — Dictionaire des Sciences medicales. [14] Denkwurdigkeiten in der arctl . Praxis, 1, 324. [15] Frorieps Notiz. № 885.
(Библиотека для чтения. 1835, №12)
|