последнее изменение страницы 29.12.2023
О восточных розах и об открытии розовой эссенцииСлово отар, которым Арабы, Турки и Персияне называют розовое масло, не прибавляя к нему даже название цветка, есть слово арабское, и означает аромат, и вообще благоухание. Впрочем, не надобно смешивать атар или отар гюль с гюляб, розовой водой, которая просто делается из роз, перегоняемых с водою, посредством процесса очень известного восточным и европейским продавцам духов, и этот процесс есть только предварительное и необходимое приготовление для получения эссенции и действительно, перегнавши известным способом некоторое количество розовых листьев, на ночь выставляют розовую воду на воздух, и на другой день с нее снимается небольшое количество атари, или эссенции, застывшей на поверхности розовой воды. Легко понять, что количество эссенции зависит от качества роз; ширахские, керманские и кашмирские розы в особенности славятся, как это доказывают различные выписки, о которых мы будем говорить. «Ширахские розы, говорит Кемпфер, отличаются тем, что при дистиллировании дают масло, похожее на коровье, называемое атар гюль. Это масло продается на вес золота н ничто не может сравниться с его благоуханием; чтоб служить доказательством, что розы из Персеполиса самого горячительного свойства». Тот же путешественник говорит, что оскребки сандального дерева придают этому благоуханию запах еще сильнее; со всем тем прибавление этого дерева уменьшает качество и следственно достоинство и ценность эссенции. Употребление этого дерева более годно для состава пpocтой розовой воды, называемой сандали гюлаб, то есть, сандальная розовая вода. Прибавим, что по мнению Линнотена, сандальное дерево само по себе производит благовонное масло. В Кермане, по словам Олеариуса и других путешественников, розы растут в необыкновенном изобилии; из них делается вода, имеющая чрезвычайно освежающее свойство, и служащая для жителей важною отраслью торговли. Эти путешественники ничего не упоминают об эссенции. Самые же восхитительные розы на всем Востоке розы кашмирские, и Джорж Фостер ставит их на первом плане всего прозябающего. «Слава и красота этих роз, говорит он, давно уже вошли в пословицу на Востоке: эссенция или масло из них везде дорого ценится». Анкетиль дю-Перрон гораздо прежде Форстера сказал, что самые лучшие розы в Кашмире. Сирия, Файум и многие области варварийскнх владений обильны розами, из которых извлекают эссенцию, но гораздо низшего сорта нежели из персидских или кашмирских роз. Этот простой и известный на всем Востоке и на берегах западной Африки способ извлекать эссенцию, открыт не более двухсот лет. Некоторые называют его зеленым (Delibitos sum to oleo viridi. Пс. ХСII, 10). Это название чрезвычайно неопределенно, потому что многие масла бывают зеленого цвета, а розовая эссенция не всегда бывает зеленовата. Можно утвердительно сказать, что эссенция открыта в 1021 году эгиры (в 1612 нашего летосчисления). В Диване или алфавитном собрании од поэта Гавиза, часто упоминается о гюлаб (розовой воде) и ничего не говорится об атари. Точно также и в Гулистане и Бустане знаменитого Сади; в Зефер-Наме (Книга о победах), истории Тамерлана, автор ее Шериф-ед-Дин-Али, часто говорит о чудных благоуханиях, разливаемых на празднествах, даваемых татарским победителем и его детьми. О том же упоминается и в превосходном сочинении, содержащем верное и подробное описание всего Индустана, Аини Ахбери или толкователь великого Могола Ахбери, написанный первым визирем Абдул-Фазелом под непосредственным надзором этого знаменитого государя, друга наук и покровителя ученых, в главе под названием Устав о благовониях, находится исчисление благовоний, употребляемых государем, исчисление слишком подробное для того, чтобы не считать его очень достоверным. Розы являются тут в различных видах; но совершенно ничего не упоминается о розовой эссенции. Аини Ахбери написан, как видно из самого сочинения в начале различных эр в четырнадцатый лунный год царствования Ахбара, то есть, в 977 году эгиры (1559—70 нашего летосчисления) и следовательно сорока двумя годами прежде того времени, когда Лангле определяет открытие упоминаемой эссенции. Что касается до европейских путешественников, посещавших Персию и Индустан, описания которых прежде семнадцатого столетия были собраны Гаклунтом, Пуртассом, Ледебри, Мелхиседеком, Тевенотом, Бержроном, Чисгулем, Гариссом и другими, ни один из них не говорит о розовой эссенции. Некоторые упоминали только о розовой воде, как об очень приятном благовонии. История великих Моголов, написанная на персидском языке Мухаммедом Хашемом, любимцем Хашема Али, хана из Фамилии Низа-Мюльмюльк, и названного Тарихи-мунта-хебиль-любаб, (Извлечение или подлинный и достоверный перечень), быстро пробегает царствование Тимура и его потомства, и прямо начинает с царствования Бабура, который в 932 году эгиры (1552— 86 нашего летосчисления) покорил Индустан; она оканчивается 1130 годом (1677), царствованием Мухаммеда Шаха. В ней два раза упоминается о розовой эссенции самым положительным образом : 1) в главе под названием: «Брак принцессы Нур Джиган с жителем рая Джангира; изобретения и открытия царицы мира». Нет нужды замечать, что царевна Нури Джиган есть та самая знаменитая Мигриль Ниса (Солнце из женщин), которая внушила Джангиру сильную страсть. Она даже самовластно царствовала в продолжение шести месяцев и в честь ее выбили монету. Эта женщина, употреблявшая все средства, чтобы сильнее привязать к себе государя, сделала много нововведений в женской одежде и, неслыханная вещь на Востоке, создала, так сказать, моды. 2) Глава в истории великих Моголов под названием: «История седьмого года царствования (Джангира), и торжество нового года, великолепие которого ослепляет весь мир, соответствующий 1021 году эгиры», начинается следующими подробностями : «при начале благоуханного празднества нового года и седьмого года царствования Джангира мать (царевна) Нури Джигана поднесла ему извлеченную ею розовую эссенцию и он, найдя ее превосходною, удостоил назвать ее своим именем атар Джангиры (то есть, эссенция Джангира) и подарил царевне жемчужное ожерелье, стоившее тридцать тысяч рублей. Действительно, то было дивное открытие, и ничто не может сравняться с этим благовонием. Однако автор этого сочинения упоминает, что цена хорошей эссенции Джангла, до начала царствования Алешгир Эврензиб, простиралась до осьмидесяти рупий (около двухсот франков, три драхмы, одиннадцать тренов), между тем как в наше время, эта эссенция понизилась до осьми и девяти рупий.» Эта ссылка совершенно согласна с следующим параграфом, взятым из истории Индустана, написанной на английском языке по достоверным и многочисленным материалам, собранным автором с большим трудом и издержками в продолжение двадцатитрехлетнего пребывания в Индии. «Способ извлечения aтapи, говорит Гдедвин, был открыт в первый раз матерью Нури Джигана Бегюна. Атар есть благовонное масло из розовых листьев, всплывающее в самом небольшом количестве на поверхности дистиллированной розовой воды, пока вода еще не остыла; его снимают посредством кусочка хлопчатой бумаги, привязанной к палочке. Он имеет самый приятный запах из всех известных благовоний; запах его подобен благоуханию только что распустившейся розы. Император пожаловал изобретательнице драгоценное жемчужное ожерелье, и царевна Селима сюльтан вдова Axбаpa назвала эту эссенцию атар Джангири (эссенция Джангира)». Венецианский доктор Мануччи, в продолжение сорокалетнего пребывания в Индии, много рылся в тамошних летописях и составил замечательную историю, украшенную очень хорошею живописью в миниатюре. Это творение было переведено и сокращено Катру, под названием «Всеобщая история монгольской империи, с начала ее основания до наших времен». Между любопытными анекдотами, собранными Мануччи, один касается до открытия розовой эссенции. На одном празднестве, данном этой честолюбивой, хитрой и прекрасной женщиной, своему знаменитому супругу, были расточены все возможные удовольствия и наслаждения. Царевна приказала вырыть небольшой канал, наполненный розовой водой. Когда император прогуливался с супругою своею по берегам этого канала, вдруг они заметили, что на воде образовалось что-то вроде пены, плававшей на поверхности. Оказалось, что то была эссенция розовой воды, снова переварившаяся от солнца и, так сказать, соединенная в одно целое. Весь сераль признал это маслянистое вещество за самое дивное благоухание из всех известных в Индии. Впоследствии искусство старалось подражать произведению случая и природы. Эти подробности тем более достойны вероятия, что Мануччи приехал в Индию в царствование Шаха Джихана, сына и наследника Джангира. В это время еще можно было собрать подлинные и достоверные воспоминания о всех обстоятельствах, которым обязаны открытием розовой эссенции. Давно уже замечали, что она появляется на поверхности дистиллированной розовой воды, но в таком малом количестве, что никому не приходила мысль собирать ее. Открытие это, как и почти все открытия, кажется так просто, что невольно удивляешься, как первому химику не пришла мысль перегнать через куб розовые листья. Розовая эссенция не во всеобщем употреблении в Европе; одна унция ее стоит около семи рублей серебром.
(Библиотека для чтения. 1850, № 1)
|