последнее изменение страницы 29.12.2023

Г. В. СЕЛЕЖИНСКИЙ. Жасмины

«БРАТСКАЯ ЛЮБОВЬ»

Цветет жасмин. Зеленой чащей

Иду над Тереком с утра.

Вдали, меж гор — простой, блестящий

И четкий конус серебра.

Река шумит, вся в искрах света,

Жасмином пахнет жаркий лес.

А там, вверху — зима и лето:

Январский снег и синь небес...

И. А. БУНИН

 

По словам Паустовского, чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли. Поэтому пусть не покажется вам кощунственным вопрос — а о каком именно жасмине идет речь в стихотворении Бунина? Ведь жасмины бывают разные. Есть настоящие жасмины (Jasminum) из семейства маслинных — преимущественно вечнозеленые тропические лианы и кустарники, есть и жасмины садовые, а точнее, чубушники (Philadelphus), прозванные жасминами за некоторое сходство цветов, но особенно их аромата с настоящими.

Из двухсот видов настоящих жасминов в нашей стране обитают три. Из них жасмин отвороченный, или низкий, в диком виде растет у нас только на Дарвазском хребте, в Таджикистане, где находится самая северная точка ареала этого жителя Гималаев, внесенного в «Красную книгу» СССР. А жасмин обыкновенный, он же лекарственный, растет преимущественно в Закавказье, в долине же Терека попадается редко.

Диких чубушников у нас тоже можно встретить только три вида. Но два из них — тонколистный и чубушник Шренка — обитатели Дальнего Востока и на берега Терека попасть никак не могли.

Значит, остаются только чубушник кавказский и жасмин кустарниковый — оба они растут на Кавказе. Но «жаркий лес» над Тереком благоухал все-таки, по всей вероятности, чубушником: у жасмина кустарникового цветы пахнут слабо. Итак, в стихах Бунина описан не жасмин, а чубушник кавказский — стройный кустарник до 3 м высоты, не поднимающийся в горы выше 1800 м над уровнем моря, с ярко-зелеными продолговатыми листьями и кремово-белыми ароматными цветами.

Не менее душист и чубушник венечный, или обыкновенный, — самый популярный у нас из культурных «жасминов»: он встречается в садах и парках от Архангельска до крайнего юга Европейской части СССР.

Чубушник был любимым растением парнов — одного из сакских ирано­язычных племен: по свидетельству древнегреческого писателя Атенея, парны обсаживали чубушником свои кладбища. За способность корней растения плотно обвиваться вокруг корней соседних кустов оно было прозвано «братской любовью». Эти слова звучат и в научном имени всех чубушников, присвоенном им Карлом Линнеем: «филадельфус» означает в переводе «братолюбивый».

Русское же название «чубушник» филадельфус получил тогда, когда из Европы пришла к нам мода делать из его полых стволиков разные дудки, флейты и особенно чубуки для трубок.

Так же, как у сирени, среди обычных четырехлепестковых цветов чубушника венечного попадаются иногда пятилепестковые — найти их издавна считается счастьем. Это свойство растения обернулось махровостью в руках селекционеров, которые помимо многолепестковых форм вывели расы с бело-пестрыми и золотистыми листьями, а также кустики-карлики, образующие густоветвистые подушки или даже шары, но, к сожалению, почти никогда не цветущие.

Много сортов чубушника выведено в конце XIX — начале XX в. знаменитой фирмой «Лемуан» во Франции. Здесь в результате большой селективной работы были получены настоящие шедевры садового искусства, непревзойденные до наших дней. Особенно хорош сорт Горностаевая мантия с рекордным для всех сортов и даже видов чубушника сроком цветения — до 49 дней! Его свисающие ветви, усыпанные цветами, пахнущими земляникой, действительно напоминают королевскую мантию, сшитую из бело­снежных горностаевых шкурок.

Однако для нашей страны лемуановские сорта и многие последующие творения европейских и заокеанских цветоводов оказались недостаточно холодостойкими. Поэтому-то и появились у нас отечественные сорта чубушников: Звездочка, Эльбрус, Воздушный десант, Сергей Есенин, Арктика, Юннат, Карлик и даже Гном. Правда, последний не цветет, но его кустики, ростом чуть повыше метра, сплошь укрытые мини-листочками, очень эффектны: они похожи на «пуговицы», как бы пристегивающие к земле зеленый ковер газона. Это удачное сравнение принадлежит профессору Н. К. Бехову, селекционеру-дендрологу, автору большинства названных сортов. Они родились в Липецкой области — на Лесостепной опытно-селекционной станции, которую более 30 лет возглавлял Вехов. Ежегодно для наших садов и парков выращивают тут тысячи саженцев чубушников. Есть среди них и сорт Память о Бехове.

Среди прочих отечественных сортов надо назвать и еще один, выведенный И. В. Мичуриным и получивший название Эфиронос. Ведь из цветов (а также из листьев) многих чубушников можно извлекать душистое эфирное масло. Помимо парфюмерии, оно может найти и лекарственное применение, поскольку летучие фракции масла обладают заметным протистоцидным действием — убивают паразитирующих простейших. Ну а если зашла речь о практическом применении чубушников, то их высушенные цветы могут служить также средством от моли, а молодые листья (пахнущие у некоторых видов огурцами) — отменной приправой в салат.

«ЖАСМИНЫ ПОНЕСЛИСЬ ПО ВСЕЙ КОМНАТЕ»

Помада есть для губ и для других причин,

С духами скляночка: резеда и жасмин...

A. С. ГРИБОЕДОВ. Горе от ума

 

Неизвестно, как было во времена Гоголя (из «Мертвых душ» которого взято название этой главы) и Грибоедова, но сегодня около 7% выпускаемых в мире духов и одеколонов содержат эфирное масло из цветов настоящих жасминов, главным образом жасмина крупноцветного. В состав масла входят бензилацетат, линалилацетат, бензил­бензоат, бензиловый спирт, линалоол, небольшое количество евгенола, антранилата, жасмон, индол, фарнезол и некоторые другие вещества. Масло это очень стойкое, в фиксаторах не нуждается и служит в парфюмерных композициях не только для создания фона, но и в качестве основного запаха — например, в отечественных духах «Лель», «Киев», «Огни Москвы», «Белая ночь», «Ленинград».

Конечно, можно для этого воспользоваться и синтетическими веществами, пахнущими жасмином, — такими, как бензилацетат, жасминальдегид или, скажем, жасмин-9, представляющий собой смесь сложных эфиров. На синтетику приходится сейчас больше 80% всех душистых веществ, применяемых в парфюмерно-косметической, мыловаренной, пищевой и некоторых других отраслях промышленности. Однако химики пока еще не могут воссоздать всю полноту, звучность, бархатистость и, как говорят парфюмеры, оркестровку ароматов, присущих многим натуральным душистым веществам. Вот почему на парфюмерных фабриках только одного города Граса, где производят знаменитые французские духи, ежегодно перерабатывается 600 тонн цветов апельсинового дерева, 700 тонн лепестков розы, 800 тонн цветов жасмина. За килограмм жасминового масла в 1978 г. платили на международных рынках от 800 до 1400 рублей золотом.

Жасминовые плантации называют рудниками запахов. И труд на них не менее тяжел, чем труд рудокопов. Вот как описывает его советский журналист B. Ардатовский, посетивший «жасминовый берег» — узкую полоску земли между горами и морем в Калабрии (Италия), где расположены крупнейшие цветочные плантации: «Нет работы труднее. Для производства килограмма эссенции нужно оборвать 700 килограммов лепестков. Только ночью, когда крепок аромат. И вот в два часа ночи женщины выходят на плантацию, часто с детьми, и трудятся до рассвета, получая жалкие 500 лир (около 50 копеек) за килограмм лепестков. Приплата при этом — массовые простудные и ревматические заболевания.»

Кроме Италии, жасмин крупноцветный возделывают в промышленных масштабах в других странах Средиземноморья, в США, а в Советском Союзе — в Западной Грузии, где работы с этим кустарником были начаты еще в 1928 г. на Сухумской опытной станции эфиро­масличных культур. С одного гектара здесь собирают от 3 до 10 тонн цветов — до 110 миллионов штук! Специалисты станции разработали новый способ переработки жасминовых лепестков — метод динамической сорбции. Он позволяет получать из тонны сырья 3,5—3,8 кг эфирного масла — втрое больше, чем с помощью старого метода экстракции петролейным эфиром.

Все настоящие жасмины, как и чубушники, — прекрасные медоносы и очень красивые декоративные растения. В странах с субтропическим климатом они украшают беседки, стены, балконы, а в более северных районах — комнаты. Здесь чаще всего можно встретить жасмин индийский, или самбак, — одно из самых душистых комнатных растений, которое разводили в Китае еще задолго до нашей эры. Даже один распустившийся его цветок наполняет своим ароматом большое помещение, а запах цветов, оставленных в спальне на ночь, может вызвать головную боль. Особенно красива махровая форма самбака с белыми цветочками, краснеющими в конце цветения. Распускаясь один за другим, они украшают квартиру почти круглый год, с ранней весны до поздней осени. Впрочем, как советует один читатель журнала «Цветоводство» (1980, № 1), можно вызвать цветение их и зимой — для этого достаточно поливать растение... крутым кипятком, только, разумеется, не сверху, а подливая его в поддон: тепло от него, согревая корни, вызовет вспышку цветения.

Г. В. СЕЛЕЖИНСКИЙ

 

(Химия и жизнь. 1981, № 6)

 

 

Перейти к продукции

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2024