последнее изменение страницы 29.12.2023
Н. ЗЫКОВ. Индустрия ароматовРепортаж с парфюмерной фабрики «Новая заря» ведет специальный корреспондент журнала Н. ЗЫКОВ О парфюмерии и парфюмерах рассказывает директор парфюмерной фабрики «Новая заря» Алла Васильевна ГРИБИНА
Слово «парфюмерия» пришло к нам из Франции. Когда-то под ним подразумевали вещества, применяемые для благовонного окуривания. Сейчас этот термин неизмеримо более емок: он означает всевозможные сочетания душистых веществ, которые применяются ради приятного запаха, то есть главным образом для эстетических целей. Есть и другое значение слова «парфюмерия» — это отрасль знаний в области сочетания запахов и можно сказать, что парфюмерия сегодня это искусство, основанное на науке. Химия позволила искусственно воспроизводить запахи растений и создавать приятные ароматы, совершенно не встречающиеся в природе. Это делается путем смешения различных натуральных и синтетических душистых веществ. И делают это специалисты-парфюмеры. Парфюмер — человек редкой профессии. Он сочетает в себе блестящие знания химии и «обонятельную» память. Людей с такими качествами встречается много меньше, чем скажем, с вкусовой или музыкальной памятью. Учебных заведений, где бы готовили парфюмеров, не существует: путь парфюмера к своей профессии лежит через химический вуз, специальные курсы и многолетнюю практику, во время которой человек развивает в себе чувство обоняния до такой степени, чтобы запоминались не только запахи, но и нюансы этих запахов, ускользающие от нетренированных людей. Парфюмеров в каждой стране можно сосчитать по пальцам и частенько они знают друг друга даже за пределами своей страны. Парфюмер, создавая душистую композицию, держит в своей памяти ароматы около трехсот душистых веществ. Но этого еще мало: он знает, какие вещества можно смешивать друг с другом, а какие смеси несовместимы. Память на запахи, как и любая другая, требует непрерывной тренировки и в отличие от других памятей слабеет значительно быстрее. Парфюмеры это чувствуют даже в том случае, когда уезжают в очередной отпуск; иногда после отпуска им приходится вспоминать отдельные ароматы. Чтобы создавать парфюмерные композиции, то есть соединения душистых веществ с приятным ароматом, парфюмер должен обладать хорошим эстетическим вкусом, здоровым обонянием, развитой парфюмерной памятью, чувством парфюмерного анализа и синтеза. Это значит, что он, парфюмер, если не хочет терять профессии, должен вести строгую жизнь: закаляться, чтобы не иметь простудных заболеваний, особенно насморка, не злоупотреблять пищей, снижающей обоняние, практически не пить крепких напитков и ни в коем случае не курить, Основное «орудие производства» парфюмера — его собственный нос. И его он бережет больше, чем зеницу ока. ЗАПАХ И ЧЕЛОВЕКПриготовить парфюмерную композицию — дело сложное. Сложность — в природе взаимоотношений человека и запаха. Если с улицы войти в плохо проветренное помещение, в нос ударит неприятный запах. Но через несколько минут человек перестанет ощущать этот запах: организм привыкнет к нему — адаптируется. Давно известно, что если мороженое, например, отдушить одним ванилином, то в первые минуты оно будет приятным, затем запах станет менее приятным и даже будет раздражать, вызывая неприятные ощущения. Это происходит потому, что запах ванилина на всем протяжении не изменяется и не дает новых тонов или оттенков — «висит», «давит» на органы обоняния точно так же, как «давит» на слух одна и та же музыкальная нота, надоедает. Потом человек перестает ощущать этот запах. Эксперименты показали, что полное привыкание, адаптация, наступают тем быстрее, чем резче запах. K запаху йода, например, адаптация у человека наступает через минуту, а к запаху сыра — через семь-восемь минут. Чтобы чувствительность к этим запахам восстановилась, организму необходим на некоторое время отдых. Поскольку время адаптации органов обоняния к различным душистым веществам неодинаково, можно составить смесь душистых веществ так, чтобы организм адаптировался «по ступеням». Такая «ступенчатая смесь» из веществ с приятным ароматом доставляет потребителю наибольшее удовольствие. Надо заметить, что ученые давно уже доказали, что обоняние душистых веществ оказывает определенное физиологическое действие на организм, причем приятные. Нерезкие запахи в небольших концентрациях в воздухе оказывают на человека благотворное влияние. Есть даже термин «воздушные витамины» — так называют вещества, ароматом которых бывает напоен воздух лугов, садов и сосновых лесов. Однако как это ни парадоксально, природа запаха до сих пор по-настоящему не изучена. Сейчас существуют три гипотезы возникновения запаха и явления обоняния. Химическая гипотеза предполагала, что качество запаха и его интенсивность зависят от химического строения вещества. По этой гипотезе частицы душистого вещества, вступая в химическое взаимодействие с тканями обонятельной области организма, вызывают определенную реакцию центральной нервной системы, и человек ощущает запах. Физико-химическая гипотеза полагает, что частицы душистых веществ, соприкасаясь с органами обоняния, внутримолекулярными — электронными — вибрациями возбуждают рецепторы обоняния, которые затем вызывают резонансные колебания обонятельных нервов. Эти резонансные колебания воспринимаются как запах. Третья гипотеза — физическая. Суть ее сводится к тому, что внутримолекулярные вибрации душистых веществ рождают электронные волны, действующие на органы обоняния точно так же, как световые волны на органы зрения. Но эти гипотезы при всей кажущейся стройности имеют весьма существенные пробелы. Так, например, химическая гипотеза не может предложить единую теорию связи между химическим строением вещества и его запахом. B физико-химической гипотезе совершенно невероятно с физической точки зрения то, что внутримолекулярные вибрации вызывают ответные колебания именно на обонятельных нервах. А гипотеза физическая, или иначе — волновая, не подтверждается экспериментально: сегодня физики могут создать инфракрасные и ультрафиолетовые волны любой длины, но все попытки найти «пахучую» электромагнитную волну не увенчались успехом. Таким образом, парфюмер, работая над составлением парфюмерных композиций, занимается сплошной эмпирикой. ПАЛИТРА ПАРФЮМЕРАРассказывает руководитель парфюмерно-исследовательской лаборатории фабрики «Новая заря» Виктория Николаевна МЕРКУЛОВА.
Запахи, как известно, играют большую роль в эмоциональной жизни человека, и задача парфюмера — создавать композиции, аромат которых доставляет человеку приятные ощущения. Парфюмер — тот же художник, но в области ароматов, и его рабочее место — подковообразный стол с ровными рядами растворов душистых веществ — напоминает палитру художника. Флакончиков с душистыми веществами — триста. Многие из них, прежде чем попасть на этот стол-палитру, проделали сложный путь из Индии, Бразилии, Индонезии — из тех мест, где растут уникальные экзотические растения — поставщики душистых веществ. Кроме эфирных масел, бальзамов и смол различных растений, в палитре парфюмера обязательно есть синтетические душистые вещества и так называемое «животное сырье»: это «мускус» — содержимое желез мускусной кабарги, живущей в горах Сибири и Средней Азии, «бобровая струя» — парные железы бобра-самца, «цибет» — мазеподобное выделение особых желез цибетовой кошки, обитающей в Северной Африке и Азии, «амбра» — патологические выделения желудка кашалота. Любопытно заметить, что вводимые в парфюмерные композиции душистые вещества животного происхождения приятным ароматом не отличаются; бобровая струя, например, имеет затхлый запах аммиака а цибет — фекальный запах. Находясь в составе ароматической смеси, эти вещества выполняют роль катализатора запаха — повышают чувствительность органов обоняния человека к запаху композиции. Будучи по своему происхождению гормональными препаратами, они, как и гормоны, являются стимуляторами, или, как принято их называть, синергистами процессов. Механизм их воздействия на организм человека пока еще точно не изучен, но объяснение, по-видимому, следует искать в физиологии и, возможно, в эндокринологии, в физиологических и биологических процессах, проходящих в организма человека. Душистые вещества животного происхождения обязательно входят в состав духов, особенно дорогих, и по другой причине: они обладают удивительным свойством «сближать» запахи духов и кожи человека, подавлять запах кожи и делать запах духов как бы присущим коже данного индивидуума. Итак, парфюмер, зная все особенности душистых веществ, составляет композицию. Это длительный поиск, во время которого пробуются тысячи вариантов соотношения компонентов. Например, чтобы создать композицию модных в свое время духов «Белая сирень», точно воспроизводящих запах белой сирени, потребовалось весьма много времени, пока, наконец, не был найден состав из десяти с лишним ингредиентов. А бывают комбинации, состоящие из нескольких десятков компонентов. Так, например, композиция духов «Красная Москва» составлена из пятидесяти с лишним ингредиентов. ФЛАКОН ДУХОВИтак, композиция готова. Но это отнюдь не означает, что готовы духи или одеколон; кроме парфюмерной композиции, в их состав обязательно входят настои различных веществ растительного и животного происхождения, и их количественное соотношение в рецептуре определяет тоже парфюмер. Он определяет и процент разведения смеси спиртом. Надо заметить, что спирт для парфюмерии годится только самой высшей очистки — двойной ректификации. Он много чище того, из которого готовятся ликеро-водочные изделия: в водках и ликерах допустимо некоторое количество сивушных масел, а для духов и одеколонов даже следы «сивухи» в спирте губительны. Поэтому на фабрике проводится тщательный химический анализ не только душистого сырья, но и каждой партии спирта. C аптекарской точностью загружаются в баки составные части композиции и спирт. При этом существуют совершенно определенные порядки загрузки. После загрузки бака смесь тщательно перемешивается, и жидкость оставляется для отстоя и выстаивания. Выстаиваться духи и одеколоны могут от нескольких дней до нескольких месяцев. Во время этого процесса в жидкости происходят химические реакции, способствующие образованию «чистого букета». Созревшая жидкость по аромату сравнивается с эталоном, затем разливается во флаконы. Разумеется, на своем пути она проходит фильтрацию, чтобы не иметь посторонних частиц или мути. Процесс создания духов и одеколонов одинаков, и различаются они — духи и одеколоны — лишь по процентному соотношению душистых веществ. Учитывая, что духи предназначаются для отдушки, а не для дезинфекции и освежения кожи, в них содержится больший процент парфюмерной композиции и настоев. Одеколоны служат в качестве гигиенических средств, поэтому представляют собой водно-спиртовые растворы с меньшей концентрацией душистых веществ, и в них чаще звучит так называемая «цветочная нота», то есть цветочные ароматы, придающие ощущение свежести. Розлив духов и одеколонов — операция оригинальная, совершенно отличная от розлива вина или кефира. Ведется он с помощью вакуума и называется поэтому вакуум-розливом. Флакон присоединяется к специальному патрону, от которого отходят два шланга. Один — к вакуум-банке, сосуду, из которого выкачан воздух, другой — к бачку-питателю. Когда шприц патрона попадает в горлышко флакона, там образуется вакуум, и жидкость быстро течет во флакон, пока ее уровень не достигнет трубки, по которой из флакона откачивается воздух. Заполненный флакон работница плотно закрывает индивидуальной притертой пробкой и для большей герметичности смазывает зазор между горлышком и пробкой желатиновым клеем. Пробка дорогих духов еще обтягивается лайкой, изготовленной из бараньих или говяжьих кишок. Духи готовы — путь их лежит в магазин. И на всем пути от заготовки композиции и до укупорки флакона опытные парфюмеры много раз брали пробы, сравнивали их с эталоном данных духов, чтобы духи имели точный, только им присущий совершенно определенный аромат. Годами, десятилетиями сберегают ароматы духов и одеколонов парфюмеры. Так, например, сберегли они аромат духов «Красная Москва». Родились эти духи на фабрике «Новая заря» в 1925 году, а популярны до сих пор, и аромат их не изменился. Правда, на фабрику порой приходят письма, в которых покупатели жалуются на то, что по сравнению с довоенными сейчас духи «Красная Москва» не так пахнут и не такие стойкие. Такие жалобы неосновательны: духи не изменились, а вот потребители постарели. И с возрастом у них изменилась чувствительность к запахам. Кроме того, если они регулярно употребляли «Красную Москву», у них получилась определенная адаптация к этим духам. KAK ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДУХАМИ!Очень часто можно услышать, что «старые» духи или остатки духов во флаконе, которые долго простояли, пахнут лучше и более стойки. Это вовсе не означает, что свежие духи хуже сделаны: время выстаивания, о чем уже говорилось выше, повлияло на аромат и стойкость — духи стали выдержанными. Аромат духов зависит, как это ни покажется странным, от времени года и состояния организма. Обонятельное чувство у человека обостряется весной и летом, слабеет осенью и зимой. Это значит, что весной и летом следует душиться меньше, чем зимой и осенью. B теплом помещении со значительным скоплением людей аромат духов становится более резким, поэтому, собираясь идти в театр, на работу, в гости, лучше употреблять нежные духи с тонким ароматом и избегать духов с пряным запахом. При влажном воздухе подходят более крепкие или резкие духи, так как запах духов приглушается. На запах духов влияют запахи кожи человека, его волос, и парфюмеры, составляя композиции, обязательно учитывают это: для пожилых людей, у которых изменены с возрастом функции различных желез, готовятся духи с сильными запахами. Более нежные духи предназначаются для молодых. Надо заметить, что духи и одеколоны проявляют свой аромат лишь на чистой коже человека, поэтому не старайтесь очищать кожу одеколонами или туалетными водами, а наносите их на чистую кожу. Духи и одеколоны — растворы смесей душистых веществ в спирте, и лучше не наносить их в большом количестве на тело: кожа от этого сушится и раздражается, особенно у чувствительных людей. Кроме того, духи и одеколоны могут стать источником пятен и на коже и на одежде. Лучший способ употреблять духи — с помощью пропитанных духами небольших кусочков ткани, на которой хорошо духи держатся. Если такие кусочки ткани пришить к нескольким местам одежды с внутренней стороны, то под влиянием теплоты тела пары духов будут постепенно пропитывать одежду и отдушивать кожу. Запах, поглощаясь одеждой и кожей, станет более стойким и покажется тонким. Лучше всего запахи духов и одеколонов удерживаются мехом, шерстью и плюшем. Хуже держат аромат хлопчатобумажные ткани, а совсем плохо — шелк, вискоза и синтетика. B заключение несколько слов о том, как хранить духи. Чтобы они не выдыхались и не портились, рекомендуется держать их плотно закупоренными в коробках в прохладном месте; на свету и в жарком помещении они портятся. При очень низкой температуре духи могут помутнеть, а на стенках флакона даже образуются кристаллы. Бояться этого не стоит: достаточно таким «испортившимся» духам постоять недолго в теплом месте, и они обретут нормальный вид.
"Наука и жизнь" (1970, № 12)
|