последнее изменение страницы 29.12.2023

Война зрения с обонянием

Известно, что у тех видов животных, которым присущи зоркость и способность различать цвета, обоняние развито посредственно. И наоборот — хороший нюх зачастую сопровождается низкой остротой зрения и дальтонизмом. Человек — не исключение. Анализ показывает, что из той тысячи генов, которые отвечают у людей за обоняние, не работают около 60% (их называют псевдогенами). А вот у собак и мышей, которые, в отличие от нас, цветов не различают, обонятельные псевдогены составляют не более 20%. Группа генетиков-эволюционистов во главе с С. Паабо (S.Paabo; Институт эволюционной антропологии Общества им. Макса Планка, Германия) провела сравнительный анализ генов, которые отвечают за обоняние и зрение у высших и низших обезьян, населяющих как Старый, так и Новый Свет. Исследование подтвердило, что видам с развитым зрением присуще посредственное обоняние, и наоборот. Так, обезьяны Азии и Африки хорошо различают цвета, но около 30% отвечающих за обоняние генов у них не работают. В то же время у большинства видов низших обезьян Америки нет генов, отвечающих за восприятие цвета, зато из всех, связанных с обонянием, псевдогены составляют не более 20%. Не обошлось, впрочем, без исключений: южноамериканские обезьяны ревуны (Alouatta) воспринимают запахи и видят примерно так же, как азиатские и африканские приматы. Исследователи пришли к выводу, что зрительные способности у обезьян в Азиатско-Африканском и Американском регионах развивались независимо, но и там, и там этот процесс сопровождался утратой части обонятельных рецепторов. Эколог-эволюционист Н. Домини (N. Domini; Чикагский университет, США) высказал предположение, что такая природная «сделка» понадобилась из-за анатомических ограничений: зрительные и обонятельные области в коре головного мозга занимают весьма много места и потому не могут развиваться одинаково хорошо. Science. 2004. V.303. № 5658. P.621 (США); Public Library of Science. Biology. 2004. January. P.20 (США).

(Природа, №2, 2005)