последнее изменение страницы 29.12.2023
ПРЕДИСЛОВИЕ [Технология парфюмерии. М.: Пищепромиздат, 1949].В ряде отраслей повседневного обихода душистые, или пахучие, вещества играют весьма существенную роль. Например, трудно себе представить современный быт без туалетного мыла, одеколона, духов, многих косметических изделий, не говоря уже о безалкогольных напитках, многих кондитерских изделиях. Все эти продукты в качестве одного из характерных и качественных признаков обладают приятным запахом, причем весьма существенным являются своеобразность и большое разнообразие, которыми они отличаются в этом отношении. Сталинские пятилетки принесли нашей родине огромное развитие всех отраслей народного хозяйства, повышение благосостояния трудящихся и рост их культурных потребностей, а в связи с этим создались особо благоприятные условия для развития указанных выше отраслей. Отсюда возникла необходимость сформулировать, а в значительной степени и впервые создать научные основы применения пахнущих душистых веществ во всей совокупности вопроса. Если химическая сторона вопроса, т. е. получение душистых веществ из растительного сырья и методами синтеза, получила достаточно широкое развитие как в области теоретического обоснования, так и в производственной практике, то область рационального применения душистых веществ, т. е. теория создания полноценных и приятных композиций и смесей пахучих веществ до последнего времени сильно отставала от практики и потребностей. Предлагаемая вниманию читателя книга является первой попыткой восполнить существующий пробел, так как ни в отечественной, ни том более в зарубежной литературе до сих пор нет работы, которая достаточно ясно осветила бы вопросы теории создания запаховых смесей. Среди зарубежных изданий можно найти довольно много книг с многообещающими, на первый взгляд, названиями. Однако ни одна из них не выдерживает серьезной критики, так как фактически они содержат большее или меньшее число прописей, основное значение которых — рекламирование продуктов, выпускаемых определенной фирмой. Авторы этих книг выполняют фирменный рекламный заказ, а не обобщают или популяризируют производственный опыт. Только работникам советской промышленности представляется действительная возможность соединить в этой области теорию с практикой, изложить свой опыт для воспитания новых кадров п дальнейшего развития своей работы. К числу таких трудов относится книга Р. А. Фридмана, впервые поставившая вопрос о научных основах теории составления душистых композиций для промышленности. Автор делает попытку объяснить приемы составления парфюмерных композиций на основе сознательного и заранее намеченного создания определенных сложных ассоциативных впечатлений, включая их не только как единовременные, физиологические раздражения органов обоняния, но и как разделенные во времени сложные впечатления, зависящие от специфической летучести душистых веществ. Безусловно оригинальной и существенной частью книги Р. А. Фридмана являются главы, посвященные теории композиций. Идея использования для этого ассоциативных впечатлений, вызываемых обонятельными раздражениями, имеет свою историю. Но приводившиеся в литературе указания носят отрывочный и нецелеустремленный характер и относятся, главным образом, к психо-физиологическим исследованиям индивидуальных душистых веществ, а не сложных смесей, каковыми всегда должны быть парфюмерные композиции. Это первое положение, которое является принципиальным обоснованием, бесспорно доказано автором настоящей книги. Далее, вполне оригинальным теоретическим обоснованием составления сложных парфюмерных смесей душистых веществ является принятие автором аналогии (весьма осторожной и принципиальной) с музыкальными впечатлениями. По-видимому, следует отметить весьма существенное принятое автором выдвигаемой теории сопоставление простых слуховых раздражений, вызываемых, например, физически чистым звуком, с музыкальными впечатлениями, вызываемыми не только совокупностью основного тона с обертонами, но и совокупностью сложных звуков, составляющих аккорд, и впечатлениями от музыкальных (т. е. сложных) звуков в их последовательности, составляющими музыкальную мысль, или мелодию. Можно оспаривать в отдельных случаях принимаемую автором терминологию, а именно, следует ли пользоваться словами, принятыми в теории музыкальной композиции (гармония, мотив, мелодия и т. д.), или придумывать для этого новые слова, — от этого сущность вопроса не меняется, но, мне кажется, с большинством терминов, принятых автором, можно согласиться. Во-первых, потому, что эти термины не слишком специальны, а во-вторых, они в значительной степени характеризуют как совокупность, так и последовательность восприятий, дающих, в конечном счете, впечатление широко ассоциативного порядка. Поэтому мне представляется ценными и новыми исходные положения автора для разрешения всей проблемы создания парфюмерных композиций на научной основе; дальнейшее углубление намеченных автором путей приведет и к уточнению ряда моментов, намеченных пока несколько схематически. Второй особенностью книги Р. А. Фридмана надо считать построение технологически-рецептурной части. В отличие от огромного большинства руководств, затрагивающих область парфюмерных и душистых композиций, автор не дает простого сборника рецептов, найденных чисто случайным подбором. Автор систематически подводит читателя к получению нужных продуктов путем сознательного и последовательного оттенения или усиления желаемого эффекта, используя как сложность композиции, так и последовательность обонятельных впечатлений во времени (из-за различной летучести и силы обонятельных раздражений различных душистых веществ, вводимых в композицию). Таким путем автор дает читателю в руки метод построения композиций в зависимости от желания получить тот или иной эффект, а не навязывает готовый рецепт. В заключение мне хотелось отметить, что основные положения книги Р. А. Фридмана могут послужить толчком для дальнейшего изучения проблемы запаха в целом. Но, конечно, такая работа потребует совокупных усилий химиков и технологов промышленности душистых веществ и парфюмерных изделий, с одной стороны, и физиологов, изучающих высшую нервную деятельность, — с другой. Ряд поставленных Р. А. Фридманом вопросов представляет методический интерес и должен привести к разработке своеобразных и новых исследовательских приемов в получении душистых веществ и их смесей. Эта задача также может быть весьма плодотворной в теоретическом и производственном отношении. Новизна постановки Р. А. Фридманом вопроса о теории парфюмерной композиции, как основы технологического процесса, при дальнейшем ее развитии может привести к последовательному повышению всех показателей этой отрасли промышленности. 3/VI1948 г. Заслуженный деятель науки, доктор технических наук Проф. Б. Н. Рутовский
|