последнее изменение страницы 15.07.2023

Technologia perfumerii

Fridman R. A. Technologia perfumerii. [Tłumaczył Jerzy Pfanhauser] WPLiS: 1955, str. 362, [2]; format 17x24,5 cm

(Фридман Р.А. Технология парфюмерии. Пер. Ежи Пфанхаузер. Предисл. проф. Б.Н. Рутовского. Варшава: Изд-во "Легкая и пищевая промышленность" 1955. 362, [2] с., ил.; 17х24,5 см. Переплет. Тираж 2124.)

 

"W książce podane są naukowe podstawy techniki perfumeryjnej. W szczególności omówione są w niej surowce stosowane w przemyśle perfumeryjnym, teoria odczuwania zapachów i zasady tworzenia kompozycji perfumeryjnych, od najprostszych do najbardziej złożonych. Osobny rozdział poświęcony jest praktyce kompozycyjnej, tj. rozwijaniu umiejętności odczuwania zapachów."

"В книге даны научные основы парфюмерной техники. В частности, в ней рассматриваются сырье, используемое в парфюмерной промышленности, теория восприятия запахов и принципы создания парфюмерных композиций, от самых простых до самых сложных. Отдельная глава - посвященный композиционной практике, т. е. развитию способности чувствовать запахи»

 

 

 

 

 

 

Предисловие к польскому изданию 1955 г. ( браузерный перевод )

Среди многочисленных технических изданий в области химической и пищевой промышленности, которые за последние 10 лет появились на книжных полках, ощущается явное отсутствие книг в области парфюмерной промышленности. Этот пробел должен заполнить перевод книги Р. А. Фридмана, книги, по многим причинам полезной и для нашей молодой парфюмерной промышленности.

В народной Польше из собственных масличных растений мы уже производим целый ряд эфирных масел, используемых в парфюмерии, таких как масла мяты, кориандра, аира, королевского шалфея, голубой ромашки, сосны, пихты и т. д. Мы также располагаем собственными важными изолятами (натуральными душистыми веществами) и синтетиками (синтетическими душистыми веществами), такими как: ментол, линалол, линалилацетат, терпинеол, бифениловый эфир (искусственная герань), трихлорметилфенилкарбинилацетат (так называемый розинил) и другие. Однако большинство натуральных эфирных масел и искусственных ароматов как изоляты, лосьоны, смолы, резиноиды, фиксаторы животных и т. д. мы вынуждены импортировать из-за наших климатических условий.

Эти вещества являются необходимыми компонентами для создания собственных парфюмерных композиций, не прибегая к ввозу готовых зарубежных композиций. К сожалению, у нас пока нет хороших композиторов-парфюмеров.

У них не было возможности когда и где обучаться, поскольку существовавшие до 1939 года частные компании в значительной степени полагались на иностранные лицензии и рецепты.

В главах с IV по VIII своего учебника Фридман знакомит читателя с тонкостями и принципами создания ароматических композиций, основных цветочных "баз" и объясняет роль так называемых фиксаторов, экзалторов и сайнергентов. Он дает конкретные советы о том, как следует научиться различать отдельные запахи от самых простых до сложных композиций. Это очень интересный и ценный материал для наших молодых парфюмеров.

Далее в книге он дает обширную коллекцию рецептов парфюмерии, обычных и цветочных одеколонов, туалетных вод, композиций для мыла, порошков, кремов и даже композиций для пищевой промышленности, т. е. фруктовых эссенций и растворов для ароматизации табака.

В рецептах не раз четко указывается, какое масло следует использовать: натуральное или искусственное, абсолю или конкрет. Тем не менее, это дает композитору некоторую свободу в составлении набора и облегчает работу композитора-парфюмера, который всегда должен принимать в расчет большой разброс цен на отдельные ароматы.

Еще одним достоинством книги, имеющим практическое значение, является достаточно исчерпывающее описание физико-химических свойств природных и синтетических отдушек, что дает возможность лабораторно идентифицировать образцы и контролировать их качество.

Ценность книги в значительной степени повышается прилагаемыми в конце книги сопоставлениями (на шести языках) правильных названий натуральных ароматических веществ.

Информативными для наших производственных предприятий являются главы, в которых рассказывается о технологиях одеколона и парфюмерии, о способах приготовления настоев, измельчения сырья, замораживания и отверждения духов и вод, хранения эфирных масел, улучшения смоляных масел и т. д.

Следует ожидать, что этот перевод окажет большие услуги в работе инженерно-техническому персоналу наших предприятий парфюмерно-косметической промышленности и работникам тех отраслей производства, в которых вопрос ароматизации сырья (табачная промышленность) и вопрос о фруктовых эссенциях (сортовая водка, газированная вода, пищевые заменители и др.) актуальны.

Предисловие  1949 г. к переводному изданию 1955 г. (в обратном переводе на русский язык)

В повседневной жизни ароматизаторы имеют большое значение. Например, трудно представить сегодняшнюю жизнь без туалетного мыла, одеколона, духов, множества косметических продуктов, не говоря уже о безалкогольных напитках и кондитерских изделиях. Все эти изделия отличаются приятным запахом, отличаются определенной специфичностью и большим разнообразием.

Сталинские пятилетки обеспечили Советскому Союзу огромное развитие всех отраслей народного хозяйства, повышение жизненного уровня трудящихся масс и рост их культурных потребностей. Соответственно, созданы благоприятные условия для развития парфюмерной промышленности. Отсюда возникла необходимость систематизировать и в значительной степени создать научную основу для практического применения ароматических веществ.

Если химическая сторона вопроса, т. е. получение отдушек из растительного сырья и получение их методами синтеза, достигла достаточно высокой ступени развития в области как теоретического обоснования, так и практической переработки, то область рационального использования отдушек, т. е. теория создания полноценных и приятных композиций до последнего времени сильно отклонялась от практики и потребностей.

Книга Р. А. Фридмана - первая попытка восполнить существующий пробел, ибо в профессиональной литературе до сих пор нет работы, которая бы достаточно ярко освещала вопросы теории сопоставления ароматических смесей. Потому что, хотя среди зарубежных издательств можно найти довольно много книг с многообещающими на первый взгляд названиями, однако ни одна из них не выдерживает серьезной критики, поскольку они содержат только большее или меньшее количество рецептов, важной целью которых является реклама продукции данной компании. Авторы этих книг выполняют скорее корпоративный рекламный заказ, чем осуществляют популяризацию промышленного опыта. Только работники советской парфюмерной промышленности могут реально совмещать теорию с практикой, могут передавать свой опыт новым кадрам и тем самым способствовать дальнейшему развитию отрасли.

Р. А. Фридман в своей книге впервые дает научную основу теории сопоставления ароматических композиций для промышленности.

Несомненно, оригинальной и знаменательной частью книги Р. А. Фридмана являются главы, посвященные теории композиции. Идея использования для этой цели комплексных ощущений, вызванных обонятельными раздражениями, имеет свою историю. Однако встречающиеся в литературе подсказки носят спорадический и несогласованный характер и в основном относятся к психофизиологическим исследованиям отдельных ароматов, а не сложных смесей, какими всегда должны быть парфюмерные композиции.

Тогда совершенно оригинальным теоретическим обоснованием способа создания сложных парфюмерных композиций является принятая автором аналогия (очень осторожная и принципиальная) с музыкальными впечатлениями. Можно не согласиться относительно используемой в некоторых случаях автором терминологии, а именно, правильно ли использовать музыкальные термины (гармония, мотив, мелодия и т.п.) и следует ли создавать для этой цели новые термины. Суть вопроса не меняется, поскольку эти термины не слишком особенные, и, кроме того, они в значительной степени характеризуют как совокупность, так и последовательность идей, дающих в совокупности впечатление широко сложного порядка.

Поэтому мне представляется ценной и новая точка зрения автора на решение проблемы создания парфюмерных композиций на научной основе. Дальнейшее углубление путей, обозначенных автором, приведет к более строгому установлению ряда моментов, обозначенных пока несколько схематично.

Вторая особенность книги Р. А. Фридмана - технологическая разработка рецептурной части. В отличие от большинства учебников, охватывающих только область парфюмерных и ароматических композиций, автор не дает привычного перечня случайных рецептов, а систематически ведет читателя к получению нужных продуктов путем сознательного и последовательного затенения или усиления желаемого эффекта, используя как состав композиции, так и последовательность запаховых впечатлений различных ароматических веществ, вводимых в композицию. Таким образом, автор дает читателю способ создания композиции в зависимости от вкусов и желания получить тот или иной эффект, а не навязывает готовые рецепты.

В конце концов, я хотел отметить, что основные тезисы книги Р. А. Фридмана могут стать стимулом для дальнейшего изучения проблем запаха. Конечно, работа такого рода требует комплексных усилий химиков и технологов парфюмерной промышленности и парфюмерии, с одной стороны, и физиологов, изучающих нервные функции более высокого порядка, с другой. Ряд вопросов, выдвинутых Р. А. Фридманом, интересен также и в связи с методологией и должен привести к разработке оригинальных и новых методов исследования в области получения ароматических веществ и их смесей. Выполнение этой задачи может оказаться очень плодотворным с теоретической и промышленной точки зрения.

Современное и оригинальное изложение Р. А. Фридманом вопросов, касающихся теории парфюмерных композиций как основы технологического процесса, может в дальнейшем ее развитии привести к дальнейшему повышению всех показателей данной отрасли.


Заслуженный научный сотрудник доктор технических наук

проф. Б. Н. РУТОВСКИЙ 3, VI 1948 год

 А здесь предисловие к советскому изданию 1949

 

И сейчас книга Фридмана Р. А. «Технология парфюмерии» (1955) занимает одно из центральных мест в тематических собраниях книг польских любителей парфюмерии.

 

 

 

 

 

 

На страницу Фридмана Р. А.

 

Перейти к обзору литературы по парфюмерии

 

В раздел "Книгообмен"

 

Запахи в литературе

 

Интересные и курьезные факты о запахах

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2023