последнее изменение страницы 29.12.2023

Обзор литературы по парфюмерии (№14)

Пятерку 14-го обзора составляют издания небольшого объема, в мягких обложках.

 

Первым представляем, по своей сути, подборку разноплановых статей о роли запахов в нашей жизни и особенностей обоняния. Книга «Аромат больше, чем вкус» включает 17 глав, каждая из которых является самостоятельным, кратким, но завершенным обзором какой-либо темы, связанной с обонянием. Вероятно, они либо составлены по материалам различных зарубежных электронных ресурсов, либо представляют собой перевод тематических популярных заметок, объединенных в один сборник. В статьях упоминаются как различные современные зарубежные исследования, так и работы тех или иных античных или средневековых ученых, но никакой библиографии ни к отдельным главам, ни общей, в конце книги, не приводится.

С аналогичными сборниками мы встречались, заказывая на Озоне литературу по темам Ароматерапия, Подсочка, Фитонциды и т.п. Купленные издания представляли собой подборки тематических статей, составленные по материалам Википедии как русско-, так и англоязычной. Правда, они не были безымянными, как в данном случае, обычно их автором значилась дама с иностранной фамилией, и была ссылка, что материалом для выборки служат отвечающие ключевым словам статьи из народной энциклопедии. Отличительной особенностью подобных сборников был способ печати – «по требованию», т.е. тираж не указывался. Книга печаталась в единичном экземпляре под конкретного заказчика и потому была достаточно дорогой. В данном случае издание «Аромат больше, чем вкус» куплено в книжном магазине, его заявленный тираж всего 100 экземпляров. Авторы ни всей книги, ни представленных в ней статей не указаны, так же как и то, откуда были заимствованы вошедшие в сборник материалы.

Сборник содержит подборку небольших (по 3-5 стр.) обзоров, так или иначе связанных с обонянием и ароматами. Здесь есть заметки: о классификации ароматов; сырьевых источниках растительного и животного происхождения, используемых в производстве парфюмерии; об удивительных дефектах обоняния; коротко об истории парфюмерии от Древнего Египта до Эдмона Рудничка; о запахе металла и др.

Брошюра может быть интересна всем, кто интересуется подобными темами.

 

Вторая брошюра «Тонкости парфюмерии» включает три части. Авторами второй части стали все три заявленных в выходных данных автора, первую и вторую написала медицинский психолог Ирина Борисовна Орешникова. По форме – издание также больше похоже на сборник статей, объединенных темой «ароматы и их роль в жизни человека». Изначально задумывалось, что данное издание откроет серию книг с уклоном в психологию. Потому первое издание книги называлось «Ароматы и любовь. Книга 1. Тонкости парфюмерии» (2012). К сожалению, смерть основного автора не дала осуществиться этим планам. Поэтому во втором издании (2019) ссылка на предполагавшееся продолжение серии была убрана.

Первое и второе издания имеют незначительные отличия, сокращен список использованной литературы с 37 названий до 31 (исключены ссылки на некоторые уже неактивные электронные ресурсы).

Что касается направленности содержания сборника, то на нее повлияла профессия Ирины Борисовны. Последние пятнадцать лет автор вела тренинги личностного роста для женщин. Их целью было развитие и управление женским обаянием.

И. Б. Орешникова предлагает использовать ароматы для контроля и коррекции собственных моделей поведения (паттернов или ролей). Для этого рассказывается об одном из направлений неоюнгианской психологии. Читатель в общих чертах ознакомится с результатом синтеза теории архетипов К.Г. Юнга, сценарных моделей поведения Э. Берна и техникой «якорения», используемой в НЛП. В основе авторского тренинга И.Б. Орешниковой лежала разработка американского психотерапевта и последовательницы Карла Густава Юнга – Шиноды Джин Болен, которая выделила семь архетипов моделей женского поведения. Каждой из семи моделей условно соответствует образ той или иной древнегреческой богини: Артемиды, Афины, Гестии, Геры, Деметры, Персефоны, Афродиты. Все семь паттернов имеют свои характерные особенности и, так или иначе, присущи каждой женщине, но каждая ролевая модель наиболее эффективна в определенной ситуации. Поэтому для личностного роста, повышения деловой успешности, развития и контролируемого управления женскими чарами требуется, во-первых, понимание того, какие особенности присущи каждой из семи моделей; во-вторых, в каких ситуациях каждая из них наиболее успешна; в-третьих, научиться их осознанно демонстрировать. Далее идет процесс закрепления за каждой моделью поведения определенного аромата (семь архетипов-паттернов-ролей – семь различных ароматов), для каждой женщины это могут быть свои уникальные композиции. Использование того или иного аромата облегчает самоконтроль и позволяет, порой даже на бессознательном уровне, «не вываливаться» из выбранной роли или модели поведения, напоминает о поставленной цели и позволяет осознанно сменить поведение вместе с символической сменой аромата.

Таково, если коротко, мое понимание сути идеи использования ароматов в авторском тренинге развития и управления женским обаянием.

Ну а в остальных частях книги речь идет о различных эфирных маслах, их лечебных и косметических свойствах, о правилах создания и использования персональных душистых композиций.

Помимо троих заявленных в выходных данных авторов, некоторые статьи этого тематического сборника написаны другими лицами.

 

Составителем следующей книги значится А.С. Лихонин. В его активе множество разноплановых работ. Есть среди них справочные пособия по разведению кактусов; изготовлению мебели своими руками; благоустройству загородного дома; кровельным и жестяницким работам; резьбе по дереву; домашней сантехнике; скорняжным и кожевенным работам; ковке и чеканке; пошиву головных уборов; плетению интерьера своими руками и др. Большинство книг издано в период 1998-2001 гг в нижегородском издательстве «Времена». Характер работ и широта охвата тем, позволяет сделать предположение, что А.С. Лихонин занимал в издательстве какую-то руководящую должность и, скорее всего, под этими ФИО издавались компиляции различных авторов. Подобная практика, использовалась на рубеже 00-х, когда после кризиса 1998 г. и резкого скачка курса доллара издательствам, впрочем, как и авторам-переводчикам, нужно было экономить буквально на всем: от качества бумаги и до авторских отчислений зарубежным правообладателям.

Очевидно, что для составления книги были использованы преимущественно зарубежные источники и ряд отечественных журнальных публикаций. Для «доинтернетовского» времени работа представляла особый интерес. В книге целая глава посвящена ароматерапии.

В конце 90-х тема использования натуральных эфирных масел не только для составления композиций, но и для профилактики заболеваний, начала активно развиваться и наблюдался серьезный информационный дефицит. Книга вышла вовремя и гигантский, по нашим временам, тираж в 40 000 экземпляров очень быстро разошелся. На текущий момент данная книга не имеет уже былой ценности, скорее представляет собой исторический интерес. Невысокое качество бумаги и нечеткие черно-белые фотографии существенно снизили ее себестоимость тогда, и сказываются на букинистической стоимости сейчас. Книга поверхностная – обо всем по чуть-чуть. Автор делает попытки провести параллели между музыкой, живописью и парфюмерией. Стремится показать их единое начало, апеллируя при этом к работам XVIII-XIX веков. Ощущение от чтения книги – как прошелся по страницам интернета десятилетней давности, уже «не цепляет».

 

«А Вы хотите быть красивой?» - последняя книга Рудольфа Аркадьевича Фридмана. Она содержит небольшой заключительный раздел «Немного о парфюмерии» (с. 125-134). В нем дается общая информация о том, что такое духи, одеколоны и душистые (туалетные) воды, а также перечисляются марки духов с краткой характеристикой аромата и разбивкой представленных марок на 4 группы: по времени оптимального их применения (дневные и вечерние); для торжественных случаев; девушек и молодых женщин.

 

 

 

Аромат больше, чем вкус. Пер. с англ. Т. Яковлевой. (Серия: Зачем это есть?). СПб.: Страта, 2019. 94, [2] с.; 20х13 см. Тираж 100. ISBN 978-5-907127-21-0

Подразделы: 1-01; 1-02; 1-03.

Автор не указан. Перевод с английского Татьяны Яковлевой.

Обоняние – самая таинственная наша способность. Оно неуловимо, мы воспринимаем его как фон, но без запахов уходит сам вкус жизни.

Знакомый запах способен перевернуть сознание и спровоцировать мощный эмоциональный всплеск, запустив комплекс связанных с ним воспоминаний. Мы ежедневно наслаждаемся ароматами, не задумываясь о природе их возникновения и влияния на наше восприятие. Мы плохо знаем о том, как взаимодействует наше обоняние, вкусовые рецепторы, зрение и память, а ведь именно эти сложные комбинации создают то, что мы называем запахом.

Эта книга – путеводитель в мир запахов. Она рассказывает, как мы воспринимаем запах, где он формируется, какое влияние ароматы оказывают на нашу память и создают настроение, чем обогатить переживание собственного ароматического опыта.

После знакомства с книгой читатели никогда не смогут относиться к окружающим ароматам по-прежнему.

 

Орешникова И. Б., Кащенко Г. Ф., Солдатченко С. С. Тонкости парфюмерии. (Серия: Ароматы и любовь. Книга 1). СПб.: ИД Папирус, 2012. 150, [10] с.; 20х14.5 см. Библиограф. с. 147-148 (37 назв.). Тираж 1 000. ISBN978-5-91987-020-3

Подразделы: 1-02; 1-09.

Авторы: медицинский психолог Ирина Борисовна Орешникова, кандидат технических наук Георгий Феодосьевич Кащенко, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик Крымской академии наук Сергей Сергеевич Солдатченко.

Кроме заявленных авторов, отдельные статьи для сборника написаны Мариной Комовой, Анастасией Макряшиной, Еленой Чернышевой, Анной Малаховой.

В разном возрасте, с юности до весьма преклонных лет, у нас может возникать желание построить, упрочить или оживить отношения с любимым человеком. И все мы являемся свидетелями того, как некоторые люди, не обладающие совершенной красотой, тем не менее, удивительно притягивают внимание представителей противоположного пола. Является ли этот магнетизм и в наше время тайной за семью печатями, или все же можно узнать его секреты?

Для привлечения и удержания мужского внимания существует много приемов и «женских хитростей», но аромат человека воспринимается как выражение его внутренней сущности и имеет очень важное значение.

Прочитав книгу, можно на собственном опыте убедиться в том, какое влияние могут оказать ароматы духов и душистых композиций из натуральных эфирных масел на эмоции и состояние здоровья, и, как следствие, на привлечение и укрепление любовных отношений.

Кроме того, знания о женских ролях и некоторых жизненных сценариях могут помочь лучше осознать свои желания и облегчить пути их достижения.

 

Орешникова И. Б., Кащенко Г. Ф., Солдатченко С. С. Тонкости парфюмерии. (Серия: Ароматы и любовь). 2-е изд. СПб.: ИД Папирус, 2019 (Тип. Арт-Экспресс). 158, [2] с.; 20х14.5 см. Библиограф. с. 156-157 (31 назв.). Тираж 1 000. ISBN978-5-91987-020-3

Подразделы: 1-02; 1-09.

Авторы: медицинский психолог Ирина Борисовна Орешникова, кандидат технических наук Георгий Феодосьевич Кащенко, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик Крымской академии наук Сергей Сергеевич Солдатченко.

Кроме заявленных авторов, отдельные статьи для сборника написаны Мариной Комовой, Анастасией Макряшиной, Еленой Чернышевой, Анной Малаховой.

В разном возрасте, с юности до весьма преклонных лет, у нас может возникать желание построить, упрочить или оживить отношения с любимым человеком. И все мы являемся свидетелями того, как некоторые люди, не обладающие совершенной красотой, тем не менее, удивительно притягивают внимание представителей противоположного пола. Является ли этот магнетизм и в наше время тайной за семью печатями, или все же можно узнать его секреты?

Для привлечения и удержания мужского внимания существует много приемов и «женских хитростей», но аромат человека воспринимается как выражение его внутренней сущности и имеет очень важное значение.

Прочитав книгу можно на собственном опыте убедиться в том, какое влияние могут оказать ароматы духов и душистых композиций из натуральных эфирных масел на эмоции и состояние здоровья, и, как следствие, на привлечение и укрепление любовных отношений.

Кроме того, знания о женских ролях и некоторых жизненных сценариях могут помочь лучше осознать свои желания и облегчить пути их достижения.

 

Вы и Ваши духи: Выбор и применение. История и описание. Великие парфюмеры. Моды и тенденции. Ароматерапия. [Сост. А. С. Лихонин]. Нижний Новгород: Времена, 1999 (ГИПП Нижполиграф). 220, [4] с., ил.; 20х12.5 см. Библиограф. с. 221 (13 назв.). Тираж 40 000. ISBN5-89797-010-6

Подразделы: 1-02; 1-03; 1-07; 1-09.

Составитель А. С. Лихонин.

Из аннотации к книге: «Справочное пособие по основам подбора и применения духов всех стран и времен. Широкому кругу читателей».

Издание вышло в то время, когда интернет только начинал свое распространение в широких слоях пользователей, в сети еще не было столько и такого качества информации, как сейчас. Поэтому, для своего времени, представленная в книге информационная смесь была интересна. Сейчас сложно было бы назвать подобную работу справочным пособием. Просто - популярная книга на тему парфюмерии и роли ароматов в жизни человека.

 

Фридман Р. А. А Вы хотите быть красивой? [Худ. М. Г. Хазин]. Кишинев: Тимпул, 1982. 143, [1] с., ил.; 20х14 см. Тираж 100 000.

Подразделы: 1-07.

Автор химик-технолог, парфюмер Рудольф Аркадьевич Фридман.

В книге раскрываются секреты сохранения женской красоты и молодости на долгие годы. Женщины в ней найдут советы, которые помогут им выработать правильную осанку, легкую походку, избавиться от различных косметических недостатков.

Р.А. Фридман в популярной форме рассказывает о влиянии природных факторов на внешний вид и здоровье, рекомендует разнообразные средства для ухода за волосами, различными типами кожи лица и рук. В книге рассказывается о том, какими косметическими средствами и духами пользоваться в разное время суток и в различных случаях, рассказывается о новинках парфюмерии и косметики, приводится множество других полезных советов.

Рассчитана на широкий круг читателей.

 

Перейти к обзору литературы по парфюмерии

 

В раздел "Книгообмен"

 

Запахи в литературе

 

Интересные и курьезные факты о запахах

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2024