последнее изменение страницы 29.12.2023
Обзор литературы по парфюмерии (№ 26)
Одна из ряда поздних работ Алаева Б.С. была представлена в обзоре №24. Здесь предлагаем вашему вниманию одну из более ранних монографий Бориса Сергеевича, посвященную, на тот момент, новым способам извлечения ароматного начала из душистого сырья – экстракции и сорбции. Экстракционный метод основан на способности некоторых органических веществ как летучих, так и нелетучих, растворять в себе душистые вещества. Его преимущество – извлечение происходит при пониженных температурах и потому, в отличие от метода дистилляции или паровой перегонки, душистые вещества претерпевают наименьшие изменения от действия влаги и температуры. Этот метод в СССР использовался для извлечения из цветочного растительного сырья(например, азалии, мимозы, белой акации, магнолии, жасмина, розы, ириса, дубового мха и др.) конкретов или резиноидов с последующим получением из них обработкой этанолом масел абсолю. Метод сорбции основан на способности ряда пористых тел или тел имеющих большую поверхность, поглощать и удерживать пары, например, эфирных масел. Наиболее известным методом сорбции является анфлераж, менее известным – динамическая сорбция. Эти методы применимы к цветочному растительному сырью, которое, даже будучи сорванным, способно еще длительное время продуцировать эфирное масло, в результате протекающего в нем ферментативного процесса. Сорбционными методами извлекаются наиболее дорогие виды цветочных масел, например, из туберозы, белой лилии, белой акации, магнолии, жасмина, розы и др. Вот об этих относительно новых методах извлечения ценных душистых веществ, используемых в производстве дорогой парфюмерии, и рассказывается в этой книге. Цитата: «Способ экстракции был предложен Робике (Robiquet) в 1835 г. и нашел применение в различных отраслях промышленности, как, например, в маслобойной, в костеобрабатывающей промышленности, в лакокрасочном производстве, в дубильно-кожевенном и в целом ряде других производств. Впервые этот способ был применен для получения душистых веществ из растений в 1856 г. в Алжире Миллоном, который получил в результате своих работ продукцию высокого качества. В промышленном же масштабе этот способ был осуществлен впервые Руром (Roure) только в 1873 г. Несмотря на большой срок, прошедший с момента первого применения этого способа в производстве душистых веществ, он нашел сравнительно ограниченное распространение из-за некоторых особенностей, указанных в дальнейшем». Мы не нашли библиографических указателей литературы, целиком посвященных теме «парфюмерия», соответствующий раздел встречается в указателях смежной тематики (органическая химии, эфиромасличные растения, лекарственные растения и др.) или периодических изданиях, представляющих опубликованную на русском языке литературу за определенный отрезок времени.
Представляемая в этом обзоре брошюра Бардыгиной Л.Р. также имеет косвенное отношение к нашей теме, но в ней представлены издания по товароведению парфюмерно-косметических товаров, увидевшие свет с 1973 по 1979 гг. Любовь Романовна составила ряд аналогичных указателей литературы, связанных с повышением эффективности торговли. Эта работа – одна из них. Большинство книг этого указателя, отвечающие нашим критериям, будут (а некоторые уже стали) предметами наших обзоров. Цитата: «Выдвинутый В.И. Лениным лозунг "Учиться торговать" сохраняет актуальность и в наши дни. Умело торговать сегодня – это значит обеспечить дальнейший рост производительности труда и улучшение торгового обслуживания. Работать лучше и инициативнее, равняться на передовиков – к этому призывает, этого ждет от работников торговли партия».
Очередное пособие по товароведению парфюмерно-косметических товаров, написано Стриковским П.И. Оно мало чем отличается от аналогичных изданий, увидевших свет ранее, ни по форме, ни по содержанию. Цитата 1: «Для получения духов и одеколона применяются следующие производственные процессы: 1) приготовление настоев, 2) приготовление отдушки (композиции), 3) растворение отдушки в спирте, 4) перемешивание парфюмерной жидкости, 5) выстаивание (созревание) парфюмерной жидкости для получения однородного запаха, 6) фильтрация парфюмерной жидкости, 7) разлив во флаконы. Приготовление отдушки представляет собой наиболее важный процесс, так как отдушка определяет характер запаха духов и одеколона. Отдушка (композиция) уже известных запахов составляется парфюмером фабрики путем создания смеси из различных душистых веществ естественного и искусственного происхождения в различных пропорциях согласно утвержденной рецептуре. В результате этого композиция, приобретает определенный запах, приближенный к запаху цветка, травы (ландыш, сирень, свежее сено) или фантазийный запах (Ай-Петри, Красная Москва, Новая заря и т. п.). При создании же нового запаха парфюмер свободен в выборе составных частей отдушки (композиции); он составляет ее путем подбора тех или иных душистых веществ в том или ином соотношении». Цитата 2: «Цветочный одеколон содержит в своем составе не менее 3% душистых веществ и не менее 60% спирта. Тройной одеколон содержит не менее 1,1% душистых веществ (в основном цитрусовые масла) и не менее 59% спирта; он обладает сочным и свежим запахом, употребляется как дезинфицирующее средство после бритья и стрижки. Тройной одеколон разливается во флаконы емкостью в 111 и 222 см3, закрывается винтовыми колпачками из пластмассы. Душистая вода выпускается под названием Сирень, она применяется для тех же целей, что и тройной одеколон. В составе душистой воды 1,1% душистых веществ и 59% спирта, окрашивается она в сиреневый цвет и так же, как и тройной одеколон, фасуется во флаконы емкостью в 111 и 222 см3».
Составленная несколькими авторами, специалистами-технологами парфюмерно-косметических средств, брошюра «Парфюмерия-косметика» ориентирована на продавцов душистой продукции. В ней даются ответы на многие вопросы, часто задаваемые покупателями. Каждый из авторов брошюры освещает наиболее близкую ему тему. По этой причине пособие получилось информативным и, в большей степени, общие ее положения сохраняют актуальность до настоящего времени. Брошюра издана с целью продвижения продукции производимой на предприятиях Главного управления парфюмерно-косметической и эфиромасличной промышленности (Главпарфюмер) МПП СССР и, в определенной степени, выполняет рекламную функцию, но в нем все же больше текста и меньше иллюстраций. В следующем, 1953 г был издан рекламный каталог «Парфюмерия» в котором уже было больше картинок и меньше текста. Цитата 1: «Все душистые вещества, входящие в состав парфюмерных жидкостей, обладают способностью улетучиваться, или испаряться. Этим свойством и объясняется то, что наше обоняние воспринимает аромат духов или одеколонов. Мельчайшие частицы душистых веществ при испарении смешиваются с воздухом и вместе с ним при вдыхании попадают на слизистую оболочку носа. Раздражая нервы обоняния, они и создают ощущение запаха, которое мы получаем. Эфирные масла потому и называются так, что они обладают свойством легко улетучиваться, т. е. испаряться подобно эфиру. Таким же легко летучим веществом, как эфирные масла, и даже в большей степени является этиловый спирт. Он входит в состав духов и одеколонов в значительно большем количестве, чем смесь душистых веществ. Что же способствует испарению духов, помимо легкой улетучиваемости? Быстрота улетучивания спирта из парфюмерного изделия зависит от температуры и времени. Быстрота же улетучивания запаха зависит, кроме того, и от состава композиции. Испаряемость увеличивается с повышением температуры. Следовательно, чем выше температура, при которой пользуются духами или одеколоном, тем скорее они испаряются и тем быстрее исчезает запах. Парфюмерные жидкости, находящиеся в плохо укупоренных флаконах, также легко подвергаются испарению, особенно если они хранятся при высокой температуре. Парфюмерия в хорошо укупоренных флаконах при нормальных условиях сохраняется продолжительное время». Цитата 2: «Стойкость запаха зависит от подбора душистых веществ, введенных в парфюмерные изделия при составлении их композиции. Не у всех духов стойкость запаха одинакова. Многие имеют стойкость, значительно превышающую обычную. Однако некоторые духи, обладающие высокой стойкостью, притупляют обоняние быстрее, чем духи с нормальной продолжительностью запаха. Степень и быстрота утомления обоняния зависят от продолжительности воздействия, силы и характера запаха, а также от индивидуальных свойств человека. Обычно мы не ощущаем запахов, постоянно нас окружающих, наше обоняние уже не воспринимает их с той остротой, как любой новый аромат. Войдя в комнату, где находится букет свежих ландышей, мы тотчас же почувствуем их запах, но уже, примерно, через час-два наше обоняние притупится, и мы перестанем ощущать аромат цветов. Поэтому не всегда можно признать справедливыми жалобы потребителей на недостаточную стойкость запаха духов. В этих случаях следует рекомендовать покупателям временно пользоваться духами других запахов, чтобы дать обонянию отдохнуть от привычного аромата».
Одна из первых монографий Фридмана Р. А. после выхода второго издания его наиболее известного труда «Парфюмерия» (1955), в которой изложение материала ориентировано не столько на химиков-технологов, сколько на продавцов парфюмерно-косметической продукции. Данная работа перекликается с пособием, написанным коллективом авторов, изданным в 1952 г, «Парфюмерия-косметика» и в определенной части дополняет его. Следующее издание (1961) будет ориентировано уже на покупателей. Вступление к книге представляет краткую историю развития парфюмерии в мире и нашей стране. В книге упоминаются множество парфюмерно-косметических средств, производимых в то время на предприятиях СССР.
Алаев Б. С. Добывание душистых веществ из растений: Экстракция и сорбция. М.: Гизлегпром, 1933 (13 типогр. «Мособлполиграфа». 77, [2] с., ил.; 20х13 см. Библиогр.: «Литературные источники и материалы» с. 64 (8 наим.). Обложка. Тираж 2175. Подразделы: 1-09; 1-10. Автор Алаев Борис Сергеевич. Существует несколько методов извлечения душистых веществ из растительного сырья, и вполне понятно, что каждый из них обладает своими особенностями как положительного, так и отрицательного порядка. Практически применяются четыре основных метода переработки эфирно-масличного сырья, разнящиеся между собой технологически: 1) паровой способ, 2) механический способ, 3) метод экстракции и 4) сорбционный способ. Это разнообразие способов обусловливается различием в характере и свойствах сырья, к которому они применяются, а также задаваемым качеством конечного продукта. Описание последних двух способов извлечения душистых веществ из растительного сырья и составляет задачу настоящей брошюры.
Бардыгина Л. Р. [Соствитель]. Что читать продавцу галантерейных и парфюмерно-косметических товаров: Рекомендательный указатель литературы. (Серия: В помощь работникам торговли). М.: ЦНИИНТЭИторговли, 1979. 15, [2] с.; 20 см. Обложка. Тираж 2600. Подразделы: 1-07 Автор-составитель Бардыгина Любовь Романовна. Цель указателя – помочь работникам торговли, занимающимся продажей галантерейных и парфюмерно-косметических товаров, освоить профессию и совершенствовать свое мастерство. Вниманию читателей предложены материалы по экономике и организации торговли, торговым вычислениям, учету и отчетности, товароведению, торговому оборудованию, эстетике, этике и психологии в торговле, рекламе, технике безопасности. Расположение в разделах материала от общего к частному, от простого к более сложному. В указатель включены книги учебного и производственного характера, информационные издания, справочные материалы за 1973-79 гг. Отбор литературы закончен 15 августа 1979 г. В конце указателя дается алфавитный список литературы, включенной в данный выпуск.
Стриковский П. И. Парфюмерно-косметические товары. (Серия: Библиотека товароведа райпотребсоюза). М.: Изд-во Центросоюза, 1952. (М.: Тип. «Известий Советов депутатов трудящихся СССР). 62, [2] с.; 20 см. Обложка. Тираж 10 000. Подразделы: 1-07 Автор Стриковский Павел Исаакович. Цель настоящего пособия — помочь товароведам Райпотребсоюзов ознакомиться с ассортиментом парфюмерно-косметических товаров, их назначением, качеством, а также вопросами организации и техники торговли этими товарами. Книга состоит из двух частей: первая посвящена товароведению парфюмерно-косметических товаров, вторая — вопросам организации и техники торговли.
Макаров-Землянский А. Н., Похлебалова Л. П., Гамза В. Л., Рутовская Р. А., Фридман Р. А., Брахман М. В. Парфюмерия и косметика: [В помощь продавцу]. Министерство пищевой промышленности СССР. Главпарфюмер. М.: [б.и.], 1952 (Тип. «Гудок»). 78, [2] с., ил.; 21 см. Обложка. Тираж 27 000. Подразделы: 1-07; 1-12. Авторы: Макаров-Землянский Алексей Николаевич, Похлебалова Л. П., Гамза Владимир Львович, Рутовская Р. А., Фридман Рудольф Аркадьевич, Брахман М. В. Настоящая брошюра предназначена для торгово-сбытовых работников. Она содержит основные сведения о сырье, ассортименте, технике торговли и хранении парфюмерно-косметических товаров, вырабатываемых предприятиями Главпарфюмера.
Подразделы: 1-03; 1-07 Автор Фридман Рудольф Аркадьевич. Парфюмерно-косметические товары пользуются большим спросом у миллионов советских потребителей. Это обязывает продавцов хорошо разбираться в ассортименте, знать назначение, свойства и способы применения этих товаров, обладать известным вкусом и оказывать покупателям квалифицированную помощь при выборе товаров. Настоящая брошюра предназначается для работников прилавка. Она содержит основные сведения о сырье, ассортименте и способах применения парфюмерно-косметических товаров, вырабатываемых предприятиями парфюмерно-косметической промышленности.
Перейти к обзору литературы по парфюмерии
Интересные и курьезные факты о запахах
|