последнее изменение страницы 31.12.2024

  

Целебные растения

Фармацевтическая промышленность ежегодно выпускает огромное количество лекарственных препаратов. Среди них более тридцати процентов лечебных средств растительного происхождения. Тысячелетия растения кормят и лечат человека, и постепенно человеческий организм приспособился к целебному действию комплекса растительных биологически активных веществ. Природа синтезирует в растениях лечебные вещества, которые одновременно укрепляют защитные силы организма. И сегодня почти в каждой домашней аптечке рядом с аспирином или валокордином лежат пакетики с мятой, ромашкой и зверобоем. Иногда это дань модному траволечению, но в большинстве случаев такое сочетание продиктовано житейским опытом: растительные лекарства «мягче», чем синтетические препараты, и почти никогда не вызывают побочных действий.

Весной и летом за городом можно встретить людей, усердно собирающих целебные травы. Казалось бы, что плохого, если в доме будет запас той же мяты или липового цвета? Зимой, когда одолевают простуды, эти растения очень пригодятся. Беда в том, что свойственная человеку запасливость оборачивается форменным разбоем: травы вытаптывают, вырывают с корнем. Получается, что не столько сорвано, сколько испорчено. И не один год потребуется природе, чтобы восстановить разрушенное за час-другой, да и не всегда это возможно. Многие ценные виды лекарственных растений в результате хищнического сбора почти исчезли. Например, сейчас редко встретишь горицвет (адонис), который применяют при сердечных и нервных заболеваниях. Когда-то он рос целыми зарослями, а сейчас занесен в «Красную книгу». А разводить горицвет в культуре удается лишь с большим трудом.

Нельзя собирать лекарственные растения, не имея опыта, не научившись отличать одну траву от другой во всех тонкостях; похожая внешне трава может оказаться бесполезной, а то и ядовитой. Ведь даже самый хороший рисунок или фотография в специальной книге не всегда передают истинный вид живого растения.

Мало найти целебную траву, надо уметь и заготовить ее впрок. Неправильно высушенное растение может потерять свои свойства. Например, листья мать-и-мачехи, собранные в первой половине лета, сушат на открытом воздухе или под навесом при температуре 30-35 °C; ромашку аптечную — в тени при 35-40 °C; корни одуванчика заготовляют в августе — сентябре, промывают и сушат постепенно, сначала под навесом 3-4 дня, а затем — в специальных, хорошо проветриваемых сушилках. Эти и подобные сведения хорошо известны опытным сборщикам трав, однако мало кто знает, что, например, в горицвете при замедленной сушке образуется сердечный гликозид строфантин, которого в свежем растении почти нет. Алоэ становится адаптогеном только после того, как полежит долгое время на холоде. А корень валерианы лекарственные свойства приобретает после двухмесячного вылеживания на складе; некоторым растениям, используемым как слабительное, надо пролежать почти год, пока в них образуются антрагликозиды.

Отечественная фармацевтическая промышленность перерабатывает свыше 30 000 тонн лекарственных растений в год: прибавьте к этому все килограммы, собранные «для себя»,— цифры получатся весьма солидные. Какие же вещества растений лечат наши недуги? Назовем лишь главные, и в первую очередь алкалоиды. Именно они служат основой современной терапии многих болезней. Например, алкалоиды морфин и папаверин получают из мака снотворного, атропин — из красавки, пахикарпин — из софоры толстоплодной, эфедрин — из эфедры хвощевой. К слову сказать, лечебные свойства нынешних синтетических алкалоидов иногда уступают свойствам натуральных.

Большое количество природных соединений используют при изготовлении лекарств для лечения заболеваний сердца. Сердечные гликозиды извлекают из дигиталиса, строфанта, ландыша, желтушника русского и других растений. Синтезировать эти соединения удалось лишь в лабораторных усло­виях, фармацевтическая промышленность до сих пор работает на природном сырье.

Слабительные средства — антрагликозиды получают из сенны (александрийского листа), крушины, жостера, ревеня. Мята, тимьян, полынь, душица, можжевельник, береза, укроп и многие другие растения поставляют эфирные масла. Эти же растения успокаивают боль, стимулируют пищеварение, выделение мочи и пота. Близко к эфирным маслам по своему действию примыкают растительные антибиотики — фитонциды, подавляющие рост болезнетворных бактерий, грибков и простейших организмов. Фитонциды чеснока, лука, редьки, хрена, зверобоя, эвкалипта, тысячелистника используют при гриппе, катаре верхних дыхательных путей, ангине, воспалении десен.

В растениях синтезируются и дубильные вещества с противовоспалительными свойствами; горечи, возбуждающие нервную и пищеварительную системы; пектины и слизи, защищающие пищеварительный тракт от вредных бактерий; крахмал и клетчатка, регулирующие пищеварение; макро- и микроэлементы; органические кислоты и так далее. Из растений готовят около 80% всех маточных и кровоостанавливающих средств, свыше 70% отхаркивающих препаратов, 77% желчегонных и желудочных лекарств. Самые простые лекарства из растений готовят на природном растворителе — воде. В водных формах препаратов хорошо сохраняются биологические комплексы растений и так называемые балластные вещества — витамины, хлорофилл и другие, которые поддерживают активность основного соединения, дополняют или усиливают его действие. С помощью воды из растений выделяют алкалоиды, гликозиды, микро- и макроэлементы. витамины С, B1, В2, РР, пантотеновую кислоту, биофлавоноиды, биотин, холин, инозит.

Некоторые лечебные вещества не растворяются в воде, их можно извлечь только с помощью масел — оливкового, подсолнечного, льняного, кукурузного. В маслах растворяются витамины A, D, Е, каротины, каротиноиды, эфирные масла. В народной медицине масляные извлечения называют маслами, соответственно использованному растению (зверобойное, облепиховое, масло шиповника и т. д.), это неправильно — настоящее масло получают из прессованных семян соответствующих растений.

Наверное, здесь стоит сказать несколько слов о столь популярном сейчас облепиховом масле, вернее, о масляном извлечении целебных веществ из плодов облепихи, которое считают чуть ли не панацеей. Действительно, этот препарат содержит много каротина, .каротиноидов, токоферолов, ненасыщенных жирных кислот. Такое сочетание полезных веществ способствует быстрому заживлению ран, внутренних и наружных язв, эрозий, свищей, пролежней. Заметим, однако, что кустарные масляные препараты не могут заменить лекарства промышленного производства, так как концентрация биологически активных веществ в них ниже медицинской нормы. Готовят домашнее «масло» обычно в нестерильных условиях, поэтому оно может стать источником инфекции. Кроме того, на свету масляные препараты часто прогоркают, при этом в них образуются вредные соединения, и вместо ожидаемой пользы лекарство может принести вред. Особенно опасно облепиховое масло, купленное на рынке. Тут возможны всяческие фальсификации, за которые покупатель зачастую расплачивается собственным здоровьем.

И наконец, третий растворитель — винный спирт. Терапевтические дозы спиртовых настоек возбуждают нервную и пищеварительную системы, способствуют выделению пищеварительных соков, обеззараживают кишечник. Напомним, что эти препараты нельзя пить детям и больным гастритами, панкреатитом, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки.

Конечно, никому из нас не придет в голову самому делать аспирин или стрептоцид. Но лечебные травы мы завариваем сами; в аптеках не продают настои и отвары, хотя, несомненно, это было бы удобно для больного. Но пока такого нет, позволим себе дать несколько советов по приготовлению этих лекарственных форм в домашних условиях. Способ приготовления препарата зависит от того, какое именно биологическое соединение мы хотим извлечь из растения. Например, медвежье ушко, листья брусники или черники, корни валерианы лекарственной чаще готовят в виде отваров. Мелко нарезанные части растения нужно залить холодной водой, а затем кипятить 10—15 минут под крышкой на слабом огне или парить на водяной бане.

Водные настои готовят разными способами — горячим и холодным. При горячем способе почечный чай, липовый цвет, ромашку лекарственную надо измельчить, залить кипятком, кипятить 3—5 минут, потом настаивать около часа и, наконец, процедить. Или для более полного извлечения веществ, которые медленно растворяются в воде, измельченные цветочные корзинки календулы лекарственной, корни девясила высокого или листья березы заливают кипятком, ставят посуду в духовку и настаивают несколько часов. Получается так называемый напар, его можно приготовить и в термосе.

Холодные настои готовят в тех случаях, когда нужно извлечь биологически активные вещества, разрушающиеся при высокой температуре. Например, мелко нарезанный корень алтея лекарственного, лепестки василька синего, цветы боярышника заливают водой комнатной температуры и настаивают от 2 до 8 часов. Для более полного выделения полезных соединений применяют и смешанный способ: лепестки календулы лекарственной заливают кипятком и настаивают два-три часа без огня.

Иногда одни части растения, например, цветы боярышника, готовят в виде холодного настоя, а плоды этого же растения отваривают и после процеживания смешивают. Или растение заваривают как чай (например, цветы липы), настой сливают, осадок снова заливают водой и кипятят, а затем смешивают настой и отвар.

О вреде самолечения знают все, и все-таки при недомогании больной зачастую сам прописывает себе таблетки; ладно, если аспирин, а то ведь случается, что и антибиотики идут в ход. Но если к синтетическим препаратам отношение опасливое — все-таки химия, то лекарства из растений многие пьют почем зря, считая, что трава никакого вреда принести не может. Это неправильно, самолечение травами не менее опасно, чем самодеятельный курс антибиотиков, и чревато неприятными последствиями.

Возьмем, к примеру, болезнь желчного пузыря. В одних случаях она вызвана его вялостью и нужно растение, например, бессмертник песчаный, усиливающий его сокращения. В других случаях недуг сопровождается патологическим спазмом желчных протоков; тогда требуются другие травы: ромашка, мята.

Даже прием вроде бы безобидных слабительных лекарств — сенны, жостера, крушины — показан далеко не каждому больному. При колите и воспалении кишечника они усилят боли. Эти же растения, раздражая кишечник, могут вызвать обострение язвы желудка или двенадцатиперстной кишки. И таких примеров можно привести множество.

Врач, знающий фитотерапию, может подобрать лекарственное растение, которое лечит сразу несколько болезней. Это особенно важно для людей пожилого возраста, которые страдают сразу несколькими недугами. Например, если у больного язвой желудка или двенадцатиперстной кишки началась гипертония, то хорошо помогают боярышник, почечный чай, календула, девясил, череда, сушеница. При атеросклерозе и холецистите — желчегонные растения: барбарис, диоскорея, бессмертник, одуванчик, золототысячник, шиповник.

В народной медицине и фитотерапии популярны смеси лекарственных растений, так называемые сборы. У многих болезней не один, а несколько симптомов. Боли при язве желудка, к примеру, могут возникать от еды, изжоги, бессонницы. В то же время одно растение нередко оказывает свое действие на несколько болезненных проявлений. Ромашка, например, служит и противовоспалительным, и антиспастическим средством. Если возникла опасность кровотечения, к сбору добавляют тысячелистник, крапиву, при изжоге — лапчатку или кору дубовую. Все кажется вроде бы простым — добавил одно-другое растение, на самом же деле фитотерапия сложна, и прежде всего тем, что растения содержат вещества, полезные од­ному больному и весьма вредные для другого.

Конечно, при легкой простуде можно и не бежать в больницу, не выстаивать очередь на прием к терапевту, а заварить шалфей для полоскания горла, на ночь — чай с малиной, отвар липового цвета. Обычно врачи так и советуют поступать. Но серьезное заболевание одной фитотерапией не вылечишь. Настои и отвары действуют медленно, нужная концентрация лекарства в крови накапливается долго. Поэтому при острых случаях врач и назначает лекарства — индивидуальное вещество (возможно, тоже выделенное из растения) или синтетические препараты. И лишь спустя некоторое время, когда больному стало лучше, рекомендует «травку» — фитотерапию.

Фитотерапию нередко путают с народной медициной. Что у них общего и в чем разница? И фитотерапия, и народная медицина лечат растениями. Но фитотерапию назначает врач, изучивший течение болезни и особенности организма пациента. Лекарь же оценивает, как правило, лишь симптомы, зачастую не представляя себе всех особенностей болезни и возможности осложнений. Это не означает, что следует пренебрегать опытом народной медицины. Ведь примерно 30% современных лекарственных средств взято из медицины народной, которая знает в десятки раз больше целебных растений, чем их признано Государственной фармакопеей СССР.

Министерство здравоохранения СССР разрешило к применению во врачебной практике и для изготовления лекарственных препаратов около 300 видов растений, остальные, что называется, ждут своего часа. Мы обязаны сохранить все их многообразие. Потенциал ресурсов лекарственных растений необычайно велик — только высших цветковых 21 тысяча. И хотя нынешняя медицина использует огромное количество лекарственных препаратов минерального, животного и синтетического происхождения, спрос на настои, настойки и отвары не уменьшается. Подобно тому как мы охраняем и реставрируем памятники архитектуры, записываем народные песни, возрождаем забытые ремесла, нам следует изучать народные методы лечения. Хорошо, если этим будут заниматься не только специальные экспедиции, но и студенты-медики, выезжающие летом в отдаленные места нашей страны, туристы и все ценители народной медицины. И надо поторапливаться, пока еще живы старики из XIX века.

Доктор медицинских наук А. Д. ТУРОВА

 

«Трава та

вельми добра...»

Собирание трав раньше было своего рода искусством. Ждали «благоприятного расположения светил», собирали попостившись, вдали от жилья, где «не слыхать петушиного крику», сбросив одежду, даже выкупавшись в росе и прочтя заклинание. Да еще имея при себе заблаговременно выкопанный без помощи железа корень плакун-травы, отгоняющей, как известно, злое чародейство.

Представим себе нынешних заготовителей, выполняющих план в чем мать родила и заботящихся о том, чтоб траве «не было больно»... Или тех, кто с мешками калечат, словно бульдозеры, целые поляны ради наживы — уж они-то не будут «от многого брать немножко» и шептать заклинания.

Тем и хороши древние наставления, что их можно толковать различно. А когда толкуешь, поневоле становишься внимательнее. Петухов раньше не слыхать было там, где природа не задавлена человеком и цветет во всей силе. Там и надо брать травы, но прежде сбросить с себя грязь — телесную и душевную. Так что и раздевание, и купание в росе имели свой смысл, направленный к единению с окружающим миром. Об этом можно размышлять. А можно и кратко сказать: аутотренинг и добрый настрой в работе — большое подспорье.

Элементарными же сведениями о травах в старину обладали многие. Тут не требовалось особой науки («и собака знает, как травой лечиться»), люди не записывались к врачу из-за пустяка, устраняемого чаепитием.

Но где-то на пути научных достижений, борьбы с невежеством и продления жизни пробудилась в человеке, дотоле неплохо приспособленном к мелким напастям среды, беспомощность, привычка с каждым чихом бежать в поликлинику, требовать срочного вмешательства выдающихся специалистов и рецепта на сногсшибательные заграничные лекарства. Но так уж мир устроен, что всякое «чересчур» вызывает свою противоположность. Когда чрезмерное пристрастие к химиопрепаратам показало свои дурные стороны, столь же чрезмерно (и не всегда оправданно) взлетела потухшая было популярность фитотерапии. Оживились публикации; тиражи книг о травах не так уж малы — пятьдесят, полтораста, триста пятьдесят тысяч. А вот где они? Когда это было, чтобы врач не мог найти специальную медицинскую книгу? Ныне же он частенько просит ее у пациента.

Травы — не ядерная физика, они всем вроде бы понятны и доступны, только успевай сохранять да записывать в «Красную книгу». И пока специалист в узких шорах плановой тематики занят анализом действующего начала, скажем, фиалки трехцветной и все более дробит его на виолакверцитрин, флавоксантин, сапонины и прочее, умный дилетант в очередной раз убеждается, что иван-да-марья, сиречь анютины глазки, не просто приносит пользу, когда грудь заложена, а наипаче помогает людям, живущим в той местности, где собрано растение. Экологическая истина, отмеченная еще Парацельсом, но с тех пор основательно забытая и многими медиками, и пациентами, что рвутся за экзотикой.

Однако бывает иначе. Несколько упомянутых ниже советов и правил исходят от ревностного последователя парацельсовой экологической истины:

Наилучшее время сбора травы покажут пчелы. Брать надо растения там, где их много, а значит, условия для них хороши.

...Не надо отвар подогревать вторично. Лучше сделать концентрированный и разбавлять по мере надобности горячей водой.

...Березовый сок подогревать до 30—40 °C, но не выше. Собирать его из подрубленного нижнего сучка, а не травмировать ствол, и сок такой будет чище и слаще.

...Бруснику для сохранности замачивать в отваре собственных листьев. Земляника лесная в вареньях, пирогах, сушеном виде лечебного значения, увы, не имеет. Как и поджаренный корень цикория.

...Чтобы листья крапивы не чернели, сушить их надо на стебле, отделять потом.

...Редька с квасом перед обедом придает аппетит, как бы согревает и к тому же предупреждает некоторые болезни.

Или еще совет — о важности доброго настроя при приеме трав. А пропись от огорчительного мужского недуга дополнена наиважнейшим: «Перестань-ко, брат, водку пить, пиво да красные вина, пойдем на работу!»

В огороде возле дома автора этих советов Григория Ивановича Чеснокова на окраине Новосибирска «травки» растут как ни в чем не бывало, словно редиска или петрушка,— на грядках. От крапивы и одуванчика до девясила и родиолы розовой, которую и в тайге найти непросто. Составленный им календарь для сбора лекарственных растений (в условиях Западной Сибири) содержит около сотни названий — корней, ягод, трав.

Ну, а составы? А прописи? Уважаемому читателю, нетерпеливо интересующемуся рецептурами, остается напомнить то непреступаемое обстоятельство, что правила лабораторной и клинической проверки строги, а время на их исполнение долгое... И на деле получается, что заняться проверкой и оценкой собранных «неспециалистом» богатств народного опыта, идущих от тех самых «дедов из XIX века», просто некому. Бумаг по этому вопросу исписано много. Недостает другого — заинтересованной организации.

Пора ей появиться.

Врач В. ДАНИЛОВА

 

(Химия и жизнь. 1984, № 8)

 

Перейти к продукции

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2025