- Соборование — см. Елеосвящение. В
1895 г. вышел в свет большой том протоиерея М. Ф. Архангельского: "О тайне
св. елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения елеосвящения,
от установления таинства до издания нынешнего его "последования", с
подробным изъяснением сего последнего".
- Церковныя вести. Пасхальная утреня в Большом Успенском соборе в нынешнем году была совершена с обычной торжественностью. С 11 часов вечера весь собор был переполнен массой богомольцев; весь Кремль также был наполнен народом. У Царских врат согласно древнему уставу, были поставлены две курильницы с благовонным ладаном. (Московский листок - 19 апреля 1905 года.
http://starosti.ru)
-
Мироварение. Каждые три-четыре года Великим постом в Русской Православной Церкви совершается особый чин приготовления и освящения святого мира.
Начинают готовить его на Крестопоклонной седмице (в этом году
Крестопоклонная неделя началась 30 марта), а основной чин происходит в три
первых дня Страстной седмицы (ныне это - 21-23 апреля). Освящение нового
мира совершает Предстоятель Церкви в сослужении других архиереев в Великий
Четверг, за Божественной литургией, после того, как совершено освящение Святых Даров.
Святое миро используется в Православной Церкви для совершения таинств Миропомазания, а также для
освящения антиминсов и престолов храмов. В древности в Византии и России
святым миром также помазывали на царство православных государей.
Прежде традиционным местом приготовления святого мира в Русской Церкви была Крестовая палата в
Патриаршем дворце Московского Кремля, построенном в середине XVII века.
В XIV веке на этом месте стоял простой деревянный дом, в котором жил глава Русской Православной Церкви
митрополит Пётр. Он переехал в Москву из Владимира по приглашению князя
Ивана Калиты, с этого момента Москва стала духовным центром Руси, и все
митрополиты и патриархи жили в Кремле. Патриарший дворец с церковью 12-ти
апостолов построил патриарх Никон. Парадным залом в доме была Крестовая палата.
С упразднением патриаршества в 1721 году во дворце располагалась Московская
контора Священного Синода. А в 1763 году Крестовую палату приспособили для
варения святого миро. Сюда из упразднённой церкви Трёх святителей перенесли
специальный очаг, и с тех пор её чаще называют Мироваренной.
Сама печь сделана в виде креста, облицована она натуральным и искусственным мрамором. Внутри её – три
котла для приготовления мира. В ХIХ веке над печью установили деревянную
золочёную сень на восьми колоннах. В кокошниках сени помещены образы Троицы
Новозаветной, именуемой «Отечество», и 12 апостолов.
На Руси святое миро стали употреблять с принятием христианства. Церковь использует его в таинстве
Миропомазания, которое совершается сразу после таинства Крещения над всеми
православными христианами. Отсюда и поговорка: «Все мы одним миром мазаны».
До середины XV века Русь пользовалась миро, привезённым из Константинополя, став самостоятельной,
Русская Православная Церковь стала сама приготовлять его. По постановлению
Московского собора 1675 года мироварение совершается только в Москве и
отсюда по мере необходимости миро рассылается по всем епархиям и приходам.
В разное время в состав миро входило от 40 до 75 составляющих. Основу его составляет елей – оливковое
масло высшего качества. Добавлялись к нему разные виды ладана, мастика,
богородичная трава (чабрец), фиалковый и имбирный корень, кардамон,
мускатное, розовое, лавандовое, гвоздичное, лимонное масла, и многое другое.
Сам торжественный чин мироварения начинался в Великий Понедельник и заканчивался в Великую Среду
вечером. Совершал его обязательно иерарх в сане не ниже епископского в
сослужении духовенства. Пока варилось миро, читалось множество молитв, и в том числе все четыре Евангелия.
Готовое миро помещали для охлаждения в серебряную кадь, которую ещё в 1767 году подарила императрица
Екатерина II. Её крышку венчают позолоченные фигурки пророка Самуила, разливающего елей на голову царя Давида.
На следующий день, в Великий Четверг, крестным ходом сосуды с миром переносили в Успенский собор для
освящения. Здесь находился прекрасный сосуд, алавастор, в котором хранилось
древнее миро. (Это древнее миро по капле добавляют во вновь сваренное,
освящая его). Он был привезён на Русь из Константинополя.
Далее миро хранилось в алтаре Успенского собора, позже – в алтаре церкви 12-ти апостолов в Патриаршем
Дворце. Для него императорами Павлом I и Николаем II было приказано изготовить специальные серебряные кувшины.
Чин мироварения совершается и в наши дни, также один раз в три-четыре года. Но не в Кремле, а в Донском
монастыре, в его Малом соборе. Здесь находится современная мироваренная
печь. Освящение мира происходит в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. (По материалам сайта
alliluya.ru/)
-
В Бельгии замироточила икона Николая Чудотворца.
В Бельгии в русском храме города Антверпен замироточила икона
святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Как сообщили в пресс-службе Брюссельско-Бельгийской архиепископии
Русской православной церкви, первые признаки мироточения были
замечены прихожанами во время богослужения в воскресенье, 16 июля.
На лике святого, у правого ока, появились две прозрачные капли, из
которых образовалось два ручейка прозрачной маслянистой жидкости, по
виду напоминавших течение слез. Вслед за этим каплями, как росой,
покрылся весь омофор святителя Николая, и на глазах верующих с иконы
потекли тонкие струйки мира, издававшего ощутимый благовонный
аромат.
После литургии настоятель храма отслужил у иконы молебен с акафистом
святому Николаю Угоднику, причем во время всенародного пения
продолжалось обильное мироточение. При этом на других соседних
иконах, сделанных из такого же материала, признаков мироточения
обнаружено не было, уточнили в пресс-службе.
В последующие дни капли мира на иконе и благоухающий аромат стали
постепенно исчезать, возможно, в результате прикосновения
многочисленных паломников из Бельгии и соседних стран, приехавших
помолиться перед образом, сообщает "Интерфакс". (26.07.2006
http://esoreiter.ru/)
-
Святейший Патриарх Кирилл
совершил чин освящения мира. 16 апреля 2009, в четверг
Страстной седмицы, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил в
кафедральном Богоявленском соборе чин освящения мира.
Перед началом священнодействия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
обратился со словом к собравшимся богомольцам.
Он, в частности отметил: "По молитвам Церкви, благословением Патриарха и сонма иерархов
освящается благовонная жидкость, специально приготовленная из библейских
благоуханий, обретая великую и благодатную силу: благодать Божия, силой
Святого Духа прикасается к этому веществу. И когда после Крещения новый
член Церкви помазывается этим святым миром, то на него нисходит
благодать - та благодать, которая в день Пятидесятницы сошла на всю
Церковь.
Через помазание святым миром каждый из нас проходит через свою Пятидесятницу. Замыкается некая
связь между человеком и Богом, и именно по этому духовному каналу и
сообщается нам Божественная благодать, которая немощная врачует и
оскудевающая восполняет. Этим же святым миром помазывались на
царство цари. Этим же святым миром помазывается святой престол после
освящения храма.
Святое миро есть вместилище благодати Божией. И сейчас мы прочитаем завершительные
молитвы на освящение мира и благословим сие вещество. Вы же все
молитесь, чтобы Господь ниспослал благодать Духа Святого на всех нас -
на Церковь Русскую, на страну нашу, на народ наш и на всех, кто с верой
и надеждой взывает ко Господу, прося Его помощи и милости. Аминь".
(Служба коммуникации ОВЦС)
|
- Приготовление к мироварению. Вчера в особом помещении при мироваренной палате - в лаборатории было слито из шестнадцати сосудов масло, настаивавшееся со Среды, 20 марта,
для приготовления мира на благовонных веществах: стираксе, ладане, розовых
цветах, траве базилике, кардамоне, фиалковом корне, имбире и росном ладане.
... В гущу от благовонных веществ было влито белое вино: сосуды были
поставлены на плиту, в которой поддерживается огонь и будут находиться здесь
до понедельника Страстной недели. [...]
Для участия в мироварении епархиальным начальством назначено до ста человек
белого и черного духовенства, которые будут мешать миро, читать св.
Евангелие, а в Великий Четверг будут нести в крестном ходу миро из
мироваренной палаты в Успенский собор для его освящения. [...] (Московский листок - 15 (02) апреля 1902 года.
http://starosti.ru)
- Предстоятель Русской
Православной Церкви совершил в Донском монастыре
Москвы молебен перед началом мироварения. 13 апреля 2009 года, в понедельник Страстной седмицы, в Малом
соборе в честь Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил молебен,
полагающий начало Чину мироварения. Предстоятелю Русской
Православной Церкви сослужили наместник обители монастыря
архимандрит Агафодор (Маркевич), духовенство Москвы. За
богослужением пел хор студентов Московских Духовных школ.
В Малом соборе Донского монастыря устроена специальная печь для варения мира, в
центре которой помещается чан из огнеупорного сплава.
Во время молебна Святейший Владыка окропил святой водой приготовленные вещества в
сосудах, печь и мироварный котел, после чего возжег трикирием огонь
в мироварной печи. Затем священнослужители влили в котел состав с
чистым виноградным вином, предохраняющий от пригорания, затем –
чистое оливковое масло, а потом – различные благовонные вещества.
Всего для приготовления святого мира было принесено девять больших
сосудов и три малых.
После соединения веществ Предстоятель Русской Православной Церкви положил начало
трехдневному неусыпающему чтению Евангелия, которым сопровождается
мироварение. После Святейшего Патриарха Кирилла чтение Евангелия
было продолжено священниками московских храмов, составившими особую
чреду. Диаконы следили за поддержанием огня и перемешивали многосоставное вещество мира.
Процесс мироварения будет непрерывно продолжаться до Страстной среды, после чего миро
будет влито в особые серебряные сосуды и перевезено в Богоявленский
кафедральный собор Москвы. Здесь в Великий четверг, за Божественной
литургией святителя Василия Великого, Святейший Патриарх Кирилл
совершит освящение мира, а затем оно будет передано во все епархии,
приходы и обители Русской Православной Церкви – как в пределах
Отечества, так и в ближнее и дальнее зарубежье.
Святое миро – вещество, специальным образом приготавливаемое по особому чину из
различных растительных масел, душистых трав и благовонных смол. В
Православной Церкви оно употребляется для совершения Таинства
миропомазания над каждым новокрещаемым, сообщая ему дары Святого
Духа, укрепляющие духовные силы нового члена Церкви на его жизненном
пути. Кроме того, при освящении нового храма святым миром помазуется
Престол, а также само здание церкви изнутри с четырех сторон и
антиминс, на котором совершается Божественная литургия. Через
Таинство миропомазания к Православной Церкви присоединяют инославных христиан.
Из ветхозаветной истории известно, что святым миром, составленным по повелению Божию,
была помазана Скиния, миром помазывались и первосвященники, и пророки, и цари Израиля.
В новозаветной Церкви святые апостолы преподавали дары Святого Духа через
возложение рук на крещаемых. Со временем возложение рук было заменено миропомазанием.
В книге Исхода перечислены некоторые вещества, входящие в состав мира: смирна,
благовонная корица, благовонный тростник, кассия и оливковое масло.
В новозаветной Церкви святое миро изготовляется из многих благовонных веществ – в
ознаменование благодатного многообразия даров Святого Духа,
сообщаемых через миропомазание.
В Греческой и Русской Церквах не установлено определенного количества благовонных веществ,
используемых для составления святого мира. Обычно для приготовления
использовалось до 50 различных веществ. Их главные качества –
чистота веществ, используемых при мироварении, и беспримесность
каждого составного вещества в отдельности. Само мироварение –
сложный процесс, при котором строго соблюдается строгая
последовательность соединения веществ.
(Служба коммуникации ОВЦС)
|