| |
Благовония в христианской религии
(из Большого путеводителя по Библии) |
-
Бальзам — благоухающая смола,
сочащаяся из бальзамовых деревцев и Р.; слово "благовония" в
Библии — собирательное обозначение различных видов бальзама
(ср. 1 Пар. 9:29). В культе израильтян бальзам входил в состав
елея и курений (Исх. 25:6; 35:8, 28); он применялся как
косметическое средство (Песн.
4:10, 14, 16; Ис. 3:23; для ухода за красотой девиц,
предназначавшихся царю Персидскому, было назначено шесть месяцев
притираний: Есф. 2:12). При погребении царя одр его наполняли
"благовониями и разными искусственными мастями" (2 Пар. 16:14).
Благовония — излюбленный предмет торговли (Иез. 27:22). Они были
среди даров, привезенных царю Соломону царицей Савской (2 Пар.
9:1; "и не бывало таких благовоний, какие подарила царица
Савская царю Соломону": 2 Пар. 9:9), и среди того, что каждый
год приходило ему от дружественных царей (3 Цар. 10:25).
(Большой путеводитель по Библии, 1993)
- Кедр. Ливанские кедры — самые
большие из всех деревьев, упоминаемых в Библии, их высота вошла
в пословицу: "которого высота была как высота кедра"
(AM. 2:9). Выражение "от кедра, что в Ливане, до иссопа" (3 Цар. 4:33)
означает "от величайшего, значительнейшего до малейшего,
ничтожнейшего". Праведник "возвышается, подобно кедру на Ливане"
(Пс. 91:13). Древесина кедра использовалась как строительный
материал: для строительства дворцов и др. красивых строений (1
Пар. 14:1; Давид жил "в доме кедровом": 2 Цар. 7:2; ср. Песн.
1:16; дом царя Соломона из дерева Ливанского "на четырех рядах
кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на
столбах": 3 Цар. 7:2), для строительства храма (3 Цар. 6:16; 1
Пар. 22:4); в храме царя Соломона был кедровый жертвенник (3 Цар.
6:20). Кедр использовали и при строительстве второго храма по
возвращении из вавилонского плена (1 Езд. 3:7). Мачты тирских
кораблей делали из кедра (Иез. 27:5). Для принесения
очистительных жертв также было предписано применять кедровое
дерево (Лев. 14:4—7, 49—51; Чис. 19:6).
(Большой путеводитель по Библии, 1993)
-
Кипарис.
Дерево из Ливана (4 Цар.
19:23; Ис. 14:8; 60:13 и др.) и с гор Сенирских (Иез. 27:5).
Древесина его считалась высокоценным строительным материалом:
ладьи (помосты: Иез. 27:5), потолки домов (Песн. 1:16), двери (3
Цар. 6:34). Царь Соломон обложил стены и пол храма кипарисовыми
досками (3 Цар. 6:15; ср. 2 Пар. 3:5). (Большой путеводитель по
Библии, 1993)
-
Клещевина — это древовидное
растение или кустарник, из семян к-рого добывают касторовое
масло. Бог произрастил его для пророка Ионы (Иона. 4:6 и ел.).
(Большой путеводитель по Библии, 1993)
-
Красное
дерево (евр. "аль-гуммим" или "альмуггим"). Это не
указываемая точнее ценная древесина (сандаловое дерево?),
к-рую ввозили из Офира во
времена царя Соломона. По велению Соломона, из красного дерева
изготовляли резные украшения и детали для храма и царского
дворца, а также псалтири и гусли (3 Цар. 10:11—12; 2 Пар.
9:10—11). "Никогда не приходило столько красного дерева и не
видано было до сего дня" (3 Цар. 10:12). Согласно 2 Пар. 2:8,
ценную древесину доставляли из Ливана.
(Большой путеводитель по
Библии, 1993)
-
Лилия.
Под этим словом Библия понимает самые различные виды лилий:
"лилия долин" (Песн. 2:1), лилия, взращиваемая в саду (Песн.
6:2), "лилия при источниках вод" (Сир. 50:8), "полевые лилии" (Мф.
6:28; ср. Лк. 12:27). Из-за ее красоты и аромата, в сравнении с
лилией все др. цветы подобны терниям (Песн. 2:2). Прежде всего,
в Песни песней лилия выступает как образец для сравнения:
возлюбленный, к-рый пребывает с любимой, "пасет между лилиями"
(2:16; ср. 6:3); "два сосца твои —.как двойни молодой серны,
пасущиеся между лилиями" (4:5); "чрево твое — ворох пшеницы,
обставленный лилиями" (7:3); сравнение этим не ограничивается:
губы возлюбленного — лилии (5:13). Мотив лилии нашел отражение в
религиозном искусстве (3 Цар. 7:19, 26 и др.). (Большой
путеводитель по Библии, 1993)
-
Маслина.
Достигающие 10 м высоты вечнозеленые оливковые деревья
(маслины) распространены по всему Средиземноморью и встречаются
во всех концах Палестины: "Маслины будут у тебя во всех пределах
твоих" (Втор. 28:40). К многочисленным маслинам и сикоморам
Сефилы был приставлен особый надсмотрщик (1 Пар.27:28). Апостол Павел
обращался к образу привитой маслины (Рим. 11:17). Из оливков —
плодов маслины — изготовляли оливковое масло. (Большой
путеводитель по Библии, 1993)
-
Мастике.
Это ароматная смола мастикового дерева, типа вечнозеленого
теревинфа. Иаков причислял ее к лучшим плодам земли Палестины
(Быт. 43:11). У Иезекииля (27:22) говорится, что ее ввозят.
Купцы-измаильтяне, шедшие в Египет, везли с собой также и
мастике (Быт. 37:25).
(Большой путеводитель по Библии, 1993)
-
Миндаль.
Миндальное дерево первым зацветает весною, отсюда его еврейское
название "шакед" ("бдительный"). На этом значении основывается
игра слов в видении Иеремии (1:11—12): "И было слово Господне ко
мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального
дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над
словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось". Миндальные орехи
упоминаются среди даров Иакова фараону как принадлежащие к
лучшим плодам земли Палестины (Быт. 43:11). Жезл Аарона, от дома
Левия, расцвел и превратился в ветвь миндаля с орехами (Чис.
17:8). Чтобы перехитрить своего родственника и хозяина Лавана,
Иаков воспользовался миндальными прутьями (Быт. 30:37). Цветущий
миндаль упоминает Екклесиаст (12:5). Светильник для скинии
завета имел чашечки наподобие миндального цветка на ветвях (Исх.
25:33—34; 37:19—20). (Большой путеводитель по Библии, 1993)
-
Мирт
— вечнозеленый кустарник с глянцевитыми, благоухающими листьями.
Мирт служил украшением на празднике кущей (Неем. 8:15). По
пророчеству Исайи, мирт будет расти в пустыне и там, где до
этого росла лишь крапива (Ис. 41:19; 55:13). (Большой
путеводитель по Библии, 1993)
-
Орех
(грецкий орех). Лишь однажды в Песн. 6:11 упоминается ореховый
сад. (Большой
путеводитель по Библии, 1993)
-
Пальма.
Под повсеместно упоминаемой в Библии пальмой следует понимать
финиковую пальму, имевшую большое хозяйственное значение. Ее
листья (ветви, или "вайи") применялись в культовых целях
(праздник кущей: Лев. 23:40; Неем. 8:15), ими размахивали,
воздавая почести (вербное воскресенье). Часто упоминается
"город Пальм" — Иерихон (Втор. 34:3; Суд. 1:16; 3:13; 2 Пар.
28:15). "Фамарь", еврейское название пальмы, —
наименование места и женское имя. С пальмой сравнивается
возлюбленная: "Стан твой похож на пальму, и груди твои на
виноградные кисти" (Песн. 7:8). С пальмой сравнивается также и
праведник: "Праведник цветет, как пальма" (Пс. 91:13). (Большой
путеводитель по Библии, 1993)
-
Полынь.
Полукустарник с резким запахом, содержит эфирные масла
и яд туйон. Горечь полыни стала в Библии поговоркой ("горький,
как полынь": Притч. 5:4; ср. Плач 3:15) и поводом для
многочисленных сравнений; "яд и полынь" постоянно упоминаются
рядом (Втор. 29:18; Иер. 9:15; 23:15; Плач 3:19; Ам. 6:12). В
Откровении Иоанна Богослова (8:11) упоминается звезда "полынь",
павшая на воду и превратившая ее в полынную горечь, от к-рой
умерли пившие ее люди. (Большой путеводитель по Библии, 1993)
-
Роза.
Как и вообще цветы, роза указывает на бренность и непостоянство:
"увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли" (Прем. 2:8). В
Библии роза еще не выступает символом любвиили образом женщины. (Большой путеводитель по
Библии, 1993)
|
|
информация |
|
 |
|
| |
|