Для начала тему, указанную в заголовке, следует разбить на 2 части:
Ароматная филателия и Филателия об ароматах. Итак:
1. Ароматная филателия
По запросу "ароматные, пахучие, парфюмированные марки" вы найдете в
интернете тысячи ссылок, во многих случаях неподкрепленных никакими фактами,
поскольку информация попросту бездумно копируется с одного сайта на другой.
Разумеется, это заявление не относится к специализированным
филателистическим сайтам.
Вот несколько цитат из сообщений о выпуске в
России в 2003 году серии ароматных марок:
"Марки, стоит их слегка потереть, начинают источать запах свежих фруктов,
которые на них изображены."
"Бумага, на которой они напечатаны, пропитана составом, позволяющим
сохранять запах в течение нескольких лет."
"Теперь ваше «письмецо в конверте» порадует адресата не только бесценным
содержанием, но и приятным ароматом."
Пожалуй, достаточно. По поводу первого и второго утверждений можно сказать,
что придется тереть буквально до дыр, так как ароматизирован был клеевой
слой. Относительно третьего утверждения – не порадует по двум
причинам: во-первых, весь тираж разошелся по коллекционерам, собственно для
них он и выпускался, и едва ли найдется псих, готовый пожертвовать
целостностью своей коллекции ради сомнительного удовольствия. Во-вторых,
наклеенная на конверт марка будет пахнуть чем угодно в зависимости от того,
с чем рядом она путешествовала, но не тем, что на ней
изображено, поскольку клеевой слой после наклейки марки становится недоступен для нашего обоняния.
Еще несколько цитат:
Впервые парфюмированные почтовые марки появились в Бутане."
"Первыми ароматные марки выпустила почтовая служба Великобритании в 2001 году."
"В Берлине впервые напечатали душистые почтовые марки." (Дата сообщения 2 ноября 2010)
В справочнике (Grallert W., Gruschke W. Lexikon Philatelie. , вышедшем в доинтернетовскую эпоху
и потому заслуживающем большего доверия, сообщается, что первые ароматные марки неоднократно выпускались в ФРГ в 1955-56 годах. Причем ароматизировались они все ментолом для придания запаха мяты клеевому слою с целью перебить его не вполне приятный запах.
Итак, отбросив явную несуразицу, и в то же время не будучи вполне уверенными в
истинности всех нижеследующих утверждений, получаем:
Первые марки с ароматизированным клеевым слоем впервые были выпущены в ФРГ в
1955-56, причем выпускались неоднократно и большими тиражами.
Серия из 6 парфюмированных розой почтовых марок выпущена в Бутане в 1973 году.
В Южной Корее в 2000 г планировалось выпустить 4 марки с цветочным запахом.
Уже в этом 21 веке в ФРГ почти ежегодно выпускались марки с
фруктово-ягодными ароматами. Тираж – около 32 миллионов марок.
В Великобритании ароматные марки с запахом эвкалипта выпустили в 2001 году.
В 1999 и 2003 гг. почтовая служба Бразилии в знак протеста против вырубки
лесов в бассейне Амазонки выпускала марки с запахом горящего дерева.
В 2004 г бразильская почтовая служба для подъема престижа национального продукта ввела в обращение марку с запахом
бразильского кофе. Ароматизатор представляет микрокапсулы, заключающие содержимое фильтров,
сквозь которые пропускался обжаренный молотый кофе. Тираж – более 3 миллионов марок.
Марка с ароматом сандалового дерева выпущена в Новой Каледонии в 2004 году.
Недавно в Индии также выпущена марка с сандаловым запахом.
В год свиньи (2007) Китай выпустил марку с запахом традиционного китайского
блюда - свинины в кисло-сладком соусе.
Во Франции в 2009 г. выпущена серия марок с ароматом шоколада,
гарантировалось сохранение запаха в течение 2-х лет.
В 2010 году Французская Полинезия выпустила марку с запахом манго. Это 7-й
выпуск ароматных почтовых марок Полинезии.
В 2011 г. в Австралии вышла марка с запахом эвкалипта.
В 2011 г. Польша выпустила марку с запахом можжевельника, посвященную
Международному году лесов.
На острове Мэн в 2012 году выпустили марки с изображением пчел и
запахом меда.
Марки с запахом розы были выпущены в Таиланде, Филиппинах, Монако и на
острове Мэн.
С запахом кофе выпускали марки также в Колумбии, Португалии, Голландии,
Польше.
В Бразилии выпускались марки с ароматом дождливого леса.
В Бельгии и Швейцарии также выпускались марки с ароматом шоколада.
В Южной Корее – с запахом моря.
В Новой Каледонии и Французской Полинезии – с запахом ванили.
В Люксембурге и Исландии – с запахом елочной смолы (к Рождеству).
А в Словакии и Исландии рождественские марки ассоциировали с запахом корицы и яблок.
Неприятный нюанс – многие филателисты обеспокоены тем, что ароматизаторы
могут со временем испортить расположенные в коллекции соседние марки.
Перейдем ко второму вопросу:
2. Филателия об ароматах
Несмотря на то, что марок, посвященным лекарственным и пряно-ароматическим
растениям, существует значительно больше, поиск по интернету в лучшем случае
выдаст те же ссылки, что и в предыдущем случае. Т. е. этот вопрос, в отличие
от предыдущего, вроде бы никому не интересен.
Кстати, в нашей стране (в смысле – в СССР) в 1968 г проходил IV Международный конгресс по эфирным маслам, в ознаменование чего были выпущены знаки почтовой
оплаты. Проходил он в Тбилиси, т. е. уже как бы и не в нашей стране.