последнее изменение страницы 29.12.2023
ОТ АВТОРА (Фридман Р.А. Косметика)Настоящая книга является вторым изданием «Технологии парфюмерии»1. Она значительно отличается от первого издания: 1) введена весьма важная глава «Запахи в растительном мире», являющаяся переходом к главе «Основы построения парфюмерных композиций»; 2) введена глава «Отстаивание и выстаивание парфюмерных жидкостей»; 3) заново переработана глава «Технология композиций и парфюмерной продукции»; 4) заново переработана вся I часть книги; 5) и, наконец, в отличие от первого издания, где основы построения парфюмерных композиций даны только схематически, во втором издании этой главе отведено значительно большее место. Объясняется это следующим. Парфюмерная техника делится на две совершенно различные по характеру, но тесно связанные между собою области: 1) искусство составления композиций путем сочетания отдельных душистых веществ в гармоническое целое и 2) технологию переработки этих композиций на готовую продукцию. Несмотря на то, что основой парфюмерного производства являются композиции душистых веществ, в первую очередь определяющих ценность парфюмерных изделий, эта область, в отличие от технологии переработки, является пока наиболее уязвимой, так как ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет работ, которые достаточно ясно и понятно освещали бы основы построения парфюмерных композиций. Своеобразие этой области заключается в том, что она тесно связана не только с химией, но и с физикой, психо-физиологией и эстетикой. «При изучении существующей по этому вопросу литературы, — пишет проф. Б. Н. Рутовский2, — мы наталкиваемся на два совершенно различных взгляда, так как в данном случае могут существовать два подхода: физиолог рассматривает вопрос с точки зрения физиологии, химик, исходя из строения химических соединений и воздействия их исключительно на органы обоняния. Нередко работы эти приводят к диаметрально противоположным выводам, а обычно оказывается, что физиологи подходят к этому вопросу, недостаточно учитывая химические данные, без достаточной химической оценки, а химик недостаточно учитывает многочисленные и взаимно переплетающиеся физиологические факторы». Парфюмеры же большей частью подходят к этому вопросу только с эстетической точки зрения. Все это привело к тому, что вопрос теоретического обоснования процесса гармонизации запахов находится сейчас в эмбриональном состоянии и полностью отдан эмпирике. Понятно, что без выявления теоретических основ построения композиций, композиционная техника не может выйти из области эмпиризма. «Как в первом, так и втором издании, — пишет академик И. Л. Кнунянц в рецензии на рукопись этого издания, — автор стремился и стремится восполнить существующий пробел и путем анализа, а затем синтеза, привести к пониманию истоков построения композиций. Эта часть им выполнена путем формулирования отдельных закономерностей, которые ранее до него не были замечены или сформулированы. К ним относятся, например, повторения элементов и групп элементов запахов в природе; функциональные взаимосвязи отдельных душистых веществ в естественных (эфирных маслах) и искусственных сочетаниях (парфюмерных композициях); общность последних; местоположение душистых веществ в композициях и их гармонические функции; общность в психо-физиологическом воздействии запахов, цветов и звуков и т. д. В результате автор делает попытку анатомировать сложные гармонические сочетания душистых веществ и путем анализа и синтеза создать картину их взаимосвязи, исходя из законов химии, физики, психо-физиологии и связать эти области». Работа эта казалась трудной и громоздкой, так как она не имеет предшественников и не может быть решена в пределах одной какой-либо дисциплины. «Новое очень часто открывается на стыке, казалось бы, далеких друг от друга наук» (акад. Н. Д. Зелинский) и в этом одна из причин, почему нам пришлось коснуться отраслей науки, на первый взгляд стоящих далеко друг от друга. Наиболее полному развитию темы способствовали длительные — в период создания этой рукописи — обсуждения и критические замечания в части выдвигаемых автором положений со стороны лиц, работающих на научном и практическом поприще в областях, прямо или косвенно касающихся данного профиля. Особенно хочу с благодарностью отметить заслуженного деятеля науки доктора технических наук проф. Б. Н. Рутовского, проф. Московского государственного университета им. Ломоносова Б. Н. Гранде, сотрудников производственных предприятий «Главпарфюмера» А. Г. Александрова, А. Н. Макарова-Землянского, П. Я. Лошакова и др. C глубокой признательностью автор принял весьма ценные указания рецензента академика И. Л. Кнунянца, а также замечания канд. хим. наук С. А. Войткевича, которые помогли автору устранить в рукописи ряд недостатков и ошибок. Автор надеется, что при чтении труда недочеты, возможные в такой новой работе, не заслонят собою главного — заложенного в ней рационального зерна и кропотливого труда. Он обращается к читателям с просьбой сообщать о положительных и отрицательных сторонах книги свои отзывы и замечания по адресу Пищепромиздата, Москва, Тверской-Ямской пер., д. 7. Любые замечания и указания будут приняты автором с благодарностью и на все касающиеся этой книги вопросы автор постарается дать ответ. ---------------------------------- 1 Р. А. Фридман, Технология парфюмерии, Пищепромиздат, 1949. 2 Проф. Б. Н. Рутовский, Эфирные масла, Сельхозгиз, 1931.
(Библиография работ Фридмана Р. А.)
|