последнее изменение страницы 29.12.2023
Обзор литературы по парфюмерии (№6)
Для шестого обзора мы отобрали несколько крупноформатных книг. Все они изданы в этом веке, хотя в большинстве из них речь идет о парфюмерии века прошедшего.
Из этой подборки особо выделяется работа Натальи Арсеньевны Долгополовой. Автор проделал серьезную исследовательскую работу, результаты которой изложил нам в двух книгах. Каждая глава имеет свой ссылочный аппарат, поэтому, представляя данный труд, мы не приводим к нему библиографии. Да, комплект книг стоит непривычно дорого - 8000-9000 за обе книги. Но в свете того, что за последний год-два цены на всю книжную продукцию резко выросли так, что сейчас 1000-2000 рублей за не самую достойную книгу не воспринимается уже как нечто заоблачное, комплект Долгополовой вполне можно позволить в качестве «подарка себе, любимому», например, на день рождения. Тем паче, что подобных по содержательности книг, затрагивающих вопросы истории парфюмерии и, в том числе, отечественной, на русском языке пока явно недостаточно. Отрадно было увидеть, что автор использовал и отдельные материалы с нашего сайта (свои тексты уж я узнаю), правда, без ссылок на него. Почему-то при той частоте цитируемых в двух томах книгах Р.А. Фридмана, автор не упоминает Рудольфа Аркадьевича в разделе «Служители ароматов». Видимо потому, что не стала утруждать себя поиском информации, а мы на тот момент еще не опубликовали его биографию. Но это мелочи, автор действительно молодец, ею проделана большая работа, и ее результаты будут востребованы.
Книги-альбомы Турин, Санчас и Жирар–Лагорс представляют лучшие мировые ароматы. Турин Лука и Санчас Таня - авторы ряда изданий по парфюмерии, и некоторые из них имеют характер справочников. Авторы подходят к описанию ароматов, исходя из личностной качественной их оценки, посредством обонятельных ощущений, и потому предлагают свой топ 100 лучших запахов. К сожалению, на русском языке издана пока одна книга, и в электронном виде на Озоне продается еще перевод их информационного обзора более чем 1200 ароматов - «Парфюмерный гид 2018» (на английском языке книга имеется в свободном доступе в интернете).
Книга Сильвии также многим придется по душе. Она предлагает топ 100 легендарных ароматов, но в основе его формирования лежит иной принцип. Здесь представлены лучшие и коммерчески успешные ароматы наиболее известных Домов мод Франции с кратким рассказом, в том числе, о людях их создавших. Однако, в отличие от предыдущей книги, видимо, отбор представленных в издании Домов-производителей душистых композиций и созданных ими известных брендов проходил на коммерческих условиях. Этим фактором можно объяснить отсутствие в книге описаний духов марки YSL. Дом «Ив Сен-Лоран» отказался от публикации в книге. В целом, обе книги вполне можно поставить в один ряд. Обе выполнены в подарочном стиле, напечатаны на качественной бумаге, с использованием цветной печати, за границей: первая в Литве, вторая в Италии. С точки зрения качества иллюстраций и бумаги я бы отдал первенство Италии.
Ну и книга Колевой – этакий пестрый коллаж, цель которого, мне кажется, передать читателю специфический дух ушедшей «советской эпохи» (периода 1920-1980-х гг). Листая красочные страницы книги и узнавая на них знакомые предметы, порой ловишь в себе нотки ностальгии по времени, в котором прошла юность. В книге много красивых фотографий флаконов, этикеток, молодых и не очень людей из той, советской, жизни, относительно немного текста и совсем нет библиографии (в тесте имеются отдельные цитаты из работ С.А. Войткевича и Р.А. Фридмана). Книга ориентирована на поклонников парфюмерии и также скорее имеет прикладной характер – подарочного, коллекционного издания, нежели способна выступить в качестве полноценного источника. Информация, о становлении и развитии парфюмерной промышленности до революции и после нее, изложена, я бы сказал, «однобоко» или, скажу помягче, субъективно. Автор придерживается позиции, что причиной краха отечественной парфюмерной отрасли стала специфическая и весьма ограниченная палитра производимых ароматов, отсутствие в ней достойных международного уровня композиций (читай парфюмеров). Что все 60 лет советская парфюмерия держалась на русско-французской традиции (восходящей к французским парфюмерам – Брокару, Ралле, Лемерсье, создавших основные ароматы еще до революции или сразу после нее, в случае Августа Мишеля, но опять же с использованием более ранних прописей). Даже флаконы до революции делали лучше, чем в советское время. От книги прямо таки пахнет пессимизмом. Вспоминаются популярные тезисы конца 80-х начала 90-х, что у нас тут не производится ничего достойного, а вот за рубежом… Успехи наших парфюмеров в расчет не берутся и даже, я бы сказал, преднамеренно занижаются, дескать, советская парфюмерия это либо доработанная, либо переименованная дореволюционная. Данная работа, как сейчас говорят, озвучивает позицию, которой и сейчас придерживается либеральная прослойка общества и которая, зачастую, неконструктивна, ибо любая ситуация трактуется в сторону подтверждения идеи, что все что происходило и происходит в стране – плохо, а что все же хорошо, так это – вопреки, можно сказать, случайно, а все лучшее - или в прошлом, или «за бугром». При этом никаких предложений по тому, как сделать, чтобы было сейчас лучше – не делается. Я бы не рекомендовал эту книгу для первичного погружения в тему, только в качестве дополнительного материала, как альтернативный взгляд на советский период развития парфюмерной промышленности. До момента, когда читатель будет готов сам разобраться, что в написанном соответствует действительности, а где автор «передергивает», играет в «вижу-не вижу». Вместе с тем, при том дефиците специальной литературы (я не говорю о состоянии рынка отечественной парфюмерии), сейчас любое тематическое издание и любая точка зрения на историю отрасли - плюс в общую копилку усилий, направленных на поддержание пока, хотя бы, памяти о прошлых успехах, одной из самых ароматных областей нашей, как сказал герой одного советского фильма, занимавшийся вопросами ее планирования, «легонькой промышленности».
Турин Л., Санчес Т. 100 лучших ароматов. Как выбирать и носить духи. [Пер. с англ. О. Шевцовой]. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 192 с., цв. ил.; 26.5х20.5 см. Тираж 2 000. ISBN 978-5-91657-949-9 Подразделы: 1-03; 1-07. Авторы книги известные парфюмерные эксперты-критики и страстные поклонники ароматов Лука Турин и Таня Санчас. Книга об ароматах и людях их создающих, написана для всех любителей духов. Характеристики, описывающие ароматы авторами книги, насколько возможно, освобождены от предвзятости. Лука и Таня считают, что при оценке запаха композиции не нужно ориентироваться на такие второстепенные факторы, как ее цена или качество упаковки. Парфюмерный шедевр может быть найден и в простом флаконе за один доллар. Даже громкое имя парфюмерного Дома, или подмоченная репутация какой-либо фирмы, производящей духи, не может гарантировать, что знакомство с их творением не принесет их покупателю неожиданный сюрприз. Авторы призывают ориентироваться не на внешние факторы, а только на свои внутренние ощущения – свое обоняние. Как говорят сами авторы, в этой книге «вы найдете только те ароматы, которые за время подготовки книги «Ароматы «от А до Я»» мы оценили выше их 1900 конкурентов по качеству, насыщенности или красоте, полностью проигнорировав все прочие факторы: рекламу, упаковку, мнение знакомых и соседей, сосредоточившись лишь на одном – запахе». Описывая тот или иной аромат, авторы попутно небольшими порциями дают различную информацию о мире парфюмерии, ее создателях, а также советы по выбору и использованию любимой композиции.
Долгополова Н. А. Парфюмерия в СССР. Обзор и личные впечатления коллекционера. В двух книгах. Книга первая. М.: Галарт, 2016. 262, [2] с., цв. ил.; 28.5х23 см. Тираж 500. ISBN 978-5-269-01146-2 Подразделы: 1-03; 1-05; 1-07. Автор двухтомника Наталья Арсеньевна Долгополова. Одна из лучших, на текущий момент, работ по истории отечественной парфюмерии, ее достижениях и проблемах. В первой книге кратко рассказывается о состоянии парфюмерной промышленности Российской империи до Октябрьской революции 1917 г. Затем описывается состояние отрасли в период охватывающий отрезок времени от окончания революции и вплоть досередины 50-х гг. В работе использованы материалы книг, статей, документов с 1918 по 1991 гг. В издании широко представлены фотографии флаконов, плакатов и другой изопродукции, касающейся парфюмерно-косметической темы. Интересная книга, которую можно рекомендовать всем интересующимся развитием парфюмерной отрасли, начиная с Имперской России и заканчивая расцветом Советского Союза. Библиография используемых источников представлена в конце каждой главы.
Долгополова Н. А. Парфюмерия в СССР. Обзор и личные впечатления коллекционера. В двух книгах. Книга вторая. М.: Галарт, 2016. 334, [2] с., цв. ил.; 28.5х23 см. Тираж 500. ISBN 978-5-269-01146-2 Подразделы: 1-03; 1-05; 1-07. Автор двухтомника Наталья Арсеньевна Долгополова. Вторая книга двухтомника охватывает период истории отечественной парфюмерной промышленности, начиная с середины 50-х и по конец 80-х. Эта часть книги включает материалы, касающиеся как отечественных и ряда зарубежных душистых композиций, имевшихся в продаже в СССР в указанный период, так и людей имевших к их созданию отношение. Автор рассматривает парфюмерию не только как многопрофильную отрасль промышленности, но и как часть культурного наследия советских лет. Такую же попытку предпринимает в своей книге и Колева М.С. «Советский стиль» (2014). Однако, с совершенно другим вектором.
Колева М.С. Советский стиль. Парфюмерия и косметика. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. 141, [3] с., цв. ил.; 26.5х26.5 см. Тираж 2 500. ISBN 978-5-373-05784-4 Подразделы: 1-03; 1-05; 1-07. Автор книги преподаватель Школы-студии МХАТ (кафедра костюма), член Ассоциации искусствоведов, член Московского союза профессиональных литераторов, автор многочисленных публикаций по истории бытовой культуры – Марина Святославовна Колева. Марина Святославовна кратко пересказывает историю становления парфюмерного дела в России, начиная с Брокара и Ралле, до конца 70-х гг. прошлого века. Основная мысль, проходящая лейтмотивом через всю книгу, что советские парфюмеры ничего значительного за 60 лет развития парфюмерной промышленности не придумали. Что все самые значимые ароматы как-то: «Красная Москва», «Красный мак», «Манон» были созданы еще в 30-е гг. Все же остальные – это реплики дореволюционных композиций, авторство которых за работавшими в России французами, с последующим изменением лишь их названий. Да и «Красная Москва» была придумана французом – Августом Мишелем, которому не дали вернуться на родину после революции, путем доработки более ранней композиции, созданной им еще в 1913 г. (по другой версии – Эрнестом Бо, об этом более подробно см. в книге Шлегеля). Что советская парфюмерия была сильна не качеством духов, а красотой и дороговизной их упаковки, идеи которой также подчас были заимствованы из прежних досоветских времен. Идея связи аромата с исторической эпохой, в которой он приобрел популярность озвучивается и в других книгах, например, см. книгу Остром Л. Парфюм. История ароматов XX века. [Пер. с англ. И. Крупичевой]. (Серия: История моды в деталях). М.: Изд. «Э», 2017 (обзор №7).
Лагорс-Жирар С. 100 легендарных ароматов. [Пер. с франц. З. Федотовой]. М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2003. 143, [1] с., цв. ил.; 29.5х24.5 см. Тираж не указан. ISBN 5-17-013179-8 (АСТ); ISBN 5-271-06211-2 (Астрель) Подразделы: 1-03; 1-05; 1-07. Автор книги Сильвия Жирар –Лагорс. Сильвия представляет наиболее известные Дома высокой моды Франции через созданные в их недрах ароматы. Здесь можно найти описание душистых композиций таких монстров парфюмерной моды XX века, как Дома Шанель, Диора, Карвена, Риччи и др. Вместе с тем, здесь отсутствует описание таких духов, как: Rive Gauche, Opium, Kouros, Paris - Дома «Ив Сен-Лорана». Рассказ о нескольких десятков ароматов и их создателях предваряется историческим очерком о зарождении парфюмерии и ее особенностях в разные века. Книга-альбом большого формата имеет красочное оформление, содержит множество фотографий производственных процессов, флаконов духов, парфюмеров и других известных личностей. Библиография содержит 13 источников, изданных во Франции в 80-90-е гг. Интересная книга для всех любителей парфюмерии, может выступать в качестве хорошего подарочного издания.
Перейти к обзору литературы по парфюмерии
Запахи в литературе
|