последнее изменение страницы 19.07.2023

Обзор литературы по парфюмерии (№ 23)

 

Продолжаем тему товароведения парфюмерно-косметической продукции.

 

Очередной обзорный информационный выпуск, подготовленный сотрудниками НИИСНДВ А. Г. Бельфер и С. И. Коральник, посвящен анализу динамики и наметившихся трендов рынка зарубежной парфюмерии, а также знакомит с ароматными новинками.

Цитата 1: «Одной из особенностей парфюмерного производства последних лет является увеличение ввода композиции в парфюмерные изделия: в духах (extrait) в среднем до 20-25%, одеколонах (eau de cologne) 3-6%, туалетной воде (eau de toilette, eau de parfum) 5-8%, лавандовой воде (eau de lavande) 3-4%, Расширился выпуск концентрированных одеколонов (8-15% композиции) и туалетных духов (15-18% композиции).

Специалисты считают, что на распространение парфюмерных изделий с повышенным содержанием композиции во многом оказала влияние американская парфюмерная промышленность, продукция которой отличается от изделий европейских фирм более высокой концентрацией душистых веществ (почти в 3 раза). Так, духи американского производства содержат, как правило, от 25 до 40% композиции».

Цитата 2: «Заслуживает внимания практика зарубежных фирм по производству парфюмерных и косметических изделий в виде серий с одинаковым направлением запаха и художественного оформления, а также расфасовкой отдельных наименований во флаконы различной емкости - от 7 до 900 г., причем для одного наименования используется шесть-семь типоразмеров флаконов.

Многие виды парфюмерной продукции наряду с обычным оформлением вырабатываются в аэрозольной упаковке. Ряд зарубежных фирм в состав серий включает новые изделия - твердые и кремообразные духи.

Одна из тенденций в современной парфюмерии для женщин - разработка изделий, обладающих цветочным запахом с различными оттенками (зелени, альдегидным, древесным, фруктовым, пряным).

В изделиях для мужчин преобладают запахи цветочно-цитрусовые, древесно-травянистые, пряные наряду с традиционными, ароматами лаванды, фужера, табака.

Многие новинки зарубежных фирм пригодны для использования их женщинами и мужчинами».

 

Работа И. П. Вишневского по товароведению, изданная на правах рукописи, написана очень доходчиво и содержательно. Во многом она сохранила свою актуальность и по информативности подчас превосходит аналогичные учебные пособия, опубликованные позднее. В частности, в ней приведены технологические схемы производства настоек (эссенций) и тинктур, кремов, туалетного мыла. Дается краткое описание методов получения эфирных масел, а также основных используемых для производства парфюмерно-косметических средств ингредиентов.

Цитата: «Основным и ответственнейшим процессом производства парфюмерии является приготовление и дозировка композиции отдушки (эфирные масла, душистые вещества и фиксаторы), процесс, от которого, как указано было выше, зависит в основном и качество получаемого товара. Составление композиции (хотя для некоторых видов отдушки и имеется рецептура) требует высокой квалификации и большого практического опыта от технолога-мастера, который часто сам приготовляет фантазийные (неопределенные, но все же имеющие замечательные запахи) парфюмерные изделия.

Полученную так или иначе отдушку смешивают со спиртом (а для одеколона и вод — еще и с водой), а также с эссенциями и тинктурами.

Эссенция — это раствор пахучих веществ в 90° спирте, тинктура — такой же раствор бальзамов и смол (длительность настаивания от недели до 2—3 месяцев).

Например: эссенция резеды состоит из помады резеды (800 частей) или масла резеды (5 частей) в винном спирте (200 частей); эссенция розовая — розовая помада. (800 ч.) или искусственное розовое масло (20 ч.) в спирте (1000 ч.); эссенция фиалки - ионон (2 ч.) и спирт (500 ч.).

Приведем пример композиции отдушки — «сирень»; жасминной эссенции 100 ч., неролиевой эссенции 400 ч., туберозной эссенции 500 ч., цибетной тинктуры 15 ч., миндального масла 5 капель.

Полученный полуфабрикат подвергается процессу настаивания, для чего выдерживается в течение одного—двух месяцев. После настаивания продукция фильтруется через асбестовые фильтры и разливается специальными, дозировочными разливными аппаратами во флаконы.

Горлышко флакона закупоривается в зависимости от вида парфюмерии — притертой пробкой, корковой или навинчивающейся — пластмассовой; стеклянная пробка обтягивается пергаментированной бумагой; на флакон наклеивается этикетка с названием изделия.

Наконец, после проверки бракером качества товара и его оформления, — продукцию упаковывают, в зависимости от ценности ее, в коробки и тару».

 

Еще одно пособие по товароведению Н. И. Уразова издано в 1940 г. Оно включает три раздела: парфюмерные товары; косметические товары; туалетные мыла. В отличие от последующих пособий на эту тему содержит более детальное описание технологий производства ряда парфюмерно-косметических средств и некоторых их рецептур.

Как правило, в подобного рода работах мало внимания уделяется принципам создания букета композиции, потому не можем пройти мимо этой темы, затронутой автором.

Цитата 1: «Необходимейшие условия создания безукоризненной по качеству композиции следующие:

1) чистота материалов,

2) правильный подбор составных частей (компонентов) по своей природе и по оттенкам запаха,

3) сочетание составных частей в их количественном и весовом отношениях,

4) порядок смешения составных частей и

5) опытность парфюмера (что является самым главным)».

Цитата 2: «Для качества композиции большое значение имеет правильный подбор составных частей запаха.

Составные части композиции следующие (условно):

1-я часть — продукты, придающие основной характер букету и являющиеся как бы базисом (основанием) основного запаха;

2-я часть — продукты, придающие отдельные дополнительные оттенки композиции (свежесть, теплоту, пряность и т. д.), вспомогательные запахи, являющиеся как бы общей массой букета и дополнением к основному запаху.

Фиксаторы, т. е. закрепители стойкости запаха общей композиции.

Приведенное выше подразделение составных частей композиции является условным. Это объясняется тем, что в изготовлении парфюмерных изделий результат работы почти всецело зависит от искусства мастера-парфюмера.

Букет — запах каждой композиции индивидуален и является результатом творчества мастера-парфюмера.

Различают две категории запахов: а) цветочные и б) фэнтази.

При создании цветочных запахов, например, при составлении букета розы, парфюмер, зная, что гераниол, цитронелол, родинол, розовое масло и некоторые другие душистые вещества обладают запахом, напоминающим розу, вводит иногда указанные продукты в состав композиции розы. При создании же запаха фэнтази, парфюмер ничем не связан в выборе составных частей и лишь обязан дать продукт с приятным стойким запахом.

При составлении композиции обычно в основу берется запах одного какого-нибудь эфирного масла (первой части продукта) и уже к нему подбираются (2-я часть продукта) другие душистые вещества, при условии, чтобы их запах гармонировал с основным. Кроме того, душистые вещества подбираются таким образом, чтобы композиция создавала один общий букет, одинаково продолжительно действующий на обонятельный нерв, создавая впечатление цельности запаха.

Стойкость запаха зависит от состава композиции, ее количества и наличия гармонирующего фиксатора с данной композицией».

Что касается рецептур, то Н. И. Уразов, в частности, приводит состав душистой Лесной воды, который вполне может быть актуальным и сейчас в качестве антисептического раствора для обеззараживания помещений.

Цитата: «Лесная вода применяется для освежения и дезинфекции воздуха помещения. Она изготовляется примерно по следующей рецептуре:

Композиция 5%

Спирт 75%

Вода дистиллированная 20%

Лесная вода окрашивается, причем для окраски обычно применяют уранил».

В целом интересное краткое пособие, которое можно рекомендовать для прочтения всем, кто решил заняться изготовлением парфюмерно-косметических средств в домашних условиях.

 

Вновь обращаемся к трудам Б. С. Гуревича и представляем две его работы по товароведению. Первая книга – «Торговля парфюмерно-косметическими товарами» (1951), в отличие от более позднего издания представленного в обзоре №22, полностью посвящена товароведению парфюмерии, косметики, туалетным мылам. Книга ориентирована на заведующих и продавцов промтоварных магазинов.

Цитата: «Состав композиции должен обеспечить смену ощущения воспринимаемого аромата (однообразие запаха утомляет, притупляет чувство ощущения). В первые минуты после надушивания предмета, во время испарения спирта, ощущается приятный, но мало характерный для этого изделия запах. В этой стадии запах называют начальным. После улетучивания спирта наступает вторая стадия — наиболее важная, когда запах усиливается и оформляется до характерного, свойственного изделию аромата; в этой стадии запах именуют серединным. После пребывания в серединной стадии запах постепенно спадает, оставляя приятный, слабый аромат, называемый остаточным (конечным).

Наиболее характерной, определяющей качество запаха духов и цветочного одеколона является серединная стадия, которая заметно не изменяется в течение наиболее длительного срока.

Для увеличения длительности ощущения серединного запаха в состав духов и цветочных одеколонов добавляют фиксаторы».

Книга и сейчас будет полезна всем, кто связан с созданием и реализацией парфюмерно-косметических средств.

 

Вторая – «Товары парфюмерно-косметические и галантерейные» (1969), рекомендована в качестве учебника для высших учебных заведений. Уровень изложения материала в нем, в сравнении с другими аналогичными изданиями, более глубок. Знакомство с парфюмерно-косметическими товарами начинается с объяснения психофизиологических основ ощущения запахов, что перекликается с более поздней работой Г. Н. Каспарова «Основы производства парфюмерии и косметики» (1978). В примерах, описывающих технологию синтеза душистых веществ используются даже структурные формулы. Понятно, что это лишь введение в тему, но все же подобная связка товароведения с другими дисциплинами (химией, биологией, психологией) показатель того, что на товароведных факультетах их также начали, в большем или меньшем объеме, изучать. Парфюмерии и косметике посвящен первый раздел книги (4-42 с.). В его конце приводится список литературы (14 названий), среди которых две основные работы Р. А. Фридмана (Парфюмерия, 1955; Высшая косметика, 1935), а также книга А. Н. Макарова-Землянского (Парфюмерия и косметика, 1952).

Цитата: «Наиболее важное значение парфюмерии заключается в наличии приятного запаха, который помимо удовлетворения эстетического вкуса оказывает положительное влияние на психические и физиологические функции организма человека. С. Л. Рубинштейн указывает, что «из всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так широко с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельные...». Неприятный запах может оказывать угнетающее влияние на человека, приятный — способствовать улучшению его самочувствия. Д. И. Шатенштейн, изучивший регуляцию физиологических функций при работе, установил, что некоторые обонятельные ощущения повышали работоспособность человека. Н. О. Наджаряном и Е. Н. Павловским отмечено, что раздражение органа обоняния, т. е. ощущение запаха, вызывает изменение температуры, замедление пульса, падение кровяного давления. А. И. Бронштейн указывает, что вегетативная нервная система так или иначе участвует в очень многих реакциях организма на обонятельные раздражения».

 

 

 

Бельфер А. Г., Коральник С. И. Новые парфюмерные изделия за рубежом. [Обзорная информация]. (Серия: Парфюмерно-косметическая и эфирномасличная промышленность). М.: Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований пищевой промышленности, 1978 (Тип. ЦНИИТЭИпищепрома). 31, [1] с.; 20 см. Библиограф.: с. 30 (22 наим.). Без обложки. Тираж 410.

Подразделы: 1-07.

Авторы: Бельфер Алла Григорьевна; Коральник Светлана Ивановна.

Обзор составлен по материалам, опубликованным в зарубежной литературе по парфюмерно-косметической отрасли. В него вошли данные об объемах выработки и ассортименте парфюмерной продукции, производимой в отдельных странах. Подробно рассмотрены новые парфюмерные изделия ведущих фирм и современные оттенки запаха некоторых наименований. Отмечены основные особенности парфюмерии за рубежом, проявляющиеся в характере используемых ароматов, оформлении, упаковке, технологии производства продукции.

Обзор подготовлен сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института синтетических и натуральных душистых веществ.

 

Вишневский И. П. Парфюмерно-косметические товары: Пособие для студентов. [На правах рукописи]. Под ред. д-ра техн. наук проф. Поварнина. Харьков: Министерство высшего образования СССР, Харьковский институт советской торговли, 1946 (Тип. им. Фрунзе). 47, [1] с.; 20 см. Обложка. Тираж 300.

Подразделы: 1-07.

Автор Вишневский И. П.

Парфюмерно-косметические товары имеют весьма широкий ассортимент.

При продаже предметов парфюмерии косметики, торговый работник должен, изучая спрос потребителя, знать состав, качественные показатели и условия их хранения.

Потребитель в этой особенно области нуждается в советах о применении, способах употребления и об особенностях того или другого сорта товаров. Все это требует, хотя бы, минимума товароведческих знаний, дать которые и ставит своей целью настоящий труд.

  

Гуревич Б. С. Торговля парфюмерно-косметическими товарами. (Серия: В помощь продавцу и заведующему секцией промтоварного магазина). М.: Госторгиздат, 1951 (М.: тип. Госпланиздата). 77, [3] с., ил.; 20 см. Обложка. Тираж 20 000.

Подразделы: 1-07.

Автор Гуревич Борис Самсонович.

Цель настоящего пособия — помочь работникам магазинов ознакомиться с ассортиментом парфюмерно-косметических товаров и туалетного мыла, назначением, свойствами, простейшими методами определения их качества, некоторыми вопросами организации и техники розничной торговли этими товарами.

 

Гуревич Б. С. Товары парфюмерно-косметические и галантерейные. Под ред. проф. Н. А. Архангельского. М.: Госторглитиздат, 1959 (Л.: Тип. №4 УПП Ленсовнархоза). 175, [1] с.; Библиограф.: с. 42 (14 наим.); с. 172. Переплет. Тираж 18 000.

Подразделы: 1-07.

Автор Гуревич Борис Самсонович.

Рекомендовано Управлением учебных заведений Министерства торговли РСФСР в качестве учебного пособия для товароведных факультетов высших экономических учебных заведений.

Первый раздел «Парфюмерно-косметические товары» содержит главу, посвященную психофизиологическим основам ощущения запахов.

  

Уразов Н. Х. Товароведение парфюмерно-косметических товаров и туалетного мыла. М.: Всесоюзный учебно-курсовой комбинат заочного обучения (ВУККЗО), 1940 (Тип. «Совпечать»). 47, [1] с.; 22 см. Обложка. Тираж 1 000.

Подразделы: 1-06; 1-07.

Автор Уразов Наджиб Харисович.

Учебное пособие, написанное для обучающихся заочно. Возможно, по этой причине некоторые технологические нюансы, связанные с производством ряда парфюмерно-косметических средств, описаны более детально. Включает возможные варианты рецептур в качестве примеров. Может быть интересно тем, кто решил заняться кустарным или, как сейчас модно говорить, «ручным» производством парфюмерно-косметических средств.

 

 

 

 

Перейти к обзору литературы по парфюмерии

 

В раздел "Книгообмен"

 

Запахи в литературе

 

Интересные и курьезные факты о запахах

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2023