В городе Марракеше в Марокко находится минарет – башня высотой около 70 м, построенная по приказу султана в знак победы над испанцами.
Минарет знаменит тем, что его стены пахнут мускусом. Натуральный мускус – ценное
благовоние, которое вырабатывают железы самца кабарги – животного семейства
оленей. Запах мускусу придает 3-метилциклопентадеканон-1 (мускон).
Оказывается, при строительстве минарета в 1195 в цемент, скрепляющий камни,
подмешали около тысячи мешков мускуса. И запах не исчез даже спустя 800
лет... (http://www.krugosvet.ru/)
В Тебризе (Иран) существует единственная в своем роде "душистая мечеть":
стены ее клали на растворе, в который был добавлен мускус. Его запах
ощущается даже сейчас - более 600 лет спустя. (Вокруг света, №1, 1967)
Вероятно, принесение в жертву благовоний входило в мистический
ритуал, и древние верили в то, что их молитвы быстрее достигнут богов, если
соединятся с ароматным дымом, который голубоватыми кольцами медленно поднимается к небу и растворяется в
воздухе, своим одурманивающим запахом приводя молящихся в религиозный
экстаз. Возжигание благовоний является важной составной частью всех
древних молитвенных ритуалов. Благовонные курения и ароматические смолы
сжигались на алтарях зороастрийцев и конфуцианцев, в храмах Мемфиса и
Иерусалима. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864)
В Древней Греции аромат благовоний считался не только составной частью ритуала поклонения богам, но и атрибутом самих богов. Гомер и другие поэты той
эпохи, изображая явление богини, всегда упоминали окружавшее ее
благоуханное облако. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864)
Благовония играли важнейшую роль в религиозных празднествах,
устраиваемых древними египтянами в честь своих многочисленных богов, а также
считались наилучшим повседневным приношением. …наиболее подходящим
жертвенным даром считался ладан и другие благовонные курения. В храмах,
посвященных «доброй богине» Изиде, вечному противнику Тифона Озирису, Пашт
(египетский вариант богини Дианы) — везде под надзором жрецов постоянно
курились ароматические смолы и древесина благовонных деревьев, а в особо
торжественные дни богослужение проводил сам царь, в одной руке держа трубку
с ароматическими курениями, а в другой — небольшой кувшин с вином или
ароматическим маслом, предназначенным для ритуального возлияния на алтарь.
Как правило, небольшие шарики или пастилки из ароматических веществ помещались в
специальные трубки-курильницы. В отличие от католического богослужения,
такими курильницами не размахивали. Их держали прямо перед собой в правой
руке, а левой забрасывали туда шарики ароматического вещества. Такой способ,
требующий определенной практики, судя по египетским изображениям, жрецы
хорошо осваивали и с легкостью выполняли. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864).
До сих пор в индуистских религиозных ритуалах широко
используются цветы и благовония. При любой церемонии
возжигаются ароматические курения, а храмы обильно
украшаются свежими цветами. С помощью специальных
красителей на лицо, руки и грудь наносятся
священные знаки. Вишнуиты наносят на лоб
горизонтальные красную и желтую полоски, а шиваиты
рисуют полоску вертикально. На последней выставке в
разделе «Ост-Индия» мне встретилось несколько
образцов этого ритуального красителя, сильно
ароматизированного сандалом и другими душистыми
эссенциями. Во время религиозного праздника, который
называется Мариата Кодам, индусы с головы до ног
натираются мазью из шафрана и идут собирать
милостыню, в обмен на которую раздают курительные
палочки Эти палочки, состоящие в основном из
сандалового дерева, верующие принимают с истинным
благоговением. Во время празднества в честь богини Дебродеи увенчанные цветами факиры зажигают
священный костер, голыми руками держа раскаленные
угли не выказывая при этом видимых признаков боли.
Во время празднества, посвященного Кришне, над
толпой верующих разбрызгивается смесь из
ароматического порошка и розовой воды; такая традиция не способствует
сохранности одежды. Сходный обычай существует в
королевстве Бирма. В последний день тамошнего календаря, 12
апреля, женщины обрызгивают водой каждого
встречного.
Это символизирует очищение от всего дурного, что
было за
прошедший год, и вступление в новый год без груза
накопившихся грехов. В богатых домах для этой цели вместо
простой воды используют порошок сандалового дерева,
смешанный с
розовой водой.
В Тибете также принято возжигать ароматические курения;
иногда это делают с помощью специальных трубок,
чаще же для этого используются гигантские алтари с
отверстием
наверху, внешне напоминающие печи для обжига
извести. Так как характерные для Индии ароматические
смолы в этом северном регионе редки, основным
благовонием для курения здесь служит можжевельник. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии).
В Гелиополе, городе Солнца, религиозные ритуалы проводились перед
большим кругом, который символизировал Солнце, почитавшееся под именем
Pa. Благовония возжигались трижды в день: на рассвете для этой цели
использовали янтарь, когда Солнце находилось в зените — мирру, а на закате —
смесь из шестнадцати ингредиентов, которая называлась куфи.
(Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864)
Тот, кто хотел обратиться к богу [Апису — священному быку] с вопросом,
возжигал перед алтарем благовония, наполнял ароматическим маслом и
зажигал светильники, клал денежное приношение у подножия изваяния Аписа.
После этого вопрошающий шепотом произносил свой вопрос и покидал храм,
тщательно закрыв уши. Первое же слово, услышанное от случайного
прохожего за пределами храма, считалось ответом на заданный богу вопрос.
(Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864)
…благовония входили в состав жертвенных притираний, являвшихся
неотъемлемой частью полного жертвоприношения. Эти притирания в
специальных вазах из алебастра или другого ценного материала ставились
перед изображением божества. Нередко на вазах гравировалось имя того
бога, которому приносилась жертва. Иногда царь или жрец брал из вазы
определенное количество притирания и мизинцем умащал им статую божества.
(Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864)
На празднестве в
честь богини Изиды, проходившем с большой пышностью, в жертву
приносили быка. Тушу наполняли миррой, олибанумом и другими
ароматическими веществами, а после этого сжигали, поливая
большим количеством масла. Благовонные испарения заглушали смрад
горящего мяса, который иначе сделал бы ритуал непереносимым для
молящихся.(Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864)
… щедро применялись благовония во время
грандиозных религиозных процессий. В одной из
таких процессий в эпоху династии Птолемеев в
шествии участвовало сто двадцать детей, которые
несли в золотых чашах курения, мирру и шафран;
за ними следовало множество верблюдов, некоторые
из них были навьючены трехсотфунтовым грузом олибанума, а остальные — таким же количеством
крокуса, кассии, корицы, ириса и других ценных
благовоний. В ритуал коронации любого царя
непременно входило помазание. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864)
Бальзамированию подвергались не только трупы
людей. Эта привилегия относилась и к животным,
которых древние египтяне считали священными
Когда священный бык, олицетворявший Аписа,
достигал двадцатипятилетнего возраста, жрецы
топили его в Ниле, бальзамировали и погребали
с большой пышностью. Бальзамировали также кошек
и других животных, множество таких мумий
хранится в Британском Музее. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии).
Свадебный обряд у индусов проходит
под своего рода балдахином,
называемым «пендаль»; зажиточные
люди богато украшают этот балдахин
и укрепляют на нем множество ламп. С
одной стороны под этим балдахином
сидят жених и невеста (сидят, как
правило, на корточках, как это
принято у народов Востока), а на
другом конце накрытой балдахином
площадки горит священный огонь,
называемый «оман». Его постоянно
поддерживают, добавляя сандаловое
дерево, ароматические курения,
благовонные масла и тому подобные
вещества, распространяющие при
горении ароматный дым. Прочитав
предписанное ритуалом множество
молитв, брамины приступают к
индусскому «венчанию», которое
заключается в том, что новобрачных
осыпают рисовой мукой, смешанной
с шафраном. Свадебная церемония
считается завершенной, когда муж дарит
жене золотую статуэтку божка,
так называемую «тале». Замужние
женщины носят такие статуэтки на
шее вместо принятого у нас,
европейцев, обручального кольца.
Погребальные обычаи предписывали сожжение умерших,
если покойный был богат или если его родственники
хотели проявить свое почтение, то погребальный
костер складывали из ароматических сортов дерева
Когда небезызвестный обычай «сута» еще практиковался,
безутешные вдовы могли найти
своего рода «утешение» в том,
что их смерть станет подобна
смерти Сарданапала,
задохнувшегося в благоуханном
дыму. Теперь же, когда английское
правительство запретило этот
варварский обычай, вдовы
заканчивают свои дни так же,
как и все прочие смертные. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии).
Если тебе предстоит непроизвольно родиться в отвратительной навозной куче, эта
вонючая масса покажется тебе ароматной, ты почувствуешь влечение и будешь рожден там; поэтому что бы ни возникало, не доверяй ему, но положи конец признакам желания и ненависти и выбери врата лона.
Бодхисаттва Дхупа несет фимиам и символизирует аромат, свежий воздух, простор.
Изобилие семьи ратна может показаться слишком величественным и
вызвать желание удалиться в привычный уголок самоудовлетворения и
гордости, которые считаются признаком мира людей.
Бодхисаттва-женщина Гандха несет ароматные эссенции, что означает развитую восприимчивость, необходимую
для свершения деяний, а ее спутница Найведья предлагает пищу — пищу медитации, которая
питает действия.