последнее изменение страницы 13.07.2023

Биография Фридмана Р. А.

В основу реконструкции биографии положены воспоминания родственников Рудольфа Аркадьевича: Александра Евгеньевича Фридмана, Татьяны Юрьевны Могильной и ее мужа Александра Григорьевича. Благодаря их рассказам мы можем закрыть некоторые белые пятна в биографии Фридмана Р.А. и определить направления дальнейших поисков. Особо отметим роль Александра Евгеньевича, он не только поделился воспоминаниями, но фактически выступил соавтором, ряд его письменных дополнений были включены в текст, практически без изменений.

Другим источником информации послужили книги самого Рудольфа Аркадьевича, в которых он писал, в том числе, и о своих производственных удачах. А благодаря справочникам «Вся Москва» и сайту toldot.ru удалось уточнить некоторые даты.

Работа по составлению биографии еще не завершена, мы будем в нее вносить дополнения по мере уточнения деталей.

 

Фридман Рудольф Аркадьевич, ООО Реал
Фридман Рудольф Аркадьевич
(1894-1984)
Рахиль Наумовна Фридман , ООО Реал
 Рахиль Наумовна Бронштейн/Фридман
Автограф на титуле книги 1949 года
Художнику М.А. Маркову, другу Фридмана Р.А.
(автограф на форзаце книги 1955 г.)
Портрет Рудольфа Аркадьевича Фридмана, ООО Реал
Портрет Рудольфа Аркадьевича
 (ориентировочно 1950-1955),
 вероятно, руки художника
 Маркова Михаила Александровича
Рисунок любимой собаки Фридмана,
выполненный тем же художником
Р.А. Фридман в лаборатории, ООО Реал
В лаборатории (30-е годы)
Р.А. Фридман в кабинете, ООО Реал
В кабинете

Фридман Рудольф Аркадьевич родился в Кишиневе 30 марта 1894 г. При регистрации в синагоге год рождения ребенку записали как 1896. Так частенько делали в еврейских семьях, чтобы уберечь мальчика-первенца от раннего призыва в армию. К слову сказать, подобная практика по отношению к мальчикам использовалась и в деревнях СССР даже после революции, вплоть до середины прошлого века. С 1915 года и до выхода на пенсию проживал в Москве, а последние годы жил в Кишиневе. Умер и похоронен на кладбище Дойна в Кишиневе (Молдавия).

Его отец, Арон Фридман, работал в гимназии и имел право на бесплатное обучение в ней одного своего ребенка. А у него их было пять: Рувим (Рудольф), Израиль (погиб на фронте в 1915 году), Давид (ум. 16.06.1986), Пинхас (Петр) (17.07.1905-31.01.1997) и Исай (04.01.1907-14.04.1973).

Так старший сын Рувим (а после революции – Рудольф) получил в гимназии солидное законченное классическое среднее образование и в 1911 г. поступил на химическое отделение медицинского факультета Новороссийского Императорского Университета в Одессе. По рассказам Рудольфа Аркадьевича, во время учебы он очень много получил от своего руководителя (имени наставника Рудольф Аркадьевич не называл, вероятно, им был Севастьян (Шаббатай) Моисеевич Танатар, блестящий исследователь в области неорганической, органической и физической химии, основатель школы неорганической химии на медицинском факультете Императорского Университета в Одессе, где тот преподавал в 1896-1917 годах вплоть до своей смерти). Профессор, не считаясь со временем, плотно работал с талантливым студентом в исследовательской лаборатории, часто занимался с ним у себя дома, и позволял столоваться, что было немаловажно для бедного студента.

В 1915 году, на четвертом году обучения, Рудольф Аркадьевич женился на Рахили Наумовне Бронштейн, которая была старше супруга и к тому времени уже окончила медицинский факультет того же Новороссийского университета в Одессе, где получила специальность фармацевта. В соответствии с законом это давало ей, как еврейке, имеющей высшее образование, возможность постоянно проживать в столичных городах.

В этом же году супруги переезжают в Москву,  где Рудольф Аркадьевич устраивается на работу в Товарищество парфюмерно-косметического производства Брокар и Ко, а Рахиль Наумовна получила должность провизора в  Старо-Никольской аптеке Товарищества «В.К. Феррейн». Товарищество «В.К. Феррейн» было ликвидировано по декрету советской власти в 1918 г., а владелец сети – Владимир (Вольдемар) Карлович Феррейн вынужден был уехать в Крым, где и умер на 84 году жизни. Крупнейшая, даже по европейским меркам, и самая известная аптека «В.К. Феррейн» Москвы, на Никольской улице, была переименована и сначала называлась «Центральная», а затем долгое время носила название «Аптека №1» (в конце прошлого века аптека по адресу Никольская улица, 21, была ликвидирована).

Переезд из Одессы в Москву не дал Рудольфу Аркадьевичу формально завершить высшее образование и получить диплом об окончании университета. Много лет спустя, в 1952 году, этот факт не позволит ему получить степень доктора наук без защиты по совокупности научных заслуг (имея за плечами четыре монографии).

Вице-президент АН СССР академик А.В. Топчиев, ведавший Высшей Аттестационной Комиссией, на ходатайство академика И.Л. Кнунянца сообщил, что ничем не может помочь, раз нет документа о законченном высшем образовании – «Таковы правила».

В том же 1915 году во Введенском переулке Басманного района исторического центра Москвы был сдан доходный дом, в маленькой трехкомнатной квартире которого до конца 60-х, нашла пристанище большая семья Рудольфа Аркадьевича. На начало 1957 года он здесь проживал с супругой Рахилью Наумовной, старшим сыном Юрием с женой и дочерью Татьяной (1950 г. р.), младшим сыном Евгением с женой и сыном Александром (1950 г.р.), и домработницей.

Лишь в конце 50-х Юрий получил отдельное жилье в Подмосковье. Он работал летчиком-испытателем отремонтированных самолетов на Авиарембазе ДОСААФ (завод МАРЗ) и переехал (1957-1958) с семьей в деревню Черное. А спустя некоторое время (в 1965-м) и Рудольф Аркадьевич, в результате родственного обмена с мамой жены Евгения, переехал в большую комнату в квартире недалеко от м. Смоленская. По прежнему адресу остались проживать Евгений с супругой, ее мама, а также их сын Александр.

К слову, в 1922 году Введенский переулок был переименован, поэтому в справочниках второй половины 20-х гг. адресом проживания сначала Рахили Наумовны, а позднее и Рудольфа Аркадьевича значился Подсосенский пер., д. 24, кв. 44.

В голодном 1918 году у Рудольфа Аркадьевича и Рахили Наумовны родился первенец, которого не стало через несколько дней. А в 1920 г. 9 апреля, появляется на свет средний сын – Юрий. Младший сын, Евгений, родился спустя два года – 6 марта 1922 г.

В 1927 году, уже надежно закрепившись в Москве, Рудольф Аркадьевич и Рахиль Наумовна способствуют переезду в столицу некоторым другим кишиневским родственникам, а из Парижа младшему брату Петру, где тот жил с начала 20-х гг. со своим братом Давидом.

Согласно телефонному справочнику «Вся Москва» за 1927 г. местом работы Рахили Наумовны Фридман указана Введенская амбулатория. Несмотря на изменение в 1922 г. названия переулка, название амбулатории осталось прежним.

Рахиль Наумовна была преданной женой, любящей мамой и надежной опорой семьи. Она, по возможности, всегда помогала своим братьям и сестрам, а их было двенадцать. До конца жизни слала посылки брату, который жил в Харбине. На ней много лет держался гостеприимный дом Фридманов.

Чтобы обеспечить «тыл» и уход Рудольфу Аркадьевичу, она перестала работать в 1938 году. Возможно, что это было и к лучшему, потому что, по словам Рудольфа Аркадьевича, последнее время Рахиль Наумовна работала провизором в кремлевской аптеке.

Рудольф Аркадьевич начал свою трудовую деятельность в 1915 году в товариществе парфюмерно-косметического производства Брокара и Ко. Здесь он приобрел практический опыт применения современных промышленных технологий в мыловарении, как говорится, «из первых рук», от работавших здесь мастеров своего дела, в том числе – из Европы. Хорошая практика успешно дополнила теоретические знания, солидные научные и экспериментальные навыки, которые были получены в Университете от пестовавшего студента профессора.

Недорогое «копеечное» мыло являлось одним из наиболее популярных и самых массовых продуктов фабрики Брокара, наряду с парфюмерией и косметикой. Полученные на одном из старейших парфюмерных производств навыки мыловарения помогли Рудольфу Аркадьевичу в его последующей работе уже после революции.

Неизвестно, когда именно Рудольф Аркадьевич перешел на работу в Производственный кооператив «Гален Москва». Вероятно, когда прошла национализация фабрики Брокара, и дела у нового предприятия резко ухудшились – не хватало сырья для производства косметических средств, большинство ведущих специалистов или уехали заграницу, или сменили место и область работы.

Допускаем, что финансовый вопрос для молодой семьи играл в этот сложный момент не последнюю роль, а в производственных кооперативах зарплату специалистам могли предложить хорошую, и главное – стабильную, да и должность химика в лаборатории тоже играла свою роль. Возможно, что именно смена места деятельности и обретенная уверенность в завтрашнем дне оказала влияние на долгожданное прибавление в молодой семье Фридманов.

Лаборатория кооператива «Гален-Москва» специализировалась на производстве как традиционных парафармацевтических средств: кремов, зубных паст, экстрактов, а позднее – и мыл, так и, сомнительного плана, омолаживающих жидкостей. Например, в журналах еще середины 20-х гг. можно было встретить рекламу флаконов «Секаровская жидкость», с омолаживающей вытяжкой из семенных желез, «приготовленной по способу профессора д-ра Бюхнера».

Вероятно, 1929 для Фридмана Р.А. становится годом перемен. В справочнике «Вся Москва» за 1929 г. еще пока указано его место работы «Лаборатория Гален-Москва» и должность – химик.

В этом году он передает рукопись своей книги «Современная высшая косметика» для рецензирования в дерматологическую клинику 1-го Московского института им. Эрисмана. Рукопись получает высокую оценку.

Возможно, в этом же 1929 г. Рудольф Аркадьевич переходит на работу химиком-технологом на бывшую французскую парфюмерную фабрику «А. Ралле и К°». Фабрика была национализирована в 1917 г. и переименована в «Государственный мыловаренный завод №4», а с 1922 г. меняет название на «Государственная мыльно-косметическая фабрика «Свобода» и входит в трест ТЭЖЭ.

В 1929-1930 гг. темой проводимых Фридманом Р. А. на фабрике «Свобода» - ТЭЖЭ экспериментов стало освобождение натурального мела (представляющего собой аморфный углекислый кальций с содержанием различных микропримесей), используемого в порошках для чистки зубов, от кристалликов, обладающих высокими абразивными свойствами и способных нанести вред эмали зуба.

В 1930 г. в Москве прошла реорганизация мыльно-косметических производств, в связи с чем, все производство парфюмерии с фабрики «Свобода» перевели на фабрику «Новая заря». При этом все производство мыла сосредоточили на фабрике «Свобода». Также на фабрике осталось производство зубных порошков и кремов.

Рудольф Аркадьевич продолжил работу на фабрике «Свобода». Изданные им в этот период книги: «Технология расщепления жиров» (1934),  «Основы мыловарения» (1935) посвящены проблемам мыловарения.

Целью первых двух книг было заполнить тот информационный пробел, который наблюдался в области мыловаренного производства. Автор сделал попытку осветить вопросы, которые поднимались делегатами двух прошедших в 1931 г. съездов промкооперации по мыловарению.

В основу книги «Технология расщепления жиров» лег курс лекций, который читался Фридманом Р.А. студентам, проходившим производственную практику на заводе МАК.

До революции это была фабрика «Виктория Регина», принадлежавшая фирме «З. Бодло и К°», после революции некоторое время носила название «Парфюмерия «Виктория Регина», затем стала «Кооперативом рабочих и служащих «Государственного мыловаренного завода №12», а в 1932 г. переименована в Парфюмерию М·А·К (сокращенно: Мыловарение * Ароматические вещества * Косметика). Помимо мыла там выпускали еще и парфюмерию.

Что касается третьей изданной книги «Высшая косметика» (1935), то она представляла собой переработанное и расширенное издание рукописи «Современная высшая косметика». Книга состоит из трех частей. Первая часть «Технология косметических препаратов» содержит множество рецептурных форм различных косметических средств с описанием технологии их производства, богато иллюстрирована фотографиями технологического оборудования, используемого для их производства, и самого производственного процесса. Вторая часть «Основные материалы, применяемые в косметике и их свойства» по форме изложения – справочник-словарь компонентов, используемых в косметическом производстве. Третья часть «Аналитические методы, применяемые при исследовании косметической продукции» содержит описание основных методов анализа, используемых для контроля качества производимой продукции. Вот как охарактеризовал это издание профессор Рутовский Б.Н.: «Настоящая книга является первой (или, во всяком случае, одной из первых) попыткой дать изложение этой технологии не в форме сборника рецептов (часто неверных и малоценных), а в форме систематизированного изложения процессов и машин, применяемых в этом производстве».

В этом издании Фридман Р.А. предлагает свою классификацию всех косметических средств, которая впоследствии получила распространение во всем мире. Он разделяет всю косметику на три группы: гигиеническая, врачебная, декоративная. Для каждой группы определяет цели применения косметических средств и условно разносит все выпускаемые виды по трем группам. Особо оговаривая, что невозможно прочертить четкие грани между ними, ведь, в конечном счете, цель всех косметических средств едина – красота, а разница лишь в методах ее достижения.

Книга впоследствии два раза перерабатывалась в соответствии с новыми требованиями текущего времени и переиздавалась под названием «Косметика (производство, применение, анализ)» (1959) и «Технология косметики» (1964).

При написании первых трех книг автор использовал зарубежные статьи и книги, вышедшие преимущественно в Германии и Франции. Последние тематические работы, изданные во Франции, Фридману Р.А. предоставил коллега, который помог и с их переводом, а вот с книгами и статьями на немецком языке Рудольф Аркадьевич работал самостоятельно.

Нет достоверной информации о том, выезжал ли Фридман за границу. Скорее всего, не выезжал. Во всяком случае, родственники такую поездку с уверенностью не могут ни подтвердить, ни опровергнуть – об этом Рудольф Аркадьевич не упоминал. Известно, что Фридман кроме русского, румынского и идиш – родного языка, неплохо знал греческий, немецкий (которые преподавали в кишиневской гимназии) и немного французский. В пользу поездки косвенно могут говорить следующие три момента:

1. Имеются указания о наличии в его активе зарубежных публикаций, о чем также имеются ссылки в некоторых примечаниях к его книгам. Возможно, что первые статьи были опубликованы именно за рубежом.

2. До 1934 г. неизвестно ни одной его отечественной публикации, а уже в 1934 и 1935 выходит сразу три основательных труда: «Технология расщепления жиров», «Основы мыловарения» и «Высшая косметика», при написании которых использовались статьи и книги, недавно опубликованные в Германии и Франции. Очевидно, что в их основу лег анализ новейших достижений в соответствующих областях этих стран, а также богатый личный опыт автора.

3. В первой опубликованной книге «Технология расщепления жиров» автор вносит рацпредложение по утилизации грязи из жироуловителей, которое было рассмотрено и одобрено экспертной комиссией 10 ноября 1932 г., созванной правлением завода «МАК». В основу рацпредложения лег способ утилизации жира и грязи, используемый при изготовлении мыла на мыловаренных заводах в Германии.

Интерес к свойствам вязких ароматических веществ, к созданию устойчивых композиций впервые проявился у Рудольфа Аркадьевича в серии экспериментов, проведенных еще в начале 1932 г. Анализ их результатов был изложен в статье «Фиксаторы в парфюмерии», опубликованной в журнале «Маслобойно-жировое дело» за 1934 г. К этой теме он вновь возвращается в 1947-1948 гг. и продолжает серию исследований фиксирующих свойств труднолетучих душистых веществ. Теперь количество объектов изучения стало больше:

1) кристаллические душистые вещества (гелиотропин, амбровый мускус, кумарин);

2) смолистые вещества:

а) частично летучие (бензойная смола, стиракс, толуанский бальзам) и

б) слабо летучие (метилабиетат);

3) эфирные масла (сандал, пачули, лаванда, герань абхазская).

По итогам проведенных исследований Фридман Р.А. делает предположительное заключение о наличии закономерности между вязкостью масла и стойкостью его аромата. Высказанная автором гипотеза стала предметом полемики с другим химиком-органиком и исследователем свойств душистых веществ С.А. Войткевичем (статья 1956 г.)

Лучшей своей книгой Рудольф Аркадьевич считал существенно переработанное издание «Технологии парфюмерии» «Парфюмерия» (1955). Монография также переведена на другие языки и, чем особенно гордился ее автор, так это тем, что она издана в Китае. В этой стране в середине 50-х активно развивалось производство душистых веществ, и потому внимание к работе со стороны именно Китая автору было особенно лестно. Кроме того, известно, что в начале-середине 50-х издательством велись переговоры о публикации этой книги в Германии и Польше. Польский вариант издания  «Технологии парфюмерии» удалось найти, но увидел ли свет перевод книги на немецкий язык доподлинно неизвестно – никаких авторских отчислений за зарубежные издания Рудольф Аркадьевич не получал. Косвенным подтверждением того, что книга все же увидела свет, например, в Германии служит факт, что в 1965-66 гг. в Союзпарфюмер приезжали представители одной из парфюмерно-косметических компаний ФРГ, которые выражали желание встретиться с Рудольфом Аркадьевичем с целью приглашения его к себе на работу.

К слову, несколько страниц для второго издания написаны коллегой Рудольфа Аркадьевича – Макаровым-Землянским. Золотым временем их творческого союза стало начало 50-х. В этот период вместе с еще несколькими соавторами написано пособие «Парфюмерия и косметика: В помощь продавцу» (1952), а также оформлен патент на оригинальный «способ изготовления эмульсий, спиртовых растворов и карандашей для отпугивания насекомых».

Авторские экземпляры изданий «Технология парфюмерии» и «Парфюмерия» Рудольф Аркадьевич с гордостью дарил своим многочисленным друзьям. Сейчас, когда сменилось уже два поколения, эти книги с авторскими дарственными надписями иногда появляются на интернет-аукционах и очень радуют нынешних почитателей трудов Р. А. Фридмана.

Однако, все эти специализированные работы рассчитаны были на специалистов парфюмерной и косметической отрасли, потому они и выходили небольшими тиражами – 2-3 тыс. экземпляров. Всенародная известность к Рудольфу Аркадьевичу пришла, когда он стал писать популярные книги, ориентированные на обычных потребителей. В них автор увлекательно и доступным языком рассказывает об истории появления косметических и парфюмерных средств, об имеющихся в продаже современных препаратах для поддержания красоты и о том, каким образом с их помощью можно сохранить в хорошем состоянии кожу, волосы, ногти, зубы.

Издания выходили тиражами от 40 000 до 150 000 и мгновенно раскупались.

Например, такие популярные книги как «Покупателю о парфюмерии и косметике» (1961, 1963, 1968) и «Парфюмерия и косметика» ( 1968, 1975, 1976) выдержали по три переиздания совокупными тиражами в 130 000 и 370 000 экземпляров соответственно. Многие советы и рекомендации, изложенные в них, до сих пор не утратили актуальности.

Стоит отметить, что у Рудольфа Аркадьевича несомненно было предпринимательское видение (именно благодаря ему создавались рецептуры востребованных косметических средств), однако, имея в детском возрасте неудачный опыт ведения торговли, оно несколько изменило вектор самореализации. Вот история, рассказанная Рудольфом Аркадьевичем внуку Александру о своем первом и последнем предпринимательском опыте: «Единственным примером своей предпринимательской деятельности он [Рудольф Аркадьевич], со смехом, называл мне свою попытку в 15-летнем возрасте изготовить и продать в Кишиневе на улице с тележки что-то вроде мацони собственного приготовления, в баночках. Тележка была с большими колесами, но только с двумя. И как только он отпустил ручку, тележка наклонилась, и баночки посыпались на землю. Завершив тем самым этот бизнес».

Видимо, тогда Рудольф Аркадьевич сделал для себя вывод – торговать не его дело, его дело – творить, изобретать и составлять прописи, например, парфюмерных и косметических средств. Поэтому он занимался разработкой рецептур, которые внедрялись на различных производствах. И хотя к их сбыту не имел никакого отношения, все же, упоминая в своих книгах созданные парфюмерно-косметические средства, тем самым, несомненно, стимулировал на них всесоюзный спрос. А так как описываемые в книгах косметические средства реально помогали решить требуемые задачи и нравились их потребителям, то рос и авторитет автора среди читателей. Как следствие, расширялась не только его читательская аудитория, но и круг поклонников разработок Рудольфа Аркадьевича. О том, что Фридман был далек от денежных вопросов, косвенно подтверждает и замечание его внучки, Татьяны. Рассказывая о периоде работы деда в возглавляемой им лаборатории при институте красоты, где производились небольшими партиями различные косметические средства, она вспоминала: «Врачи потихоньку их [кремы] продавали клиентам, но, по­-моему, с дедом не делились».

Но зато его популярные книги ценили не только читатели, но и производители парфюмерии и косметики. Внук Александр вспоминает: «Я помню множество посылок, приходивших к нам домой с «пробными» флакончиками духов из Риги, Харькова, Краснодара и других мест. Сейчас понимаю и могу оценить, что парфюмерные фабрики просто «рвались» за право их продукции быть рекомендованной в его книгах».

Парадоксально, но именно эти популярные книги вызывали у специалистов скепсис с известной долей раздражения, в силу того, что в изданиях много места отводилось рекламе авторских косметических разработок и при этом, подчас игнорировались альтернативные, даже порой, более эффективные. Однако, такая направленность в изложении материала в целом не снижает его ценности и познавательности, а сейчас и вовсе считается естественным правом их автора. Вообще индивидуализм в советское время не поощрялся, равняться надо было на коллектив, больше думать и писать об общественных, а не личных достижениях. Именно по этой причине только в последнее время мы начинаем узнавать о том, кто являлся автором тех или иных популярных в СССР духов или кремов.

Как рассказывал Рудольф Аркадьевич, в начале 60-х, он познакомился с Патриархом Алексием I, этот контакт поддерживался до самой смерти последнего, последовавшей в 1970 г.

Резиденция Алексия I располагалась в Чистом переулке, д. 5, относительно недалеко от дома, куда не так давно переехал Фридман – в результате родственного обмена он переселился в квартиру возле м. Смоленская, в Малом Могильцевском пер.

Иногда они встречались и вместе гуляли, пили чай и беседовали на разные темы. Однажды в ходе разговора затронули вопрос об использовании благовоний в храмах. Патриарх рассказал об имеющейся потребности разработки рецептуры ладана для каждения в отечественных православных храмах и поинтересовался, мог бы тот помочь в разрешении этой задачи? «Как же возможно, чтобы рецептуру для православных разрабатывал иудей?» – спросил Фридман. «Не нужно держаться за предрассудки» – ответил Алексий I.

Для погружения в тему патриарх разрешил пользоваться своей личной библиотекой, размещенной в помещении, которое ранее служило кельей патриарху Сергию. Владея языками – греческим, румынским и идиш, Рудольф Аркадьевич с удовольствием приступил к анализу специальной литературы. Итогом работы с книгами стала разработанная им рецептура монастырского ладана, получившая одобрение патриарха, для использования в целях каждения.

Материалы, касающиеся истории применения благовоний и парфюмерии, найденные в книгах из библиотеки Алексия I, были использованы при написании соответствующих глав в книгах «Покупателю о парфюмерии и косметике» и «Парфюмерия и косметика».

26 марта 1960 г. умирает первая супруга – Рахиль Наумовна Фридман, ее похоронили на Востряковском кладбище. Спустя 35 лет рядом с ней будут похоронены младший брат Рудольфа Аркадьевича – Фридман Петр Аркадьевич (1905-1997) и его жена – Фридман Клара / Хая Яковлевна (1910-1995).

 

ОТСТУПЛЕНИЕ (О ближайших родственниках Фридмана Р.А.)

 

После начала Великой Отечественной войны, когда большинство косметических предприятий было или остановлено, или перепрофилировано на производство необходимых для ведения войны ресурсов, Рудольф Аркадьевич работал химиком в Химширпотребе (Фрунзенского райпромтреста, Москва). Изданное в 1943 г. «Техническое пособие по производству кремов и мазей для обуви» имело сугубо практическое назначение – стране в больших количествах требовались средства для ухода за кожаной обувью. Нужны были кремы, которые имели бы следующее назначение: «придать поверхности обуви глянец, смягчить кожу, сделать ее водонепроницаемой, предохранить от высыхания и сырости, а также от гниения». Варианты решения этой задачи и были подробно изложены в брошюре, начиная от описания технологии изготовления, необходимого для производства оборудования и заканчивая указанием рецептур вакс, кремов, мазей и аппретур (глазурей).

Следующей задачей, за решение которой взялся Рудольф Аркадьевич – оптимизация переработки отходов кисломолочного производства. В результате, он наладил на Химширпотребе изготовление различных разновидностей конторского и картонажного казеиновых клеев из бракованного (не соответствующего по физическим и химическим свойствам стандартам) казеина – белкового вещества, добываемого из молока. Для улучшения запаха быстро портящегося казеина в рецептуру клея было предложено вводить терпинеол (0,5-1%), который сообщал клеящему составу аромат, напоминающий сирень. По результатам проведенной работы издана монография «Производство казеинового клея» (1945).

До 1956 года Рудольфа Аркадьевича связывают трудовые отношения с фабрикой «Свобода». В этом году в возрасте 62 лет, его отправляют на пенсию «по возрасту» с должности главного технолога фабрики. При этом фабрика периодически обращается за помощью к пенсионеру, например, в 1962-63 гг. для разработки сначала крема для космонавтов, а затем и для жены Н.С. Хрущева – Нины Петровны.

Несмотря на высокую оценку его косметических рецептур и ряд монографий Рудольф Аркадьевич за всю свою трудовую деятельность не получил «официального признания» – у него не было ни одной правительственной награды, звания или правительственной премии.

Более того, ему пришлось выдержать серьезный прессинг со стороны «науки», когда он в середине 50-х переработал и подготовил к переизданию книгу «Технология парфюмерии». Одно из предположений, что именно эта «борьба за книгу», увидевшую свет в 1955 г. под названием «Парфюмерия», породила напряженные отношения с руководством, и стала причиной досрочного освобождения от занимаемой должности химика-технолога в самом расцвете его творческих сил.

Рудольф Аркадьевич был в хороших отношениях с супругой Вячеслава Молотова – Полиной Семеновной Жемчужиной. В 1930-1932 годах она работала директором парфюмерной фабрики «Новая заря», затем до 1936 г. была управляющей трестом эфирно-жировых эссенций (ТЭЖЭ). Под впечатлением поездки во Францию Полина Семеновна предложила организовать в Москве косметологическую службу. Именно тогда по ее инициативе начал работать первый кабинет врачебной косметики. Кабинет лег в основу открытого в 1937 г. на ул. Горького, дом 19., «Института красоты». В годы Великой Отечественной войны институт не функционировал, но его деятельность возобновилась в 1945 г., при этом открылись филиалы в Киеве, Кисловодске, Пятигорске, Сочи.

Длительное время Рудольф Аркадьевич работал в «Институте красоты» на ул. Горького. В 1966 г. институт реорганизовали, он стал Московским научно-исследовательским институтом косметологии. В 1967 г. три отделения института и лаборатория, которую возглавлял Фридман, переехали на проспект Калинина, дом 25 (ныне Новый Арбат, дом 17). Здесь филиал «Института красоты» получил известность, как «Московская врачебно-косметическая лечебница». В Институте Рудольф Аркадьевич пользовался огромным уважением, особенно со стороны главного врача И.И. Кольгуненко. По словам внучки Татьяны, посещавшей лечебницу, сотрудники говорили о нем с пиететом. В лаборатории лечебницы под руководством Фридмана небольшими партиями производились различные косметические средства, которые активно использовались в различных отделениях института и продавались всем желающим. Отличительной особенностью изготовляемых мазей, кремов, лосьонов и т.п. средств было практически полное отсутствие в их составе консервантов. Такая «живая» косметика имела небольшие сроки годности и преимущественно делалась под заказ, по мере необходимости, но зато показывала впечатляющие результаты. Татьяна, регулярно навещавшая деда, вспоминает, что неоднократно слышала восторженные отзывы клиентов о кремах, разработанных и сделанных в стенах лаборатории ее дедом.

Одним из разработанных именно здесь жидких кремов, рецептура которого стала предметом гордости ее автора, высокоактивный гидратирующий «АДФ лосьон», успешно использовавшийся в косметических процедурах.

С некоторыми другими авторскими удачами можно ознакомиться здесь.

Особой гордостью Рудольфа Аркадьевича была разработанная им «Теория ощущений и восприятия запахов». Ее основные положения изложены в книге «Технология парфюмерии» (1949), развиты во втором издании – «Парфюмерия» (1955) и, так или иначе, затрагивались во всех последующих написанных им популярных работах. Всем, кому интересны законы создания парфюмерных композиций, влияние их на физиологию человека, рекомендуем обратиться к этим изданиям и по достоинству оценить авторский взгляд на технологию создания парфюмерных композиций, относимую Фридманом к области искусства. Это возможность ознакомиться с увлекательным изложением различных гипотез на природу запаха и проблем обоняния.

К примеру, автор еще в конце 40-х гг. отмечал, что душистые вещества оказывают на организм человека «весьма значительное физиологическое действие: они влияют на работоспособность, изменяют мускульную силу (увеличивают – аммиак, сладкие и горькие запахи); изменяют газообмен (увеличивает – мускус; уменьшают – мятное, розовое, коричное, лимонное, бергамотное масла и др.); изменяют ритм дыхания и пульса (учащают и углубляют – оригановое масло и неприятные запахи; обратное действие оказывают ванилин, розовое и бергамотное масла и приятные запахи вообще); изменяют температуру кожи (повышают – бергамотное и розовое масла, ванилин; понижают – неприятные запахи); изменяют кровяное давление (повышают – неприятные запахи; понижают – бергамотное и розовое масла, ванилин и другие приятные запахи); изменяют внутричерепное давление (неприятные – повышают, а приятные – понижают); влияют на слух (неприятные – снижают); изменяют качество зрения (бергамотное масло улучшает зрение в сумерки, неприятные запахи – ухудшают)».

Особо отметим, что издание именно этой книги сопровождалось серьезным конфликтом с руководством, принимавшим решение о ее печати. На эту тему было собрано специальное собрание с целью осуждения и недопущения издания, в том числе и по причине ее крена в идеализм, что в те годы было серьезным обвинением. Его сын Евгений, используя свое юридическое образование, помог в борьбе за книгу защитить на этом собрании отца и его труд, о чем впоследствии оба вспоминали неоднократно. Основным оппонентом Рудольфа Аркадьевича стал С.А. Войткевич, чья обстоятельная рецензия акцентировала внимание на том, что в новой рукописи не были исправлены ошибки и замечания, на которые он указывал автору после публикации первого издания.

Несмотря на это, в предисловии к «Парфюмерии» автор благодарит С.А. Войткевича наряду с академиком И.Л. Кнунянцем, ведущим в стране специалистом по органической химии, за ценные замечания, которые помогли в работе над книгой.

На новом месте (проспекте Калинина) Фридман Р.А. проработал не так долго – из-за проблем со здоровьем (в частности, из-за больших окон в новой лаборатории, от которых в зимнее время постоянно дуло) был вынужден уйти на пенсию, но, даже будучи на заслуженном отдыхе, не мог усидеть дома – продолжал приходить в институт и проводить консультации. В интернете нам встретилось упоминание о преемнике знаний и богатого опыта Рудольфа Аркадьевича – Маргарите Алексеевне Нефедовой, сменившей его в Институте Красоты, авторе рецептур множества косметических средств. Разработанная Нефедовой и производимая до сих пор косметическая серия получила высокие оценки специалистов в области косметологии и положительные отзывы использовавших ее клиентов.

В 1964 году Рудольф Аркадьевич в возрасте, близком к 70 годам, женился во второй раз. Именно ей, Любови Семеновне, он посвятил второе издание книги «Парфюмерия и косметика» (1975) и с ней прожил до конца жизни. Любовь Семеновна Финкельштейн/Фридман проводила в последний путь своего мужа.

К сожалению, именно этот второй брак внес напряжение в дружную и сплоченную семью. Если раньше большую еврейскую семью с многочисленными родными собирала Рахиль Наумовна, то сейчас идиллия нарушилась. Евгений очень любил и маму, и отца, но не одобрял его второй брак, что и стало поводом к тому, что отец переехал с более молодой женой в квартиру в Малом Могильцевском переулке у м. Смоленская.

В 1974 году супруги принимают решение о переезде в Кишинев. После возвращения на малую родину Рудольф Аркадьевич даже в возрасте уже за 85 лет один день в неделю проводил в Институте Химии АН Молдавской ССР, консультируя проект, связанный с синтезом соединений с выраженным янтарным запахом, представляющих интерес для парфюмерии, косметики и табачной промышленности. Кроме того, он постоянно работал над новыми книгами.

В этот период всю личную корреспонденцию он просил отправлять по новому месту своего жительства: 277028, Кишинев-28, ул. Академическая, д. 8/1, кв. 38.

Последние две книги «Красота и косметика» (1978) и «А вы хотите быть красивой» (1982) увидели свет уже после переезда в Кишинев. Эти издания несколько отличаются от предыдущих, хотя также представляют собой популярные руководства по сохранению женской красоты и молодости кожи. Содержат множество советов по сохранению осанки, оптимизации применения косметических и парфюмерных средств. В них автор фактически делится богатым жизненным опытом и рассказывает об интересных случаях, которым он был свидетель в период работы в Институте красоты.

Немногие знают, что в 1983 году Рудольф Аркадьевич подготовил рукопись с иллюстрациями своей последней, фундаментальной книги, целиком посвященной истории парфюмерии и косметики. Кишиневские издательства на выпуск книги не решились. Сказали, что вопрос этот слишком специальный, узкий для небольшой республики и отослали автора на поиски московских издателей. К сожалению, рукопись пропала из квартиры внука Александра после его отъезда в Америку. Но хочется верить, что рукопись найдется, и читатели увидят эту книгу. Ведь, по словам персонажа «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова, «рукописи не горят»!

Могила Фридмана Р.А. в Кишиневе. Фото 2012 г.
(На плите ошибочно указана дата рождения
 30.04 вместо 30.03, а также ошибка в написании имени)

 

 © Федотов С. В. Май 2021-сентябрь 2022.

 

 

 

 

На страницу Фридмана Р. А.

 

Библиография работ Фридмана Р. А.

 

Творческие удачи (парфюмерно-косметические средства) Р.А. Фридмана

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2023